Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Питание младшего школьника. Для растущего и развивающегося организма ребенка особое значение имеет рациональное, сбалансированное питание ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Для растущего и развивающегося организма ребенка особое значение имеет рациональное, сбалансированное питание. Оно не только обеспечивает существование и развитие всех клеток, тканей, органов, удовлетворяет все энергетические запросы, но и повышает сопротивляемость организма, его жизненный тонус и работоспособность, благоприятствует адаптации к условиям среды. Поэтому наряду с рациональным режимом дня и оптимальным двигательным режимом правильное питание относится к важнейшим факторам, определяющим здоровье человека. Основу жизнедеятельности составляет непрерывный обмен веществ с окружающей средой — метаболизм, который включает два неразрывно связанных противоположных процесса: анаболизм — синтез сложных органических веществ, специфичных для данного организма, из простых компонентов, поступающих в клетки; и катаболизм — распад этих веществ, дающий энергию для анаболизма. Понятно, что поддержание метаболизма требует поступления в организм продуктов питания, которые в пищеварительном тракте расщепляются до простых компонентов (мономеров), усваиваются и включаются в обмен веществ. Конечные продукты метаболизма — диоксид углерода, вода, аммиак, мочевина и др. — выводятся из организма. В растущем организме обмен веществ протекает особенно интенсивно, причем процесс анаболизма несколько преобладает (очевидно, что преобладание синтеза над распадом и обусловливает рост и развитие), поэтому энергетические затраты детей очень велики. Кроме того, у ребенка относительно большее соотношение поверхности тела с его массой. Вследствие этого на единицу поверхности дети теряют больше тепла, чем взрослые. Наконец, дети более подвижны, что также определяет больший расход энергии. Сказанное обусловливает повышенную потребность школьников в питательных веществах на единицу массы по сравнению со взрослыми. Основу пищи составляют так называемые калорические вещества — белки, жиры и углеводы. Непрерывное биологическое окисление данных органических веществ и служит источником механической и тепловой энергии. Сбалансированное питание подразумевает прежде всего соблюдение определенного энергетического баланса, т. е. соответствия энергетической ценности пищи энергетическим затратам организма, которые определяются возрастом, полом, двигательной активностью и другими факторами. Очень важно, чтобы питание детей по количеству и качеству соответствовало их потребностям, поскольку развивающийся организм очень чувствителен не только к дефициту пищевых веществ, но и к их избытку. Энергетическую ценность пищи, а также расход энергии I согласно Международной системе единиц (СИ) измеряют в джоулях (Дж). Однако достаточно часто используют старые внесистемные единицы — калорию (кал) и килокалорию (ккал), равную 1000 кал, или 4,187 Дж. Считается, что энергетическая ценность пищи младших школьников, удовлетворяющая суточный расход энергии, должна составлять в среднем 9623 Дж (2300 ккал). Половые различия калорийности пищи рассчитывают только с 11 лет, когда начинаются процессы полового созревания. В этом возрасте потребности мальчиков составляют 11 297 Дж (2700 ккал), а потребности девочек — 10 251 Дж (2450 ккал). Однако при определении калорийности питания необходимо учитывать не только возраст и пол (у старших детей). Расход энергии зависит и от индивидуальных особенностей учащихся, характера деятельности, времени года, климата. Так, если масса тела ребенка ниже нормы, питание должно быть более калорийным, чтобы масса тела возрастала. И наоборот: если в результате чрезмерного питания масса тела повышена по сравнению с нормой, следует на некоторое время ограничить калорийность пищевого рациона, пока масса не нормализуется. Для детей ослабленных, после болезни, с туберкулезной интоксикацией следует устанавливать более высокую калорийность питания. В условиях холодного северного климата, когда организм нуждается в повышенном расходе энергии для поддержания тепла даже в летнее время, калорийность питания детей должна быть выше по сравнению с рационом детей, проживающих в южных районах страны. Соответственно в зимнее время года повышается потребность организма в высококалорийной пище во всех климатических зонах. Интенсивный двигательный режим значительно увеличивает энергозатраты организма, поэтому суточная калорийность питания юных спортсменов может доходить до 4000 ккал и более, особенно в периоды соревнований и усиленных тренировок. Важно, чтобы пищевой рацион не только соответствовал энергетическим потребностям организма, но и учитывал требование правильного соотношения питательных веществ. Для детей младшего школьного возраста наилучшим считается соотношение белков к жирам и углеводам как 1:1:4. Белки занимают особое место в обмене веществ. Их нельзя заменить никакими другими питательными веществами, в то время как сами они могут заменять жиры и углеводы. Белки являются главным строительным материалом клетки, они входят в состав многих гормонов — регуляторов обмена веществ, иммунных тел, ферментов — катализаторов биохимических процессов, нуклеопротеидов, связанных с синтезом белка, дыхательного пигмента — гемоглобина, плазмы крови и др. Белки играют и энергетическую роль в организме — расщепление 1 г белка дает 17,17 кДж (4,1 ккал). Белковая недостаточность приводит к задержке роста, истощению мышечной системы, нарушению высшей нервной деятельности, малокровию и авитаминозу, снижению сопротивляемости организма. С другой стороны, неблагоприятные последствия вызывает избыток белка в пище. Поскольку белок не может откладываться в организме про запас, то увеличения синтеза белка не происходит, но при этом может нарушиться течение обменных процессов (что часто приводит к ожирению), повысится риск возникновения аллергических реакций, произойдет сдвиг кислотно-щелочного равновесия, ухудшится аппетит. Белки пищи расщепляются в желудочно-кишечном тракте до аминокислот, в этом виде они всасываются в кровь и затем служат материалом для построения собственных белковых структур. При этом некоторые аминокислоты могут заменяться в организме другими или синтезироваться в процессе обмена веществ и потому в пище могут отсутствовать. Их называют заменимыми аминокислотами. Однако часть аминокислот для организма незаменимы, и при их отсутствии в пище резко нарушается синтез белка, что приводит к тяжелым расстройствам и нарушениям жизнедеятельности организма. Белки пищи, которые содержат весь необходимый для нормального синтеза белка организма набор аминокислот, называются полноценными. Это преимущественно белки животного происхождения, которые по своему составу ближе к белкам тела человека. Поэтому необходимо, чтобы в рационе питания детей животные белки составляли не менее 60—65% от общей суточной потребности в белках. Если в белках отсутствуют какие-либо незаменимые аминокислоты, это неполноценные белки, в основном растительного происхождения. Наиболее высока биологическая ценность белков мяса, рыбы, молока, яиц. Растительные продукты, хотя и содержат неполноценные белки, необходимы детскому организму, поэтому их нельзя исключать из пищевого рациона школьников. Только смешанное питание, содержащее продукты как животного, так и растительного происхождения, обеспечивает организм полным набором аминокислот. При этом усвояемость белка зависит от содержания других пищевых составляющих. Полностью усваиваются белки при вышеприведенном соотношении их с жирами и углеводами. Суточная потребность в белке на 1 кг массы составляет для младших школьников 2,5—3 г, следовательно, всего дети должны потреблять около 79 г белков, в том числе 47 г животных белков. При увеличении физических нагрузок, например, у юных спортсменов, физиологическая потребность в белках увеличивается. Жиры — важная составная часть клеточных структур: цитоплазмы, клеточной мембраны и ядра. Они принимают участие в важнейших процессах жизнедеятельности, регулируют рост и развитие, обеспечивают нормальное состояние иммунитета, с ними поступают в организм витамины A, D, Е, К. Определенная часть жира откладывается в организме (в подкожной клетчатке, печени, сальнике и других депо) как запасной питательный материал. Жировые отложения выполняют также защитную, теплоизолирующую роль, а, кроме того, фиксируют некоторые внутренние органы. Наконец, жиры — богатый источник энергии: расщепление 1 г жира дает 38,94 кДж (9,3 ккал), т. е. в 2 с лишним раза больше энергии, чем при окислении равного количества белков или углеводов. Высокая калорийность жира, присутствующего в пище, позволяет снизить ее общий объем, давая в то же время ощущение сытости. Наличие жира ограничивает распад белка в организме и предохраняет от разрушения важные органы и ткани. В пищеварительном тракте жиры расщепляются до глицерина и жирных кислот и, всасываясь кишечником, попадают главным образом в лимфу, которая и разносит их по организму. Различают предельные жирные кислоты (в основном животного происхождения) и непредельные (входят в состав растительных масел). Некоторые непредельные жирные кислоты (линолевая, линоленовая, арахидоновая), благоприятно влияющие на рост, нормализующие функции кожи, снижающие количество холестерина в крови, в организме синтезироваться не могут и, следовательно должны поступать в готовом виде. Отсюда непременное требование, чтобы в пищевом рационе детей не менее 30% от общего количества жира составляли растительные масла (подсолнечное, конопляное, оливковое и др.). Важны для ребенка молочные жиры, входящие в состав молока и молочнокислых продуктов (сливки, сметана, нетопленое сливочное масло), а также жиры яичного желтка. В то же время следует ограничивать потребление твердых жиров — говяжьего и особенно бараньего сала. Растительные масла, как и сливочное масло, усваиваются организмом на 97—98%. Избыточное содержание в организме жира откладывается в жировых депо. Увеличение жировых запасов может происходить не только за счет жиров пищи, но и при обильном углеводном питании. Ожирение приводит к глубоким нарушениям обмена веществ, снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, ухудшает работоспособность и сопротивляемость организма. Однако значительный недостаток жира также отрицательно влияет на процессы жизнедеятельности, роста и развития детей. Поэтому необходимо достаточно строго соблюдать нормы потребления жиров, такие же, как и для белка, — 79 г (не менее 16 г в сутки составляет потребность в растительных маслах). Углеводы являются основным источником энергии в организме. Хотя 1 г углеводов дает столько же энергии, что и белок, — 4,1 ккал (значительно меньше, чем равное количество жира), но углеводы обладают способностью очень быстро распадаться, причем как в присутствии кислорода, так и в бескислородных условиях. Распад белков и жиров при этом приводит к образованию большого количества продуктов метаболизма, которые «засоряют» организм, в то время как продукты обмена углеводов — углекислый газ и вода — легко утилизируются. При достаточном поступлении углеводов с пищей организм покрывает энергетические потребности в основном за их счет. Кроме того, углеводы являются пластическим материалом клетки (цитоплазмы, клеточной оболочки, нуклеиновых кислот), участвуют в водном обмене, способствуют эффективному использованию жиров и белка. Рост и формирование новых клеток и тканей (в первую очередь соединительной) при недостатке углеводов невозможен. Основным источником углеводов являются продукты растительного происхождения: хлеб, крупы, макаронные изделия, картофель. Богаты углеводами овощи, фрукты, ягоды. В пищеварительном тракте углеводы усиленно расщепляются до моносахаров (в первую очередь глюкозы) и усваиваются на 90—98%. При недостатке углеводов в пище они могут вырабатываться из продуктов распада жиров и белков. Однако у детей этот процесс ограничен, так как основная часть белков и жиров используется как пластический материал, обеспечивая интенсивный рост и развитие. Избыток глюкозы в крови откладывается в виде животного крахмала — гликогена — в печени и мышцах, создавая углеводный резерв. При необходимости гликоген вновь превращается в глюкозу и используется для выполнения работы. Однако запасы углеводов в организме детей невелики и очень быстро иссякают, особенно при интенсивной физической деятельности. Отсюда — малая выносливость без них организма. Особенно чувствительной к снижению уровня глюкозы в крови (гипогликемии) является центральная нервная система. Даже незначительное падение уровня сахара сопровождается слабостью, головокружением, резким снижением физической и умственной работоспособности; при значительном снижении наступают серьезные нарушения: судороги, потеря сознания, различные вегетативные расстройства. Количество глюкозы в крови младших школьников близко к норме взрослого. Однако большое количество сахара в пище может привести к значительному увеличению его содержания в крови (на 50—70% и даже на 100%), что у взрослых обычно не наблюдается. Подобное алиментарное (пищевое) повышение (гипергликемия) обычно достаточно легко переносится детьми в связи с повышенной интенсивностью углеводного обмена. Однако часто и периодически повторяющаяся гипергликемия может вызывать серьезные нарушения в деятельности организма. Поэтому количество легкоусвояемых углеводов (сахарозы, фруктозы) должно составлять не более 20% от общего количества углеводов в пищевом рационе. Особенно неблагоприятное влияние на организм оказывает неумеренное потребление сахарозы в виде белого кристаллического сахара и приготовленных на его основе сладостей. Ухудшается деятельность желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, развиваются различные болезненные явления (задержка роста, кариес зубов), повышается вероятность избыточного веса и ожирения. При этом следует учитывать, что привыкание к сахару развивается по тому же механизму, что и привыкание к наркотикам (специалисты говорят о «сладкой», или «сахарной», наркомании). Поэтому приучать детей к повышенному потреблению сахара, конфет, кондитерских изделий не следует. Основная часть углеводов должна поступать в организм в виде полисахаров, в первую очередь в виде крахмала. Общая потребность в углеводах за сутки у ребенка в возрасте 7—10 лет составляет 315 г. К углеводам относятся также клетчатка растительных тканей — целлюлоза и другие грубоволокнистые компоненты пищи (пектины, пищевые волокна). Они практически не расщепляются в пищеварительном тракте и, следовательно, не усваиваются, поэтому их относят к так называемым балластным веществам. Однако эти вещества чрезвычайно важны для нормальной жизнедеятельности по ряду причин. Прежде всего, увеличивая объем пищи, они способствуют ощущению сытости; затем, раздражая стенки пищеварительного тракта, стимулируют перистальтику, которая определяет передвижение пищевых масс и опорожнение кишечника; на непереваренных целлюлозных волокнах адсорбируются и выводятся из организма различные вредные вещества (соли тяжелых металлов и др.), а также избыток пищевого холестерина; наконец, клетчатка способствует нормальному существованию микрофлоры толстого кишечника. Именно не расщепившиеся и не всосавшиеся в тонком кишечнике углеводы служат питательной средой для полезных микроорганизмов (бифидобактерий, лактобактерий), которые, например, синтезируют и способствуют усвоению некоторых витаминов. Нормальная микрофлора кишечника является важным фактором иммунитета, поэтому нарушения ее состава (дисбактериоз) отрицательно сказываются на сопротивляемости организма. Следовательно, ошибкой является отказ от так называемой «грубой» пищи при организации питания детей. Хотя вода, минеральные соли и витамины не являются питательными веществами и источниками энергии, однако их поступление в организм — необходимое условие нормальной жизнедеятельности. Без еды человек может прожить несколько недель, без воды — считанные сутки. Вода является средой, в которой протекают все биохимические процессы. Она входит в состав органов и тканей, служит основой для межтканевой жидкости, крови, лимфы, пищеварительных соков. Вода — важный фактор терморегуляции, испаряясь, она предохраняет организм от перегрева. Тело ребенка на 75—80% состоит из воды. Потребность в воде организма младшего школьника составляет 50—60 мл на 1 кг веса, т. е. в целом 1350—1400 мл. Эта потребность удовлетворяется введением в пищевой рацион первых (жидких) блюд, овощей, фруктов, ягод, а также различных напитков (молоко, соки, чай и др.) и, конечно, собственно воды. Некоторая часть воды образуется в организме в процессе обмена белков, жиров и углеводов (метаболитная, или эндогенная, вода). Потребление воды зависит от принимаемой пищи, температуры окружающей среды, характера деятельности и состояния организма. Выделение ее кожей, почками и легкими при дыхании повышается с увеличением количества принимаемой жидкости. Повышение температуры воздуха, высококалорийная пища, усиленные физические нагрузки, эмоциональное напряжение также увеличивают выделение воды через кожу и легкие. Для ребенка одинаково вредно как недостаточное, так и избыточное потребление жидкости, потому что его организм быстро теряет и быстро накапливает воду. Ограничение приема воды или ее избыточная потеря приводит к дегидратации — обезвоживанию, что нарушает постоянство внутренней среды организма, дезорганизует процессы внутриклеточного обмена, вызывает изнуряющую ребенка жажду. Чрезмерное поступление жидкости в организм — водная интоксикация — создает перегрузку в работе почек и сердца, а также способствует потере организмом минеральных солей и витаминов. Большое значение имеет качество питьевой воды. Следует помнить, что вода может быть источником и путем распространения инфекционных болезней (дизентерия, холера, брюшной тиф и др.). Вода, пригодная для употребления (питье, приготовление пищи и др.), чиста и прозрачна, не имеет неприятного вкуса и запаха, не содержит микроорганизмов — возбудителей заболеваний и ядовитых примесей. В общеобразовательных школах расход воды устанавливается в количестве 20 л на одно место, в школах-интернатах — 200—220 л на одно место. В настоящее время для школ в качестве питьевой воды рекомендуется использовать бутилированную воду при помощи специальных установок с одноразовыми стаканчиками. Организм нуждается в поступлении минеральных веществ — важном факторе внутренней среды (определяют осмотическое давление, активную реакцию крови), которые входят в состав многих ферментов, гормонов, пищеварительных соков, обеспечивают рост, развитие и нормальное функционирование костей и мышц. Некоторые минеральные вещества требуются организму в относительно больших дозах. Их называют макроэлементами. Это натрий, калий, кальций, фосфор, хлор. Другие потребляются в небольших количествах. Это — микроэлементы: йод, бром, фтор, кобальт, никель и множество других. При правильно организованном сбалансированном питании потребность организма в минеральных солях удовлетворяется полностью и нет надобности вводить их искусственно. Исключение составляет хлорид натрия (поваренная соль), которую приходится включать дополнительно, особенно в растительную пищу, бедную натрием. Важный источник солей — молочные продукты, овощи, фрукты, соки. Они должны обязательно присутствовать в ежедневном рационе ребенка. Ежедневная потребность школьников в поваренной соли составляет 8—10 г. Это вещество играет важную роль при выработке соляной кислоты — одного из компонентов желудочного сока, обеспечивающего нормальное переваривание белков пищи и обладающего бактерицидным свойством (способность убивать микроорганизмы). Кроме того, натрий и хлор обеспечивают одно из важнейших свойств живого — явление возбудимости. Поэтому недостаток или избыток этого вещества при длительном поступлении вызывает серьезные расстройства в работе сердца, состоянии нервной системы, характере мочеобразования и др. Соли кальция и фосфора определяют рост и развитие опорно-двигательного аппарата, возбудимость нервной системы, свертываемость крови, белковый и жировой обмен в организме. Потребность в кальции у младших школьников составляет 1100 мг в сутки, в фосфоре — 1650 мг. При недостатке этих солей нарушается развитие костной ткани, страдают нервные клетки. Оптимальное соотношение между концентрацией солей кальция и фосфора — 1:1,5 — имеется в молоке, поэтому молочные продукты — важный компонент пищевого рациона школьников, способствующий развитию скелета. Богаты солями фосфора, без которых не может нормально формироваться нервная ткань, яичный желток, мозги, мясо, горох, орехи, овсяная мука. Железо входит в состав дыхательного пигмента крови — гемоглобина, который переносит кислород от легких ко всем клеткам и тканям организма. В связи с повышенным обменом веществ и, соответственно, большими потребностями растущих структур в кислороде потребность в железе у детей выше, чем у взрослых, и составляет 18 мг в сутки. При длительном однообразном питании продуктами, бедными солями железа, может развиваться так называемая железодефицитная анемия (малокровие). Поэтому в рацион питания детей обязательно должны входить продукты, богатые железом: мясо, яйца, капуста, бобовые, салат, яблоки. Существенное значение для жизнедеятельности имеют соли магния, которых много в грубых сортах пшеничного и ржаного хлеба, в бобовых культурах, сыре. Соли калия, без которого нарушается регуляция водно-солевого обмена в тканях, содержатся в овощах (капусте, картофеле). Для обезвреживания некоторых ядовитых для организма продуктов обмена веществ необходима сера, которой много в бобовых культурах, овсяной муке. Заметное влияние на состояние здоровья оказывает недостаток в пище таких микроэлементов, как йод, кобальт, марганец. Недостаточное поступление в организм йода приводит к серьезному нарушению функций щитовидной железы, наблюдается разрастание ее ткани (гиперплазия), появляется зоб. В районах йодной недостаточности от эндемического зоба особенно страдает детское население; у части детей могут наблюдаться эндокринные расстройства. В тяжелых случаях недостаточной функции щитовидной железы у детей развивается кретинизм — глубокое нарушение процессов физического, интеллектуального и полового развития. Активность поступающих в организм йодистых соединений зависит от содержания в пищевом рационе кобальта и марганца, а также достаточного количества белка животного происхождения. Основными источниками йода являются морские продукты, яйца, горох, орехи (особенно кедровые), молочнокислые продукты. В районах, эндемичных по низкому содержанию йода, йодируют питьевую воду; следует также использовать йодированную поваренную соль. Кобальтом богаты такие продукты, как говяжья печень, рыба, овощи (морковь, свекла, зеленый и красный перец), зеленые культуры, ягоды (особенно клюква, рябина, черная смородина), бобовые. Больше всего марганца в зерновых культурах и продуктах их переработки. Витамины — обязательная составная часть рациона, без них невозможно нормальное функционирование организма. Название — «несущие жизнь» — подчеркивает их участие во всех процессах жизнедеятельности. Витамины входят в состав многих ферментов, что определяет их роль в обмене веществ; стимулируют процессы роста, развития, восстановления клеток и тканей; повышают специфическую и неспецифическую сопротивляемость организма и др. Большинство витаминов в организме человека не синтезируется или синтезируется в недостаточных количествах; они сразу же включаются в обмен веществ, не могут откладываться про запас и должны поступать с пищей постоянно. Хотя требуются они организму в очень незначительных количествах, но их недостаток — гиповитаминоз — или отсутствие — авитаминоз — в продуктах питания вызывает тяжелые расстройства, как неспецифические (снижение умственной и физической работоспособности), так и специфические (связаны со свойствами того или иного конкретного витамина). Однако вредно и избыточное потребление витаминов — гипервитаминоз, особенно в виде витаминных препаратов, которые сейчас столь доступны. Чрезмерный прием витамина D, например, приводит к нарушению деятельности почек; при гипервитаминозе витаминов группы В нарушаются ферментативные процессы, страдает периферическая нервная система; избыточное потребление витамина А проявляется в слабости, потере аппетита, сыпи на коже и зуде, хрупкости костей скелета, что приводит к переломам; прием больших доз витамина С может вызывать лихорадку, кожные реакции. Взрослые должны строго следить, чтобы указанные нормы потребления детьми витаминных препаратов не нарушались. Витамины содержатся практически во всех продуктах питания, включая молоко, мясо, рыбу. Но главные источники витаминов и минеральных солей — овощи и фрукты. Однако при неправильной кулинарной обработке продуктов витамины разрушаются. Так, если варить овощи в открытой посуде, то теряется до 20% витаминов, а если варить в закрытой посуде — только 3—5%. Поэтому рекомендуется готовить овощи в плотно закрытой посуде, соблюдая оптимальное время варки каждого продукта (для свежей капусты — 20—25 мин., квашеной — 1,5 ч, моркови — 15—25 мин., картофеля, нарезанного кубиками — 12—15 мин., свежих помидоров и шпината — 6—8 мин.). В обязательном порядке детям следует давать достаточное количество свежих овощей, фруктов и ягод. Полезны квашеная капуста и соки. Натуральные соки, особенно свежеприготовленные, являются важным источником витаминов, минеральных солей, пектиновых веществ и клетчатки. Предпочтительнее неосветленные соки, и чем больше в них мякоти, тем больше они содержат полезных веществ. Говоря о витаминах, применяют как их химические названия, так и условные обозначения заглавными буквами латинского алфавита. Все витамины делят на две группы: растворимые в воде (С, РР, витамины группы В), содержащиеся в основном в продуктах растительного происхождения; я растворимые в жирах (A, D, Е, К, F), которых много в животных продуктах. Витамин С (аскорбиновая кислота) повышает устойчивость организма к вредным воздействиям среды, укрепляет иммунитет, нормализует деятельность нервной системы, сердца, системы крови. Суточная потребность в витамине С младших школьников составляет 60 мг. Этот витамин содержится во многих продуктах, особенно высоко его содержание в шиповнике, черной смородине, лимонах, апельсинах, свежей капусте. Хорошо сохраняется аскорбиновая кислота в квашеной капусте. Много этого витамина в печени. В 100 г хвои его содержится 250 мг. Недостаток витамина С вызывает заболевание цингой, которое проявляется в общем недомогании, кровоточивости десен и выпадении зубов, подкожных кровоизлияниях. Угнетение иммунитета способствует развитию инфекционных заболеваний. Витамины группы В (от Bt до В15) активно участвуют в обмене веществ, в первую очередь углеводов, нормализуют деятельность центральной нервной системы и мышц. Суточная потребность в этих витаминах — 1,4—1,6 мг. Витамин B1 (тиамин) содержится в лесных орехах, хлебе грубого помола, овсяной и ячневой крупах, но особенно много его в пивных дрожжах и печени. При авитаминозе развивается заболевание бери-бери (полиневрит), которое проявляется в поражении двигательных и чувствительных нервов (невралгии и невриты), мышечных параличах, нарушении сердечной деятельности и функций желудочно-кишечного тракта. Витамин В2 (рибофлавин) содержится в хлебе, гречневой крупе, помидорах, молоке, яйцах, печени. Первые признаки недостаточности этого витамина — поражения кожи (чаще всего в области губ) и светобоязнь. В дальнейшем развивается поражение глаз, кожа покрывается ороговевшими чешуйками. В тяжелых случаях отмечаются расстройства нервной системы, судороги, потеря сознания. Источником витамина В3 (пантотеновая кислота) являются бобы, картофель, печень, яйца, рыба. Недостаточное потребление этого витамина сопровождается общей слабостью, головокружением, поражением слизистых оболочек. Как и другие витамины этой группы, витамин В6 (пиридоксин) содержится в зерновых и бобовых культурах, мясе, печени, рыбе, дрожжах. Кроме того, этот витамин синтезируется кишечной микрофлорой. Его недостаточность проявляется в повышенной раздражительности, судорогах, анемии. В синтезе витамина В12 (цианкобаламин) также участвуют микроорганизмы. С пищей этот витамин поступает в составе печени, почек животных. При гипо- или авитаминозе нарушается образование красных кровяных телец, что приводит к злокачественному малокровию. Витамин РР (никотинамид) нормализует обмен веществ, клеточное дыхание, участвует в выработке некоторых гормонов. Потребность в этом витамине детского организма составляет 15 мг в сутки. Он содержится в пивных дрожжах, зеленых культурах, зародышах злаков, моркови, картофеле, горохе, молоке, печени, мясе. При авитаминозе никотинамида развивается пеллагра — болезнь, которая характеризуется поражением кожи (она становится грубой, шероховатой, появляются красные пятна на руках, шее, лице), расстройствами пищеварения (боли, поносы) и нервной системы (психозы, галлюцинации, слабоумие). Витамин А (ретинол) иногда называют «витамином роста». Им богаты рыбий жир, печень, сливочное масло, сметана, сливки, молоко, яичный желток. В организме ретинол синтезируется из каротина — провитамина А, который в больших количествах содержится в растительных продуктах (морковь, помидоры, салат, зеленый горошек, абрикосы). Недостаток белка в пище тормозит синтез витамина А. При сниженном потреблении ретинола замедляется рост, наблюдаются потеря веса и ослабление организма, появляется «куриная слепота», когда резко падает острота зрения при неярком освещении. Витамин D (эргокальциферол) называют «антирахитическим», так как он влияет на формирование скелета, и его недостаток в раннем детстве проявляется рахитом (искривление конечностей, разрастание теменных и лобных бугров, снижение иммунитета). Этим витамином богаты печеночный жир морских животных (треска и др.), сливочное масло, яичный желток. Витамин D также образуется в коже под действием ультрафиолетовых лучей, поэтому дети должны бывать на солнце. Замедление свертывания крови, спонтанные кровотечения могут наблюдаться при недостатке витамина К, который содержится в зеленых листьях овощей, в печени. Это один из витаминов, синтезируемых кишечной микрофлорой. Потребность в витаминах значительно возрастает в зимне-весенний период, а также при повышенных физических и умственных нагрузках. В летнее время при особенно высокой температуре воздуха в связи с обильным потоотделением организм теряет большое количество витамина С и его суточная доза должна быть увеличена до 100 мг и более. Следует помнить, что для нормального усвоения витаминов необходимы определенные условия. Так, жирорастворимые витамины и каротин усваиваются лишь при достаточном количестве в пище жиров. Многие витамины не усваиваются и выводятся из организма, если пищевой рацион беден белками. При организации питания детей важно не только удовлетворять энергетические потребности растущего организма и учитывать требование содержания в пищевом рационе всех необходимых компонентов (белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины) в нужном соотношении и количествах, но и строить рациональный режим питания, соответствующий суточным ритмам труда и отдыха, а также физиологическим закономерностям деятельности желудочно-кишечного тракта. Правильно организованный режим питания подразумевает строгое соблюдение времени приема пищи и интервалов между ними; рациональную в физиологическом отношении кратность приемов пищи; соответствующее количественное и качественное распределение пищи на отдельные приемы; благоприятные условия приема пищи и поведение детей во время еды (культура поведения за столом). Пищевой рефлекс имеет определенную периодичность, в соответствии с которой устанавливается и строго соблюдается «время еды. Рекомендуется принимать пищу не ранее чем через 3—3,5 ч и не позднее чем через 4—4,5 ч после предыдущего приема, так как в среднем через 3—4 ч пища оставляет желудок. Не допускается питание урывками, раньше положенного времени. Подобные нарушения приводят к угасанию условного пищевого рефлекса, ухудшению пищеварения и снижению аппетита. Такие же последствия вызывают и случаи беспорядочного двухразового питания. От времени и количества приемов пищи зависит и усвоение питательных веществ. Доказано, что при четырехразовом питании пища усваивается на 82—84%, а при трехразовом питании — только на 75—76%.. Поэтому рациональный режим питания младших школьников предполагает 4—5-кратный прием пищи. Учитывая сказанное выше о необходимых интервалах между приемами пищи, это означает, что для школьников всех общеобразовательных учреждений должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак). По желанию родителей детям может быть предоставлен и обед. Учащимся групп продленного дня следует обеспечивать по месту учебы двухразовое горячее питание (завтрак и обед), а при длительном пребывании в школе — и полдник. Наблюдения показали, что дети, которые получают в школе горячее питание, меньше устают, у них дольше сохраняется высокий уровень работоспособности, выше успеваемость. При отсутствии в школе столовой питание учащихся организуется через буфет. В его ассортименте должно быть следующее: холодные закуски, молоко и молочнокислые продукты, хлебобулочные изделия, бутерброды, кисели, компоты, соки и горячие напитки, свежие фрукты и очищенные сырые овощи. Горячие блюда включаются в меню только если имеются необходимые условия. В буфетах необходимо организовать комплексные завтраки. Запрещено продавать в буфете сладкие газированные напитки, картофельные чипсы, сладкие леденцы. При построении режима питания следует правильно распределять дневной рацион, как это показано в таблице. Таблица. Примерное распределение энергетической ценности пищевого рациона (в процентах)
Следует помнить, что продукты, богатые белком (мясные, рыбные), повышают возбудимость нервной системы, а, кроме того, дольше задерживаются в желудке. Для их переваривания требуется выделение большого количества пищеварительных соков. Еще труднее переваривается жирная пища. Поэтому пищу, богатую белком и жирами, детям дают в первой половине дня — в период их наибольшей активности.
Во время сна наблюдается снижение активности всех физиологических систем, в том числе и пищеварительной. Поэтому ужин должен быть малообъемным, состоящим из легкоусвояемых овощных и молочных блюд, которые без труда перевариваются и не возбуждают нервную систему, а значит, не препятствуют быстрому и глубокому засыпанию. Желательно, чтобы последний прием пищи был не позднее, чем за 2 ч до отхода ко сну. В течение дня после больших физических и эмоциональных нагрузок (подвижные игры, занятия физкультурой и спортом и др.) обязательно должен предусматриваться 30—35-минутный отдых перед приемом пищи. Точно так же нельзя выполнять большие нагрузки в течение 1—1,5 ч после еды. Это связано с тем, что физическое и психическое возбуждение угнетающе действует на работу органов пищеварения. Следует регламентировать также продолжительность отдельных приемов пищи. Завтрак и ужин не должны занимать больше 15—20 мин., обед — 20—25 мин., полдник — 10—15 мин. Этого времени вполне достаточно, чтобы тщательно, не торопясь, прожевать пищу. Важное значение для усвоения пищи имеют место и условия ее приема. Принимать пищу дети должны в специально отведенных и приспособленных для этой цели помещениях. Свежий воздух, чистота и порядок, аккуратно накрытые столы, спокойное, доброжелательное поведение взрослых и детей — непременные факторы рационального питания. Возбуждает аппетит и способствует пищеварению разнообразная, правильно и вкусно приготовленная, красиво оформленная пища. Не рекомендуется подавать детям чрезмерно изысканные, острые, пряные блюда, которые портят вкус ребенка и зачастую неблагоприятно действуют на пищеварительный аппарат. Необходимо воспитывать у детей культуру поведения за столом. Это, прежде всего, соблюдение правил личной гигиены (мытье рук перед едой, еда и питье из отдельной посуды, полоскание рта после приема пищи, мытье и чистка перед употреблением сырых овощей и фруктов, употребление только кипяченой воды). Дети должны правильно вести себя за столом: есть не спеша, хорошо прожевывать пищу, не отвлекаться во время еды (разговаривать, читать), так как это неблагоприятно сказывается на выделении желудочного сока. Следует приучать их сидеть прямо, не класть на стол локти, правильно пользоваться столовыми приборами, жевать, не издавая громких звуков. Питание младших школьников должно носить щадящий характер. Это подразумевает специальную кулинарно-технологическую обработку продуктов: мясо и рыбу отваривают или готовят в рубленом виде на пару; крупы разваривают до мягкости; исключается жарение, допускается легкое запекание. Из рецептур блюд полностью исключается костный бульон, кулинарный жир заменяется сливочным маслом, уксус — лимонной кислотой. При организации питания в школах запрещено использовать следующее: фляжное, бочковое, непастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения); творог и сметану — в натуральном виде, без тепловой обработки (творог используют в виде запеканок, сырников, ватрушек, а сметану — в виде соусов и добавляют в первое блюдо за 5—10 мин. до готовности); зеленый горошек — без термической обработки; макароны с мясным фаршем («по-флотски») или с рубленым яйцом, блинчики с мясом, студни, окрошки, паштеты, мясные и рыбные заливные блюда; напитки, морсы без термической обработки, квас; грибы; яичницу-глазунью; пирожные и торты кремовые; жаренные во фритюре пирожки и пончики. Школьный завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка; обед — из закуски, первого и второго горячего блюда и сладкого. На полдник рекомендуется стакан молока или молочнокислых продуктов с хлебом или булочкой. Безусловно, следует строго следить за сроками хранения продуктов питания, контролировать их качество, соблюдать технологию приготовления блюд. Это позволит избежать пищевых отравлений, возникновения желудочно-кишечных и глистных заболеваний у детей. Date: 2015-09-02; view: 1481; Нарушение авторских прав |