Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозная мораль





Нравственные проблемы помогают решать и наука и религия. Знание и вера способствуют тому, чтобы по своему прояснить их. Но эти проблемы прежде всего должны осмысливаться в рамках самой морали как специфической и самостоятельной форме духовной культуры и общественного сознания.

Люди, в душах которых нет высоких нравственных принципов и общечеловеческих идеалов, не способны создать динамично развивающееся справедливое и счастливое общество.

Еще Лютер провозгласил, что «вера без дел мертва». Столь же верно, что и дело без веры не жизнеспособно. А.Кальмансон «Диалог», 1990, №8.

Жизнь, не устремленная (хотя бы в мечтах) к идеалу, теряет смысл. И не столь уж важно – где расположен этот идеал – в потустороннем или посюстороннем мире. Важнее, каков он. Главная отличительная особенность подлинного идеала – его универсальность. Он не может кому-то нести добро, но кому-то – зло, кому-то дарить прекрасное, но кому-то – безобразное.

Особенно важно искать какие-то общие основания в моральных ценностях сейчас, перед трагедией, грозящей всему роду человеческому.

И лучше всего такую роль выражает «золотое правило нравственности». Моисей с его 10 заповедями. Ветхий и Новый завет с их нормами личного поведения: «не пожелай ближнему того, чего себе не желаешь». Конфуцианство в Китае или заветы Магомета на Востоке.

Важно, чтобы люди «не делали другим того, чего не хотят себе» (Деяния Святых Апостолов, гл. 15, стих 20). Хотя в такой форме это сформулировано в 51-м году нашей эры, но крайне актуально во все времена. Этот нравственный императив помогает преодолевать национальные, религиозные, образовательные, мировоззренческие различия и указует самый верный путь к общему благополучию.

«…Религиозный человек считал убийство тяжким грехом, а человек нерелигиозный – тяжким преступлением против человечности, так что в этом вопросе существовал универсальный нравственный закон, хотя в основе его, как мы видим, могли лежать и противоположные мировоззренческие принципы» Лит.критик А.Ланщиков. Спору – масштаб поисков. ЛГ, 1978, №45.

 

Идеал не может быть застывшим, завершенным. Он открывает путь к дальнейшему восхождению и сам открыт для дальнейшего восхождения.

 

С православной точки зрения, всякое богатство есть грех (ведь если есть богатые, значит есть и бедные, а это несправедливо, неправедно). И когда богатые люди совершают пожертвования, они не доброту свою являют, а грех замаливают. В противном случае православие превращается в показушную религию (Межуев).

 

«Но сколько люди живут, ничего сильнее десяти заповедей и Нагорной проповеди, по крайней мере в истории христианской цивилизации, в истории индустриальных народов не было… Конечно, это идеал, достижимый лишь частично, но в обыденной жизни – полезная человеческая мораль, очень четко сформулированная» Н.Шмелев (экономист), ЛГ, 26.7.89

 

Гарин-Михайловский. Детство Тёмы (мать удивительно проникновенно рассказывает Тёме про Христа, умершего за Правду).

 

Вера противостоит не неверию (неверие – это пустота, отсутствие любого содержания; поэтому в чистом виде оно не существует). Вера может противостоять другой Вере (скажем, вера в Бога может противостоять вере в другого Бога или других богов, вере в Человечество как способное стать богоподобным Высшим существом в результате прогресса и пр.). Вера может противостоять суеверию. Вера может противостоять Знанию.

Чем ниже нравственная духовность Веры, тем она агрессивнее, непримеримей в своих противостояниях всему Иному ей самой. А главное – единение. Вот почему важно исходить из принципов толерантности, веротерпимости, взаимодополнительности.

 

 

Главная трагедия нашей эпохи – не в научно-техническом, экономическом, политическом или экологическом кризисах самих по себе, а в нравственном кризисе.

В тупик нас завел не научно-технический прогресс, а его безнравственное использование.

Не экономика завела нас в тупик, а безнравственные действия в экономике.

Не политика, а безнравственная политика.

Date: 2015-09-03; view: 270; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию