Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религиозная мораль
Нравственные проблемы помогают решать и наука и религия. Знание и вера способствуют тому, чтобы по своему прояснить их. Но эти проблемы прежде всего должны осмысливаться в рамках самой морали как специфической и самостоятельной форме духовной культуры и общественного сознания. Люди, в душах которых нет высоких нравственных принципов и общечеловеческих идеалов, не способны создать динамично развивающееся справедливое и счастливое общество. Еще Лютер провозгласил, что «вера без дел мертва». Столь же верно, что и дело без веры не жизнеспособно. А.Кальмансон «Диалог», 1990, №8. Жизнь, не устремленная (хотя бы в мечтах) к идеалу, теряет смысл. И не столь уж важно – где расположен этот идеал – в потустороннем или посюстороннем мире. Важнее, каков он. Главная отличительная особенность подлинного идеала – его универсальность. Он не может кому-то нести добро, но кому-то – зло, кому-то дарить прекрасное, но кому-то – безобразное. Особенно важно искать какие-то общие основания в моральных ценностях сейчас, перед трагедией, грозящей всему роду человеческому. И лучше всего такую роль выражает «золотое правило нравственности». Моисей с его 10 заповедями. Ветхий и Новый завет с их нормами личного поведения: «не пожелай ближнему того, чего себе не желаешь». Конфуцианство в Китае или заветы Магомета на Востоке. Важно, чтобы люди «не делали другим того, чего не хотят себе» (Деяния Святых Апостолов, гл. 15, стих 20). Хотя в такой форме это сформулировано в 51-м году нашей эры, но крайне актуально во все времена. Этот нравственный императив помогает преодолевать национальные, религиозные, образовательные, мировоззренческие различия и указует самый верный путь к общему благополучию. «…Религиозный человек считал убийство тяжким грехом, а человек нерелигиозный – тяжким преступлением против человечности, так что в этом вопросе существовал универсальный нравственный закон, хотя в основе его, как мы видим, могли лежать и противоположные мировоззренческие принципы» Лит.критик А.Ланщиков. Спору – масштаб поисков. ЛГ, 1978, №45.
Идеал не может быть застывшим, завершенным. Он открывает путь к дальнейшему восхождению и сам открыт для дальнейшего восхождения.
С православной точки зрения, всякое богатство есть грех (ведь если есть богатые, значит есть и бедные, а это несправедливо, неправедно). И когда богатые люди совершают пожертвования, они не доброту свою являют, а грех замаливают. В противном случае православие превращается в показушную религию (Межуев).
«Но сколько люди живут, ничего сильнее десяти заповедей и Нагорной проповеди, по крайней мере в истории христианской цивилизации, в истории индустриальных народов не было… Конечно, это идеал, достижимый лишь частично, но в обыденной жизни – полезная человеческая мораль, очень четко сформулированная» Н.Шмелев (экономист), ЛГ, 26.7.89
Гарин-Михайловский. Детство Тёмы (мать удивительно проникновенно рассказывает Тёме про Христа, умершего за Правду).
Вера противостоит не неверию (неверие – это пустота, отсутствие любого содержания; поэтому в чистом виде оно не существует). Вера может противостоять другой Вере (скажем, вера в Бога может противостоять вере в другого Бога или других богов, вере в Человечество как способное стать богоподобным Высшим существом в результате прогресса и пр.). Вера может противостоять суеверию. Вера может противостоять Знанию. Чем ниже нравственная духовность Веры, тем она агрессивнее, непримеримей в своих противостояниях всему Иному ей самой. А главное – единение. Вот почему важно исходить из принципов толерантности, веротерпимости, взаимодополнительности.
Главная трагедия нашей эпохи – не в научно-техническом, экономическом, политическом или экологическом кризисах самих по себе, а в нравственном кризисе. В тупик нас завел не научно-технический прогресс, а его безнравственное использование. Не экономика завела нас в тупик, а безнравственные действия в экономике. Не политика, а безнравственная политика. Date: 2015-09-03; view: 296; Нарушение авторских прав |