Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
1.
|
Введение
| Основные требования к подготовке научно-технических кадров в современной высшей школе. Концепция системы непрерывного образования. Требования к профессиональной подготовке преподавателей в условиях демократизации и модернизации общества.
|
2.
|
История педагогики
| Обучение и воспитание в античные времена и при феодализме. Педагогические взгляды английских и французских просветителей. Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского. История педагогической мысли в России.
|
3.
|
Цели обучения и воспитания
| Задачи психологии и педагогики высшей школы на современном этапе. Психологические особенности студенчества. Темперамент и типологии характеров. Средства общения. Межличностные отношения. Комплексный подход к воспитанию студентов. Социализация юношества в эпоху научно-технической революции в условиях демократизации общества и информатизации.
|
4.
|
Психология учебной деятельности
| Предмет, подходы и методы психологии. Ощущения, восприятие; свойства и виды внимания, память, виды мышления, интеллект. Психологические детерминанты учебной деятельности: мотивы, потребности и познавательные интересы. Пути и средства оптимизации учебного процесса: теория поэтапного формирования умственных действий; ассоциативно-рефлекторная теория; алгоритмизация обучения; теория содержательного обобщения; возможности преодоления и предупреждения неуспеваемости.
|
5.
|
Педагогический процесс и его структура
| Системно-структурный анализ - методология учебного процесса. Организационные формы и содержание. Лекции: разработка и чтение лекции, оценка ее качества. Семинарские и практические занятия. Лабораторные работы. Самостоятельная работа студентов. Производственная практика. Курсовое и дипломное проектирование. Содержание образования как проблема вузовской педагогики. Продолженное и дополнительное образование.
|
6.
|
Дидактика – общая теория обучения
| Дидактические принципы обучения в вузе. Современные методы обучения в высшей школе. Принципы развивающегося обучения. Активизация и интенсификация обучения. Групповые формы учебной работы. Учебная деловая игра. Проблемное обучение. Программированное обучение. Технические средства обучения (ТСО). Использование компьютеров в учебном процессе. Электронное, в том числе – дистанционное обучение. Автоматизированные обучающие системы (АОС). Педагогика сотрудничества.
|
7.
|
Педагогическое мастерство преподавателя
| Составляющие педагогического мастерства. Педагогические способности. Культура общения преподавателя со студентами. Педагогическая техника: постановка голоса, дикция, темпоритмы; управление эмоциональным состоянием, осанка, мимика, пантомимика, чувство юмора. Личность педагога, как фактор эффективности педагогического общения.
|
8.
|
Основы педагогического контроля в высшей школе
| Функция педагогического контроля и его формы. Оценка и отметка. Принципы педагогического контроля. Проблема педагогических измерений. Тесты и шкалы как основные средства педагогического измерения. Основные требования к тестам, общественные и педагогические условия их эффективного применения. Основные статистические методы, используемые для создания тестов и в обработке тестовой информации. Надежность и валидность тестов. Новейшие методы компьютеризированного тестового контроля знаний и способностей личности.
|