Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество и состояния сознания





 

В пре­ды­ду­щем об­суж­де­нии твор­чес­ко­го про­цес­са, упо­мя­нув о не­об­хо­ди­мос­ти для оза­ре­ния со­от­вет­с­т­ву­юще­го пси­хо­ло­ги­чес­ко­го сос­то­яния, мы ос­та­ви­ли от­к­ры­тым воп­рос, в чем же, соб­с­т­вен­но, зак­лю­ча­ет­ся это сос­то­яние. Не­ко­то­рые уче­ные на­ча­ли изу­че­ние это­го воп­ро­са с ис­сле­до­ва­ния сос­то­яний соз­на­ния, со­от­вет­с­т­ву­ющих твор­чес­т­ву в раз­лич­ных от­рас­лях зна­ния.

Элмер и Элис Грин, ис­сле­до­ва­те­ли би­оло­ги­чес­кой об­рат­ной свя­зи при Фон­де Мен­нин­д­же­ра, изу­ча­ли фи­зи­оло­ги­чес­кие ас­пек­ты вза­имо­от­но­ше­ний меж­ду твор­чес­т­вом и сос­то­яни­ями соз­на­ния. Фик­си­руя фи­зи­оло­ги­чес­кие па­ра­мет­ры лю­дей на раз­лич­ных ста­ди­ях твор­чес­ко­го про­цес­са, они смог­ли ус­та­но­вить на­ли­чие силь­ной кор­ре­ля­ции меж­ду фа­зой оза­ре­ния и, по край­ней ме­ре, од­ним фи­зи­оло­ги­чес­ки раз­ли­чи­мым сос­то­яни­ем соз­на­ния.

Вот, что они пи­шут:

Подход, или ключ, ко всем этим внут­рен­ним про­цес­сам зак­лю­ча­ет­ся в дос­ти­же­нии осо­бо­го сос­то­яния соз­на­ния, в ко­то­ром раз­рыв меж­ду соз­на­тель­ным и бес­соз­на­тель­ным про­цес­са­ми на­ме­рен­но су­жа­ет­ся и, ес­ли это нуж­но, ус­т­ра­ня­ет­ся. Ког­да ус­та­нов­ле­но та­кое сос­то­яние са­мо­ре­гу­ли­ру­емо­го меч­та­ния, мож­но за­дать сво­ему те­лу лю­бую прог­рам­му, и она бу­дет вы­пол­не­на, мож­но бес­п­рис­т­рас­т­но ис­сле­до­вать эмо­ци­ональ­ные сос­то­яния, за­по­ми­ная их или от­б­ра­сы­вая, или пол­нос­тью вы­тес­няя дру­ги­ми, ка­жу­щи­ми­ся бо­лее по­лез­ны­ми, сос­то­яни­ями, а так­же най­ти эле­ган­т­ное ре­ше­ние проб­лем, не­раз­ре­ши­мых при обыч­ном сос­то­янии соз­на­ния.

Состояние соз­на­ния, ко­то­рое име­ют в ви­ду суп­ру­ги Грин, есть не осоз­нан­ное сно­ви­де­ние, а гип­на­го­ги­чес­кое, или про­сон­ное, сос­то­яние. Тем не ме­нее, их вы­во­ды мож­но от­нес­ти, быть мо­жет, да­же в боль­шей сте­пе­ни, и к сос­то­янию осоз­нан­но­го сно­ви­де­ния, в ко­то­ром соз­на­тель­ный и бес­соз­на­тель­ный ум ока­зы­ва­ют­ся ли­цом к ли­цу.

Карл Род­жерс так­же об­ра­тил вни­ма­ние на вза­имос­вязь меж­ду твор­чес­т­вом и пси­хо­ло­ги­чес­ки­ми сос­то­яни­ями. В кни­ге «Ста­нов­ле­ние лич­нос­ти» он упо­ми­на­ет три пси­хо­ло­ги­чес­кие осо­бен­нос­ти, ко­то­рые, по его мне­нию, бо­лее все­го свой­с­т­вен­ны твор­чес­т­ву. Пер­вая из них - от­к­ры­тость воз­дей­с­т­вию ок­ру­жа­юще­го ми­ра - про­ти­во­по­лож­на пси­хо­ло­ги­чес­кой са­мо­дос­та­точ­нос­ти, или жес­т­кой при­вер­жен­нос­ти сло­жив­шим­ся кон­цеп­ци­ям, мне­ни­ям, те­ори­ям и ги­по­те­зам. Она под­ра­зу­ме­ва­ет тер­пи­мое от­но­ше­ние к не­оп­ре­де­лен­нос­ти и спо­соб­ность об­ра­ба­ты­вать про­ти­во­ре­чи­вую ин­фор­ма­цию, не скло­ня­ясь к не­об­ду­ман­ной ве­ре или не­ве­рию.

Единственное, что тре­бу­ет­ся для дос­ти­же­ния осоз­нан­нос­ти во сне, - это уме­ние об­ра­ба­ты­вать про­ти­во­ре­чи­вую, не­оп­ре­де­лен­ную и, за­час­тую, не­ве­ро­ят­ную ин­фор­ма­цию, пре­дос­тав­ля­емую нам в сно­ви­де­нии, при­чем де­лать это на­до дос­та­точ­но гиб­ко, что­бы до­пус­тить нес­тан­дар­т­ный вы­вод об ил­лю­зор­нос­ти сво­их впе­чат­ле­ний. Та­ким об­ра­зом, ес­ли вы лег­ко до­би­ва­етесь во сне сос­то­яния осоз­нан­нос­ти, то от­к­ры­тое от­но­ше­ние к ок­ру­жа­юще­му ми­ру не бу­дет для вас проб­ле­мой.

Следующей осо­бен­нос­тью твор­чес­ко­го сос­то­яния яв­ля­ет­ся на­ли­чие внут­рен­не­го ис­точ­ни­ка оцен­ки. Это оз­на­ча­ет, что зна­чи­мость про­дук­та твор­чес­т­ва оп­ре­де­ля­ет­ся не одоб­ре­ни­ем или кри­ти­кой со сто­ро­ны дру­гих, а мне­ни­ем че­ло­ве­ка, его соз­дав­ше­го. Это ниг­де так от­чет­ли­во не про­яв­ля­ет­ся, как в осоз­нан­ных сно­ви­де­ни­ях, где каж­дый яв­ля­ет­ся од­нов­ре­мен­но и пос­та­нов­щи­ком, и зри­те­лем.

И пос­лед­няя осо­бен­ность, при­су­щая, сог­лас­но Род­жер­су, твор­чес­т­ву, - это спо­соб­ность иг­рать с эле­мен­та­ми и кон­цеп­ци­ями, спо­соб­ность к неп­ред­с­ка­зу­емо­му жон­г­ли­ро­ва­нию иде­ями, цве­та­ми, сло­ва­ми, от­но­ше­ни­ями, при­во­дя­щая к не­мыс­ли­мым ком­би­на­ци­ям эле­мен­тов, не­ве­ро­ят­ным те­ори­ям и не­под­в­лас­т­ным ло­ги­ке от­к­ры­ти­ям. Осоз­нан­но сно­ви­дя­щие име­ют воз­мож­ность де­лать в сво­их снах все, что угод­но, по­это­му осоз­нан­ные сно­ви­де­ния - это иде­аль­ная ла­бо­ра­то­рия для та­ко­го ро­да эк­с­пе­ри­мен­тов. Как мы уви­дим в сле­ду­ющем раз­де­ле, при этом мож­но ис­поль­зо­вать сред­с­т­ва, го­раз­до бо­лее раз­но­об­раз­ные, чем те, что дос­туп­ны нам во вре­мя бод­р­с­т­во­ва­ния.

 







Date: 2015-09-02; view: 361; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию