Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Визуализация. В тантрических учениях широко используются термины, относящиеся к визуализации
В тантрических учениях широко используются термины, относящиеся к визуализации. Это значительно облегчает понимание глубоких интуитивных истин. Чтобы прийти в соприкосновение с нашей изначальной природой, мы должны научиться отключать «болтовню ума» и сохранять разум в открытом состоянии. В древнем индуистском тексте «Чхандогъя‑упанишада», говорится: «Откуда возникают все эти миры? Они возникают из пространства. Все бытие и объекты возникают из пространства и в конце концов вновь возвращаются в него; пространство – это начало и конец всего». Осознание безграничности внутреннего пространства – основа практики визуализации. Творчески наполняя свое внутреннее пространство образами, мы создаем собственную реальность. Хотя в тантре существуют разные визуализационные техники, их объединяет то, что за основу берется пустота или пространство. Как мы уже говорили в параграфе «Воображение», пустота в тантрическом учении, как это ни парадоксально, наполнена сознанием и блаженством; это полнота пустоты. В подготовительной тантрической визуализации тело воображается как пустое внутри и представляющее собой внешнюю оболочку, состоящую из органов чувств, элементов и энергий. В тантрических текстах описываются разные способы повышенной чувствительности, восприимчивости и спонтанности через визуализацию. В метафизическом трактате «Чакрасамхара‑тантра», написанном в VI–VIII веке н. э., приводится следующая визуализационная техника, предназначенная для пробуждения и активизации чувств: «Найдите тихое, уединенное место и примите удобную позу. Созерцайте изначальную пустоту всех феноменальных явлений, осознавая, что внутреннее пространство наполнено сознанием и блаженством. Визуализируйте лучи света, исходящие из сердечного центра; эти лучи проходят через тело и выходят во внешнее пространство, освещая все, что встречается им на пути. Втяните лучи обратно и соберите их внутри; включите „мужское“ и „женское“ дыхание через правую и левую ноздри тела, сфокусируйте их в области сердечной чакры. Представьте себя исполненным отваги и героизма, визуализируйте над своей головой линию учителей тантры. Просите их помочь процессу вашего внутреннего пробуждения. Представьте бело‑красный диск в месте соединения нервов в сердечной чакре. На этом диске представьте точку света размером с кунжутное семечко и сосредоточьте внимание на нем. Регулируйте дыхание, уравновешивая правое и левое дыхание, пока не будет достигнут устойчивый баланс. Сохраняйте контроль над разумом, чтобы он не блуждал, и результатом будет блаженная ясность. Затем переключите воображение на другие органы чувств.
Основой в йоговской стойке на голове служит равносторонний треугольник, образуемый локтями и сцепленными кистями рук. Визуализация этого треугольника как символа тройственности сил природы, лежащих в основе всех мировых явлений, позволяет обрести контроль. Внимание необходимо сосредоточить на воображаемой точке в центре треугольника, которая физически расположена в области третьего глаза
„После медитации на Брахме всеми силами души визуализируйте божество, которое выбрали. Непрерывно повторяя мысленно „это я“, вы становитесь этим божеством. Полное слияние себя с божеством и освящение себя как божества происходит после одарения себя цветком. „Я – бог; все подношения – пища и ароматические масла, благовония и цветы – становятся божественными, когда визуализируются. Я – обитель бога; я – бог“. Так следует медитировать, принося богу богово, наделяя все чистотой и вечностью через воссоздание бога в себе“. „Калика‑пурана“
Представьте две очень маленькие яркие белые точки внутри зрачков ваших глаз. Закройте глаза, представляя, что точки все еще там; когда ум привыкнет к этому образу, начните направлять взгляд на разные объекты, все время мысленно удерживая образ ярких точек света. При должной доле практики точки станут более отчетливыми и яркими, на что бы ни падал ваш взгляд. Когда будет достигнута стабильность, втяните точки во внутреннее пространство сердца, представьте, как оно становится сияющим и чистым. Затем направьте воображение к ушам. Представьте две маленькие голубые точки внутри каждого уха и медитируйте на них в тихом месте. Когда вам удастся зафиксировать ум на этих точках, перейдите в другое место, где есть какие‑нибудь звуки, сохраняя при этом фиксацию на точках. С практикой точки станут более отчетливыми, независимо от окружающих вас звуков. Достигнув стабильности, втяните голубые точки в сердечную чакру. Затем переключите воображение на нос. Представьте маленькую желтую точку внутри каждой ноздри и медитируйте на них в таком месте, где отсутствуют всякие запахи. Концентрируйте внимание на них; когда образ станет устойчивым, перейдите в другое место, где присутствуют запахи. Сохраняйте концентрацию на двух маленьких желтых точках невзирая ни на что, и они станут отчетливее. Когда будет достигнута стабильность, втяните точки в сердечную чакру. Далее переходите к языку. Представьте маленькую красную точку у корня языка и медитируйте на ней, не ощущая никаких вкусов. Сконцентрируйте сознание на красной точке, когда образ станет устойчивым, начните пробовать разные вкусы. Какие бы вкусы вы ни ощущали, сохраняйте концентрацию на точке, и она станет более яркой. Достигнув стабильности, втяните точку в сердечную чакру. Переключите внимание на тело и представьте маленькую зеленую точку в области половых органов. Сосредоточьте все внимание на ней, ни к чему не прикасаясь. Когда концентрация на зеленой точке будет достигнута, начните прикасаться к разным предметам, сохраняя концентрацию так, чтобы точка стала еще ярче. Когда образ станет достаточно четким и стабилизируется на нем, втяните точку в сердечную чакру.
Мистическое Древо Каббалы, корнями погружающееся в Бога, а ветвями достигающее микрокосма человека. Десять основных разделов, или Сефирот, соотносятся с частями тела и высшими качествами разума Рисунок из книги Р. Флулла „Священная философия и христианская вера. Божественные числа“, 1626 год
Смешайте лучезарные точки разных цветов в сердечной чакре, представьте, как они растворяются друг в друге и в конце концов в пустоте. Затем представьте, как одновременно и спонтанно из небытия возникают разноцветные точки, они расходятся в стороны и достигают органов чувств. В результате такой медитации все ваше существо очищается и чувства обостряются. Данная визуализация развивается из пустоты и возвращается в нее, однако при этом наполнена осознанным переживанием блаженства». Такая психочувственная визуализация является типичным примером тантрического метода обретения власти над способностями, которые в обыденной жизни механистичны. Она ведет к восхождению сознания к духовным высотам. Вся визуализация основана на взаимодействии чувственных восприятий с разумом.
Хатха‑йога значительно помогает в визуализации, и многие асаны непосредственно связаны с определенными медитациями. В древнем индуистском тексте «Катха‑упанишада», говорится: «Корни Древа Вечной Жизни уходят в небеса, а ветви достигают земли. Это – сущность Брахмы, Бессмертного Духа, на котором покоятся все миры. Через познание этого достигается Вечная жизнь и Бессмертие». Это загадочное высказывание напрямую связано с йоги‑ческой стойкой на голове («Ширсасаной») и соответствующей визуализацией, обеспечивающей правильное выполнение позы. Оно также указывает на тантрический способ контроля жизненных энергий путем обращения вспять их непроизвольных автономных течений. При выполнении стойки на голове используется опора на три точки – сцепленные кисти рук и локти, что напоминает йогу о трех силах, поддерживающих все феноменальные явления. Если при выполнении стойки на голове визуализировать равносторонний треугольник с точкой в центре, то позу будет легко удерживать. Между визуальным образом и физическим треугольником, или янтрой, служащим опорой в этой позе, устанавливается естественный резонанс. Древо Вечной Жизни с «корнями, уходящими в Небеса, и ветвями, достигающими земли», – очень глубокий и пробуждающий символ, он присутствует в ряде метафизических концепций. Подобная медитация на микрокосме как перевернутом дереве с корнями, уходящими в небо, и ветвями, простирающимися к земле, является частью каббалистического учения. Мы приводили уже некоторые простые визуализации, относящиеся к даосской и тантрической традициям. Единственный способ понять смысл визуализации и ответить на все «как и почему», это практиковать ее. Дар воображения способен открыть нам больше об истинной природе ума, чем целая библиотека психологической литературы. Трансцендентальная визуализация требует только доброй воли и собранного ума, освобожденного от мирских мыслей и внутренней болтовни. Когда разум успокоен, он может сосредоточиться на внутренних образах.
В «Бхагавалгите» написано: «Кто знает Священное Дерево, корни которого погружаются в Изначальное Бытие, ствол которого – тело Брахмы, а листья – Священные Учения, тот постиг реальность». Выполняя стойку на голове, необходимо представлять свое тело как перевернутое дерево, проводя энергию от стоп (корней) к голове (верхним ветвям)
Эротическая визуализация может использоваться как источник энергии. Согласно тантрическому учению, визуализация должна развиваться из намеренной осознанности, которая создает тонкий канал, по которому проводятся природные энергии, обретая формы, цвета и символы. В тибетском тексте «Йога психического тепла» описывается простая эротическая визуализация, предназначенная для порождения внутренней трансцендентальной страсти: «Визуализируйте себя в виде эротической красной богини, в полном расцвете девственности, танцующей в окружении языков пламени мудрости. Представьте, что она – это вы. Она имеет внешне форму богини, а внутри совершенно пуста, как пусты ножны, прозрачна и сверкающа. Она пуста, как шатер из красного шелка или шар, наполненный воздухом. Сначала визуализируйте образ богини размером с ваше тело, затем – с дом, гору. В конце концов увеличьте его до размеров Вселенной. Сосредоточьте сознание на этом образе и станьте им. Затем уменьшайте его». В «Чакрасамхаре‑тантре» приводится другой вариант подобного рода эротической визуализации: «Визуализируйте богиню огненно‑красного цвета; этот цвет символизирует посвящение и страсть. Ее лицо указывает на изначальную природу всех вещей. Две руки означают: истина одновременно абсолютна и относительна. Ее три глаза горят страстью, язык выражает вожделение, она пожирает все яды и очищает их внутренним огнем. Она обнажена, ее волосы растрепаны, что символизирует свободу от всех пут и заблуждений. Она является символом интуиции и напоминает нам о бренности бытия и конечности всех явлений. Пылая как огонь, богиня выражает свою сущность – Вечную Мудрость, – свободно предаваясь любви со своим партнером». В тантрических учениях описываются визуализации подобного рода, сопровождающиеся толкованиями символического значения составных частей. Все мистические традиции используют визуализации как средство психической трансформации. Отказываясь от вербальных объяснений и концентрируясь на символических формах, тантризм использует высшие человеческие способности, чтобы ускорять познание истинной природы реальности. В качестве подготовки к сложным визуализациям может использоваться медитация на простых цветах или окрашенных световых огнях. Представляйте, как через поры вашего тела излучается окрашенный свет; старайтесь достигнуть устойчивости образа и неизменности цветового тона. Вы заметите, что на задержке дыхания свет становится более ярким. Данная техника находит широкое практическое применение, в частности в целительстве. Так, многие физические расстройства могут быть исцелены, если держать руки над больным местом, удлиняя при этом задержки дыхания и представляя голубой свет, излучающийся из кончиков пальцев. Подобные древние техники могут быть полезны в случае как физических, так и психологических проблем. Для пар наиболее важной визуализацией является представление высшей природы друг друга, как бога и богини. Думая о своем партнере как об идеале, вы способствуете этой реализации. Представляйте друг друга как Шиву и Шакти, создавайте внутреннюю реальность, которую не затрагивают изменения повседневной жизни. Тантра учит, что сосредоточенные зрительные образы имеют вечную природу; они не подвержены действию обусловленных временем законов разрушения и изменения. Поддерживаемые силой веры и трансцендентальной любви, визуализации могут служить средством Освобождения.
«Созерцайте сначала любовь, затем страсть, за ними радость и неразделимость. Затем визуализируйте в своем сердце семя‑слог „ХУН“, начертанный на лотосе, луне и солнечном диске. Визуализируйте материализующееся перед вами прославленное божество Чандамахаросану как сноп света, состоящий из лучей света, исходящих из вашего сердца. Проявляя мудрость, совершите воображаемое подношение божеству в виде цветов и благовоний. И в конце концов, отдав дань уважения Чандамахаросане, растворите его в лучах света и снова сосредоточьтесь на пустоте, из которой все происходит». «Чандамахаросана‑тантра»
Date: 2015-09-02; view: 664; Нарушение авторских прав |