Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочая программа по организации и методические рекомендации по проведению практики в школе





 

для студентов всех форм обучения

специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000)

(ГОС - 2005)

 

 

Екатеринбург 2012

Рабочая программа по организации и методические рекомендации по проведению практики в школе для студентов всех форм обучения специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000). Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2012. 29 с.

 

Настоящая программа составлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000).

 

Составители: кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии О.Н. Шахматова, магистр Е.А. Кузнецова.

 

Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии института психологии РГППУ от «12» марта 2012 г. Протокол № 5.

 

Заведующая кафедрой О.Н. Шахматова

 

Рекомендована к печати методической комиссией института психологии РГППУ от «26» марта 2012г. Протокол № 7.

 

Председатель

методической комиссии ИПс РГППУ О. В. Мухлынина

 

 

© ФГАОУ ВПО «Российский

государственный профессионально-педагогический университет», 2012

© Шахматова О.Н.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

 

Практика в школе является одной из форм подготовки будущих педагогов-психологов к их профессиональной деятельности. Учебным планом специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000) (ГОС 2005) предусмотрено проведение практики в школе для студентов очной формы обучения на пятом курсе и для студентов заочной формы обучения – на четвертом.

Длительность практики в школе составляет 3 недели. Практика проводится на базе учреждений среднего общего образования г. Екатеринбурга. В некоторых случаях прохождение практики разрешается по месту жительства студента. Рекомендуется направлять на практику в одно образовательное учреждение не более 3-5 студентов, обучающихся по специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000).

Основная цель практики – формирование основ профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном процессе.

Задачи практики в школе:

- формирование интереса к психолого-педагогической деятельности, выработка потребности в самообразовании;

- овладение психологическими и педагогическими технологиями, систематизация и обращение полученной информации в личные знания;

- исследование межличностных отношений, психологического климата в учебной группе;

- психологический анализ урока.

Для оказания помощи студентам в реализации выше обозначенной цели и задач на период практики разработана данная рабочая программа, основу которой составляют следующие принципы:

- принцип деятельностного подхода, заключающийся в том, что студент получает знания не в готовом виде, а приобретает их в специально организованной деятельности, выполнение которой имеет выраженную обучающую и развивающую направленность;

- принцип целостности предполагает формирование обобщенного системного представления о деятельности педагога-психолога в образовании;

- принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне его технологии, содержания и методик;

- принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение студентом собственного опыта творческой деятельности;

- принцип психологической комфортности предполагает снижение стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.


 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ

 

В течение практики студенты должны осуществлять функции педагога-психолога, активно участвуя в образовательной деятельности учреждений среднего общего образования. Содержание практики реализуется в несколько этапов.

I этап - ознакомительный, продолжительностью 3-4 дня. В течение этого срока студент должен:

- познакомиться с образовательным учреждением;

- изучить учебно-программную документацию;

- познакомиться с педагогическим и ученическим коллективами;

- подобрать соответствующую литературу для подготовки к проведению занятий и воспитательных мероприятий с учащимися.

II этап - формирующий, продолжительностью 1,5 недели. Содержание этого этапа включает подготовку и выполнение студентом деятельности педагога-психолога. В течение этого времени студент должен:


- посетить и проанализировать 1-2 урока (см. план психологического анализа урока, Приложение 1);

- подготовиться и провести 1 теоретическое занятие по психологии для учащихся (см. примерная схема плана-конспекта теоретического занятия, Приложение 4);

- подготовиться и провести 1 практическое занятие по психологии (см. примерная схема плана-конспекта практического занятия, Приложение 5);

- изучить индивидуально-психологические особенности учащегося, отразив в "Дневнике изучения личности" и составить на него ППХ (психолого-педагогическую характеристику[1]) (см. ориентировочная схема изучения индивидуально-психологических особенностей личности учащегося и ориентировочная схема составления ППХ на учащегося, Приложения 2, 3);

- изучить межличностные отношения и психологический климат учебной группы (см. Приложение 7).

Темы теоретических, практических занятий, студент разрабатывает и проводит, исходя из планирования учебно-воспитательного процесса учебного заведения, а также собственных возможностей и интересов. Форму проведения занятий студент может выбрать самостоятельно. Для проведения каждого занятия студент должен составить план-конспект (см. Приложения).

III этап - заключительный, продолжительностью 1 неделя. В течение этой недели студент должен:

- подготовить всю отчетную документацию по практике в школе в соответствии с требованиями, изложенными в данной программе;

- провести работу по профессиональной ориентации учащихся для продолжения образования после окончания школы в РГППУ, в частности, в Институте психологии по специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000) (Приложение 6).


 

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ

 

Результаты практики в школе должны быть оформлены в виде отчета, который включает:

1) общие сведения о базе практики;

2) план-конспект проведенного теоретического занятия по психологии;

3) план-конспект проведенного практического занятия по психологии;

4) психологический анализ урока;

5) дневник изучения личности учащегося и психолого-педагогическую характеристику (ППХ), результаты изучения межличностных отношений учащихся и психологического климата учебной группы;

6) отчет о профессиональной ориентационной работе.

Отчетные документы должны быть оценены и подписаны руководителем практики от принимающего учебного заведения, в котором проходила практика. По окончании практики студент сдает на кафедру отчетно-методическую документацию руководителю от выпускающей кафедры. По результатам практики проводится дифференцированный зачет на основании представленных материалов. Итоговую оценку по результатам практики в зачетную ведомость и зачетную книжку студента выставляет руководитель практики от выпускающей кафедры.


 

Образец титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Утверждаю: зав. кафедрой ПП

Ф.И.О.
«__» _____________ 2012 г.

ОТЧЕТ

по практике в школе (название образовательного учреждения, город)

 

Студент Ф.И.О._________
подпись
Руководитель от образовательного учреждения Ф.И.О. _________
подпись
Оценка практики _________
подпись
Руководитель от РГППУ Ф.И.О., должность, ученая степень, звание
Итоговая оценка _________
подпись

 


Екатеринбург 2012


ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ

 

Организацию и руководство практикой в школе для студентов специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000) осуществляет выпускающая кафедра Педагогической психологии. Преподаватели кафедры осуществляют руководство практикой согласно нормам времени для расчета объемов учебной работы. Распределение студентов по местам практики и утверждение руководителей оформляется приказом по университету. Перед выходом на практику кафедрой проводится организационное собрание. На собрании решаются организационные вопросы и назначается староста каждой подгруппы студентов по базам практики. На месте практики студент закрепляется за преподавателем, работающим в этом образовательном учреждении. Распределение студентов на базе практики подтверждается приказом директора образовательного учреждения.

На последней неделе педагогической практики студенты оформляют отчет по результатам практики и сдают дифференцированный зачет руководителю практики от выпускающей кафедры на основании представленной отчетной документации.

Подведение итогов проводится в форме конференции, на которой студенты делают сообщения или доклады о результатах прохождения практики.

 

ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ

 

До начала практики:

- изучает программу и учебно-методическую документацию по проведению практики;

- знакомится с учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения, в котором проходит практика;

- знакомит коллектив учебного заведения с программой практики, требованиями к содержанию и оформлению отчета практиканта, совместно с ними намечает вариант индивидуальных заданий для студента;

- принимает участие в установочной конференции и организационном собрании студентов в связи с началом практики;

- прорабатывает с руководимыми им студентами программу практики, требования к ведению дневников и оформлению отчетов, напоминает о необходимости соблюдения дисциплины в период практики, назначает старосту группы;

- получает у методиста учебного отдела установленные формы документации для оформления оплаты руководителям практики от образовательного учреждения и бланки направлений и отчетов студентов.

Во время практики:

- представляет студентов на организационном собрании в образовательном учреждении;

- принимает участие в инструктаже студентов по технике безопасности и противопожарным мероприятиям;

- распределяет между студентами-практикантами темы уроков и внеурочных мероприятий;

- помогает студентам составить индивидуальный план работы;

- организует посещение и анализ студентами урока;


- обеспечивает проведение студентами учебно-воспитательной работы по плану практики, проводит консультации при подготовке их к занятиям, проверяет планы и конспекты уроков;

- организует с помощью старосты ежедневный табельный учет посещаемости;

- оказывает учебно-методическую помощь при проведении практики преподавателю и практическому психологу и поддерживает с ними постоянный контакт;

- помогает в разработке урока;

- проверяет отчетную документацию по практике;

- присутствует на собрании по итогам практики.

По окончанию практики в недельный срок:

- выставляет в ведомость и зачетную книжку дифференцированный зачет за практику каждому студенту на основании оценок;

- представляет отчет о результатах практики.

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

При прохождении практики в учреждениях среднего общего образования студент имеет право:

· включаться в учебно-воспитательный процесс, присутствовать на уроках и разнообразных формах учебных и внеучебных мероприятий, проводимых педагогами;

· пользоваться лабораториями, кабинетами, библиотекой, нормативной и другой документацией образовательного учреждения.

Студент обязан:

· присутствовать в учреждении среднего общего образования каждый учебный день (рабочий день практиканта соответствует 6-ти часовой рабочей смене психолога или педагога);

· выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;

· тщательно готовиться к проведению каждого мероприятия, являясь образцом организованности, вежливости, трудолюбия;

· подчиняться внутреннему распорядку, распоряжениям администрации и руководителей практики (в случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики);

· своевременно и правильно оформить материалы практики, подготовить их к сдаче для получения дифференцированного зачета и к выступлению на итоговой конференции.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА (ПО ИВЛЕВОЙ О.Н.)

 

I. Школа, класс, предмет, фамилия учителя.

II. Тема, цель, тип урока.

III. Место данного урока в системе занятий по предмету.

IV. Организационная структура урока: последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока.

V. Содержание учебного материала урока: научность, соотношение фактического и теоретического материала, соответствие программе и уровню знаний учащихся, воспитательное значение, связь с жизнью.

VI. Методика проведения урока:

1) многообразие методов, их сочетание и педагогическая обоснованность;

2) организация самостоятельной работы учащихся;

3) методика изложения нового учебного материала, особенности речи учителя: ясность, простота, выразительность, эмоциональность;

4) методика закрепления материала;

5) методика проверки и оценки знаний и навыков, умение учителя указать на достоинства и недостатки в ответе ученика, реализовать методику развивающего обучения;

6) приемы активизации познавательной деятельности учащихся при проверке знаний, умений и навыков, при восприятии, изучении и закреплении нового материала (мышление, память, воображение);

7) методика объяснения домашних заданий и их проверки;

8) использование наглядных пособий;

9) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, специфики данного коллектива; умение организовать ученический коллектив для воздействия на отдельную личность;

10) использование внутренних и межпредметных связей в учебном материале;

11) связь урока с внеклассной внешкольной работой учащихся;

12) компоненты урока, способствующие формированию интереса, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

VII. Поведение учащихся на уроке:

1) взаимоотношения учителя и учащихся на уроке (дисциплина, положительное отношение к изучаемому материалу, деловой эмоциональный тонус взаимного доверия);

2) подготовка рабочего места учителя и учащихся;

3) отношение учащихся к учебной деятельности на данном уроке (положительное, отрицательное, безразличное), активность учащихся (как включаются в урок, слушают учителя, задают вопросы), наблюдалось ли отрицательное отношение к учебе (выяснить возможные причины).

VIII. Общая оценка урока. Какие изменения целесообразно внести при проведении урока на эту тему.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

 

Цель: изучение личности учащегося.

Выполнение задания способствует формированию умений наблюдать, использовать диагностические методы, анализировать, поведение и полученные данные, понимать состояние и психологические особенности личности, адекватно их оценивать, составлять характеристику личности с целью индивидуализации процесса обучения.

1. Общие сведения об учащемся:

- Ф. И. О., возраст;

- образование;

- состояние здоровья;

- сведения о семье.

2. Учебно-профессиональная направленность:

- отношение к учебе, успеваемость;

- интересы и склонности;

- мотивы предположительного выбора будущей профессии.

3. Социальная направленность личности:

- мотивы жизнедеятельности;

- ценностные ориентации;

- личностная направленность;

- социальный статус личности;

- самооценка и уровень притязаний.

4. Индивидуальные особенности развития познавательных психических процессов:

- особенности памяти;

- особенности внимания;

- особенности мышления;

- особенности воображения.

5. Индивидуально-типологические особенности личности:

- акцентуации черт характера;

- преобладающий тип темперамента и его психологические характеристики.

6. Общие выводы.

7. Рекомендации по работе с учащимися.

Прежде чем приступить к выполнению данного задания, необходимо изучить схему его выполнения, прочесть соответствующие разделы учебника и конспекты лекций, подобрать методики, которые будут применены для сбора эмпирических данных, а также составить план работы. После этого следует:

1) выбрать для изучения учащегося;

2) провести беседы с учителями и товарищами, знающими его;

3) наблюдать на протяжении периода практики проявления личностных особенностей выбранного учащегося на уроках и в свободное время, фиксировать факты наблюдения и бесед в специальной тетради;

4) для сбора данных необходимо использовать методы изучения особенностей памяти, мышления, черт характера и др., с которыми студенты знакомились на практических занятиях по психологическим дисциплинам;

5) проанализировать данные наблюдений, бесед, оценок и экспериментальных процедур, зафиксировать в дневнике, обобщить и составить характеристику на учащегося в соответствии со схемой.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ППХ)

НА УЧЕНИКА

 

I. Общие сведения о ребенке:

- фамилия, имя, возраст, группа;

- физическое развитие, состояние здоровья (на основании медицинской
карты и беседы);

- особенности семейного воспитания (социальное положение, психологический климат, тактика семейного воспитания);

- особенности внешнего проявления поведения (внешний вид, мимика, пантомимика, речевое поведение, отношение к окружающим и т. п.).

II. Направленность личности (интересы, склонности, мотивы поведения и особенности их проявления в учебной и внеучебной деятельности).

III.Самооценка и уровень притязаний личности. Особенности их проявления как внешний фактор поведения.

IV.Особенности развития познавательной сферы учащегося:

- внимание (произвольность, объем, переключение, распределение, устойчивость);

- восприятие (умение наблюдать, слушать, осмысливать);

- память (осмысленность и прочность запоминания, ведущий тип памяти);

- мышление (степень развития мыслительных операций, преобладающий тип мыслительной деятельности). Речь как форма выражения мыслей (умение логично строить свою речь, рассуждать, обосновывать ответ).

V.Психологические особенности проявления свойств темперамента. Особенности типа ВНД.

VI. Характерологические проявления черт и особенностей развивающейся личности в отношениях к окружающим, учебе, трудовой деятельности. Акцентуация чертхарактера.

VI. Эмоционально-волевая сфера. Внешняя выраженность чувств, настроения. Эмоциональная устойчивость в напряженной ситуации, выраженность волевых качеств личности.

VIII. Социальный статус ученика в группе (положение, роль, функции,
возможные конфликты и их причины).

IX. Рекомендации но работе с учащимися.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Дата проведения ______

1. Название темы.

2. Цель занятия.

3. Тип занятия, его структура и специфика. Продолжительность.

4. Краткий конспект новых знаний по одной из тем (разделов) общей, возрастной или социальной психологии (научно обоснованный минимум общеобразовательных психологических знаний, содержащий сведения о человеке как объекте познания).

5. Содержание занятия.

5.1. Проверка готовности к занятию.

5.2. Сообщение темы, цели, плана проведения занятия. Оснащение (стимульный материал, ТСО).

5.3. Проверка домашнего задания (должна быть ориентирована не столько на контроль и оценку сформированных знаний, сколько на изучение психологической готовности учащихся и их потребности в этих знаниях).

5.4. Изучение нового материала (методы, средства и формы организации обучения студент выбирает самостоятельно в зависимости от цели, содержания материала и условий).

5.5.Закрепление полученныхзнаний (конспектирование, ответы на вопросы, тестирование и т. п.).

5.6.Подведение итогов (общие выводы, замечания, ответы на вопросы, домашнее задание).

6. Используемая литература.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Дата проведения ______

1. Название темы.

2. Цель занятия. Продолжительность.

3. Используемые методы, методики.

4. Содержание практического занятия.

4.1. Вводная часть (сообщение темы, цели; краткая характеристика изучаемого процесса, состояния, свойства).

4.2. Оборудование (таблицы, схемы, опросники, диагностические карты, бланки протоколов ответа и т.д.).

4.3. Инструкция по методике исследования (объяснение характера задания, ознакомление со стимульным материалом, определение этапов выполнения работы; предупреждение типичных ошибок).

4.4. Обработка полученных результатов (согласно инструкции вычисляются качественные или количественные показатели по определенным в методике параметрам и заносятся в протокол ответов).

4.5. Анализ полученных результатов (полученные индивидуальные данные путем сопоставления сравниваются со стандартизированными или общегрупповыми показателями, выявляются индивидуальные различия).

5. Подведение итоговработы (проверка выполнения задания, замечания, ответы на вопросы; общие выводы)

6. Используемая литература.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

 

Профессиональная ориентация учащихся на профессию психолога охватывает круг вопросов, которые должны быть включены в образовательный процесс базы практики при проведении занятий по психологии:

-профессиональная информация;

-требования к личности педагога-психолога;

-характеристика университета и института психологии;

-учебная, научно-исследовательскаяи общественная работа студентов;

-условия поступления в институт психологии РГППУ;

-профессиональная консультация.

В отчете необходимо указать место проведения, затраченное время, особенности участников мероприятия, содержание обсуждаемых вопросов.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕТОДОМ СОЦИОМЕТРИИ

 







Date: 2015-09-02; view: 287; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.061 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию