Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс творчества





 

Еще в сред­ней шко­ле я от­к­рыл в се­бе спо­соб­ность осоз­нан­но сно­ви­дя­ще­го, ког­да уви­дел, что изу­чив ка­кую-ни­будь слож­ную те­му по ма­те­ма­ти­ке или ге­омет­рии, мо­гу пос­ле про­буж­де­ния ре­шать по ней за­да­чи.

Эта спо­соб­ность у ме­ня наб­лю­да­лась и в кол­лед­же, и в ме­ди­цин­с­ком учи­ли­ще. В ме­ди­цин­с­ком учи­ли­ще я стал при­ме­нять ее в про­фес­си­ональ­ных проб­ле­мах. В осоз­нан­ном сне я быс­т­ро прос­мат­ри­вал воп­ро­сы, воз­ник­шие у ме­ня днем, и обыч­но по­лу­чал на них ра­зум­ные от­ве­ты или же до­пол­ни­тель­ные воп­ро­сы, спо­соб­ные про­яс­нить си­ту­ацию (да­же сей­час мне иног­да при­хо­дит­ся про­сы­пать­ся в 3 ча­са ут­ра и зво­нить в гос­пи­таль, что­бы за­ка­зать спе­ци­фи­чес­кий ана­лиз для тя­же­ло­го боль­но­го, спо­соб по­мочь ко­то­ро­му я на­шел в осоз­нан­ном сне).

С этой точ­ки зре­ния, са­мым по­лез­ным при­ло­же­ни­ем яви­лась моя хи­рур­ги­чес­кая прак­ти­ка. Каж­дую ночь пе­ред опе­ра­ци­ей я прос­мат­ри­ваю во сне все имев­шие мес­то ана­ло­гич­ные слу­чаи и еще раз про­во­жу со­от­вет­с­т­ву­ющие опе­ра­ции. В ре­зуль­та­те я при­об­рел ре­пу­та­цию лов­ко­го и опыт­но­го хи­рур­га, чьи опе­ра­ции не при­но­сят поч­ти ни­ка­ких серь­ез­ных ос­лож­не­ний. «Прак­ти­ка» во сне поз­во­ли­ла мне в со­вер­шен­с­т­ве изу­чить ана­то­мию и от­то­чить свою тех­ни­ку, очис­тив ее от не­нуж­ных дви­же­ний. В нас­то­ящее вре­мя я тра­чу на на­ибо­лее слож­ные хи­рур­ги­чес­кие про­це­ду­ры 35-40 про­цен­тов вре­ме­ни, не­об­хо­ди­мо­го боль­шин­с­т­ву мо­их кол­лег. (Р.В., Ай­кен, Се­вер­ная Ка­ро­ли­на)

Закончив в мае кол­ледж, мы с му­жем мо­жем уже сей­час по­ду­мать о соз­да­нии семьи. Все пос­лед­нее вре­мя я бы­ла оза­бо­че­на проб­ле­мой, как наз­вать де­тей. В пос­лед­нем осоз­нан­ном сно­ви­де­нии я об­суж­да­ла с мо­им му­жем Ро­бер­том выб­ран­ные мною име­на. (Он, ко­неч­но, сог­ла­шал­ся со все­ми мо­ими пред­ло­же­ни­ями, пос­коль­ку я это­го хо­те­ла). Мне прис­ни­лось да­же, что я одол­жи­ла на вре­мя ма­лы­ша, что­бы поп­ро­бо­вать на­зы­вать его раз­ны­ми име­на­ми. Я при­хо­ди­ла с ним к на­шим с му­жем ро­ди­те­лям и пов­то­ря­ла од­ну и ту же сце­ну: «Ма­ма и па­па, это Крис». «Ма­ма и па­па, это Юс­тин», и т.д., наб­лю­дая за их ре­ак­ци­ей. В кон­це кон­цов, я по­доб­ра­ла имя для маль­чи­ка и для де­воч­ки. Ког­да же я прос­ну­лась, прос­мот­рев еще один сон, то не смог­ла вспом­нить так пон­ра­вив­ши­еся мне два име­ни. Я вспо­ми­на­ла их весь день, но без­ре­зуль­тат­но. На сле­ду­ющую ночь я сно­ва пог­ру­зи­лась в осоз­нан­ный сон, но ос­та­но­ви­ла его на се­ре­ди­не. Я пом­ни­ла, что во «сне с име­на­ми» со­об­щи­ла эти два име­ни сво­ей под­ру­ге, по­это­му я выз­ва­ла ее, и она мне их наз­ва­ла. Я тут же прос­ну­лась и про­из­нес­ла эти име­на нес­коль­ко раз во весь го­лос. Те­перь я их пом­ню. (Л.Х., Хэйз, Кан­зас)

Разные лю­ди вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие твор­чес­т­ва раз­ный смысл. Че­рес­чур серь­ез­ное от­но­ше­ние не­ко­то­рых лю­дей к это­му по­ня­тию свя­за­но с тем, что они под­ра­зу­ме­ва­ют под твор­чес­т­вом ред­кий та­лант, свой­с­т­вен­ный толь­ко лю­дям ис­кус­ства. Од­на­ко, твор­чес­т­во оз­на­ча­ет все­го лишь ис­поль­зо­ва­ние сво­его во­об­ра­же­ния для соз­да­ния че­го-то но­во­го, будь то про­из­ве­де­ние ис­кус­ства или до­маш­няя га­зе­та. Нель­зя по­мочь че­ло­ве­ку стать твор­цом. Сущ­ность твор­чес­т­ва сос­то­ит в при­да­нии ста­рым иде­ям или кон­цеп­ци­ям но­вой фор­мы. Каж­дое пред­ло­же­ние, ко­то­рое мы про­из­но­сим, ес­ли это не пря­мая ци­та­та, яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том твор­чес­т­ва. То, нас­коль­ко твор­чес­ким яв­ля­ет­ся пред­мет или дей­с­т­вие, за­ви­сит от уни­каль­нос­ти спо­со­ба ис­поль­зо­ва­ния его эле­мен­тов. Что де­ла­ет нас­то­ящее твор­чес­т­во та­ким не­пос­ти­жи­мым, так это сос­то­яние ума, при ко­то­ром идеи свя­зы­ва­ют­ся в но­вые, уни­каль­ные ас­со­ци­ации. Клю­че­вым мо­мен­том в ис­сле­до­ва­нии твор­чес­т­ва яв­ля­ет­ся вы­яв­ле­ние прос­тых средств во­ле­во­го дос­ту­па к та­ким сос­то­яни­ям.

Сновидения мо­гут слу­жить не­ис­чер­па­емым ис­точ­ни­ком твор­чес­т­ва. По­че­му - вам по­мо­жет по­нять эк­с­курс в сов­ре­мен­ное зна­ние об этом про­цес­се.

Существует нес­коль­ко уров­ней твор­чес­т­ва, как и осоз­нан­нос­ти. Спо­соб­ность к твор­чес­т­ву, как и спо­соб­ность ре­шать за­да­чи, яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным че­ло­ве­чес­ким свой­с­т­вом. Как уже го­во­ри­лось, она не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко вы­со­ким ис­кус­ством или лю­бой дру­гой фор­маль­ной дис­цип­ли­ной. Твор­чес­т­вом мож­но наз­вать все, что мо­жет быть сде­ла­но по-но­во­му, нес­тан­дар­т­но, спон­тан­но, с вы­дум­кой.

Каждый че­ло­век вре­мя от вре­ме­ни пре­бы­ва­ет в твор­чес­ком сос­то­янии, а не­ко­то­рые на­хо­дят­ся в нем очень по­дол­гу. По сло­вам пси­хо­те­ра­пев­та Кар­ла Род­жер­са: «Дей­с­т­вия ре­бен­ка, при­ду­мы­ва­юще­го вмес­те со сво­ими друзь­ями но­вую иг­ру, Эй­н­ш­тей­на, фор­му­ли­ру­юще­го те­орию от­но­си­тель­нос­ти, до­мо­хо­зяй­ки, го­то­вя­щей но­вый со­ус для мя­са, мо­ло­до­го ав­то­ра, пи­шу­ще­го свою пер­вую но­вел­лу, - все они, в рам­ках на­ше­го оп­ре­де­ле­ния, яв­ля­ют­ся твор­чес­т­вом».

Исследователи по дан­но­му воп­ро­су схо­дят­ся в том, что твор­чес­кое са­мо­вы­ра­же­ние - это про­цесс. Час­то ка­жет­ся, что вдох­но­ве­ние воз­ни­ка­ет не­ожи­дан­но, из ни­от­ку­да, как вспыш­ка. Од­на­ко име­ющи­еся дан­ные сви­де­тель­с­т­ву­ют, что «не­ожи­дан­ное» оза­ре­ние все­го лишь часть про­цес­са, не дос­туп­но­го на­ше­му осоз­на­нию. Ана­ли­зи­руя свои от­к­ры­тия, ве­ли­кий не­мец­кий уче­ный де­вят­над­ца­то­го ве­ка Гер­ман Гель­м­гольц впер­вые опи­сал ста­дии твор­чес­ко­го про­цес­са: на­коп­ле­ние, вы­на­ши­ва­ние и оза­ре­ние.

На ста­дии на­коп­ле­ния со­би­ра­ет­ся ин­фор­ма­ция, и оп­ро­бу­ют­ся раз­лич­ные под­хо­ды. Эти под­го­то­ви­тель­ные дей­с­т­вия мо­гут зак­лю­чать­ся в чте­нии, наб­лю­де­нии, бе­се­дах с эк­с­пер­та­ми, за­пи­сях, фо­тог­ра­фи­ро­ва­нии или из­ме­ре­нии. По­том сле­ду­ют раз­мыш­ле­ния над проб­ле­мой - кон­цен­т­ра­ция, ме­ди­та­ция, мыс­лен­ное мо­де­ли­ро­ва­ние си­ту­ации. Это то вре­мя, ког­да ме­ха­ник сто­ит, ус­та­вив­шись на дви­га­тель, ху­дож­ник - на чис­тый холст, пи­са­тель - на чис­тый лист бу­ма­ги (или эк­ран ком­пь­юте­ра). В кон­це этой ста­дии че­ло­век го­во­рит се­бе: «Хо­ро­шо, я изу­чил проб­ле­му. Я об­ду­мал ее. Где же от­вет?»

Следующая ста­дия зак­лю­ча­ет­ся в ни­че­го-не-де­ла­нии. Ког­да упор­ные по­пыт­ки ре­шить проб­ле­му прек­ра­ще­ны, и она по­па­да­ет в об­ласть бес­соз­на­тель­но­го, на­чи­на­ет­ся пе­ри­од вы­на­ши­ва­ния. В ис­то­ри­чес­кой ли­те­ра­ту­ре опи­са­но мно­го слу­ча­ев, ког­да че­ло­век, из­му­чен­ный твор­чес­т­вом, ре­ша­ет вздрем­нуть. Или са­дит­ся за руль, или идет про­гу­лять­ся. Ес­ли у не­го в го­ло­ве наб­ра­лось дос­та­точ­но ин­фор­ма­ции по ин­те­ре­су­ющей его проб­ле­ме, и ес­ли он дос­тиг пси­хо­ло­ги­чес­ко­го сос­то­яния, не­об­хо­ди­мо­го для про­ры­ва, то фа­за вы­на­ши­ва­ния за­вер­ша­ет­ся оза­ре­ни­ем: «Эври­ка!» - это не­ожи­дан­но приш­ло ре­ше­ние. Это мо­мент, ког­да вклю­ча­ет­ся прес­ло­ву­тая «элек­т­ри­чес­кая лам­поч­ка».

Хороший при­мер оза­ре­ния во сне, под­т­вер­ж­ден­но­го про­вер­кой в бод­р­с­т­ву­ющем сос­то­янии, при­во­дит но­бе­лев­с­кий ла­уре­ат От­то Ло­уи. По его сло­вам, еще в на­ча­ле сво­ей карь­еры он до­га­ды­вал­ся от­но­си­тель­но при­ро­ды нер­в­ных им­пуль­сов, но по­том на сем­над­цать лет за­был свои идеи, пос­коль­ку не мог при­ду­мать эк­с­пе­ри­мен­та, спо­соб­но­го их про­ве­рить. Поч­ти два де­ся­ти­ле­тия спус­тя он уви­дел сон, по­да­рив­ший ему ме­тод ус­пеш­ной про­вер­ки его те­ории.

Я прос­нул­ся, вклю­чил свет и бег­ло наб­ро­сал нес­коль­ко стро­чек на клоч­ке тон­кой бу­ма­ги. По­том я зас­нул сно­ва. В шесть ча­сов ут­ра до ме­ня дош­ло, что ночью я за­пи­сал неч­то важ­ное, но ра­зоб­рать свои ка­ра­ку­ли я так и не смог. На сле­ду­ющую ночь, в три ча­са, эта идея сно­ва по­се­ти­ла ме­ня. Она зак­лю­ча­ла в се­бе план эк­с­пе­ри­мен­та, спо­соб­но­го от­ве­тить на воп­рос, вер­на или нет ги­по­те­за хи­ми­чес­кой пе­ре­да­чи, выд­ви­ну­тая мной сем­над­цать лет на­зад. Я тут же встал и нап­ра­вил­ся в ла­бо­ра­то­рию, где про­вел прос­той эк­с­пе­ри­мент с ля­гу­шачь­им сер­д­цем, по пла­ну, уви­ден­но­му ночью.

Впоследствии Ло­уи по­лу­чил Но­бе­лев­с­кую пре­мию за до­ка­за­тель­с­т­во хи­ми­чес­кой при­ро­ды про­во­ди­мос­ти ней­ро­нов.

 

Date: 2015-09-02; view: 332; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию