Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примерная схема обследования готовности детей к школьному обучению ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
(в индивидуальных диагностико-развивающих занятиях и в групповом тестировании) Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности: личностную (мотивационную) и интеллектуальную. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Предложенная схема может быть дополнена изучением характера латерализации, наличия правшеских или левшеских тенденций, сформированности пространственных и пространственно-временных отношений, произвольности, развития моторики, фонематического восприятия, анализа и синтеза, уровня произвольного оперирования грамматическими категориями. Решение об использовании методов изучения психологической готовности к школьному обучению в индивидуальной или групповой форме принимается в зависимости от конкретных условий взаимодействия дошкольных учреждений и школы, количества будущих первоклассников и возможностей самих методик. Так, в групповом тестировании при наличии заранее подготовленного стимульного материала и бланков протоколов возможно использовать «Графический диктант», прогрессивные матрицы Равена, тест Бернштейна, фрагмент теста Керна-Йирасика, тест «Рисунок человека». IV. Четвёртый этап деятельности – основной. Он включает следующие действия. 1. Анализ результатов обследований: написание заключений о детях проблемной группы с целью создания общих данных о ней; заполнение индивидуальных карт сопровождения, составление программ развивающей, индивидуальной и коррекционной работы с детьми для учителя, психолога, воспитателя, дефектолога. 2. Собеседование с педагогами об их будущих учениках, согласование содержания программ. Рекомендации педагогам по организации учебно-воспитательного процесса в адаптационный период. 3. Тренинг личностного роста для педагогов, работающих в первых классах.4. Выяснение с администрацией вопросов дополнительной оплаты за коррекционно-развивающую работу, исходя из количества нуждающихся в ней детей класса и имеющихся часов «школьного компонента» и «кружковой работы». 5. Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников к школе». На этом собрании можно провести анонимное анкетирование родителей с целью выяснения восприятия родителями и ребёнком ситуации предшкольного обследования. 6. Диагностика дезадаптации у учащихся первых классов. В ходе адаптационного процесса выделяются три фазы. · лёгкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10 – 15 дней; · адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца; · тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития по сравнению со средними возрастными нормами. Фаза длится 3 – 5 месяцев. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития. Дети к концу учебного года преодолевают задержки и трудности в развитии. Поскольку готовность детей к систематическому обучению различна, как и состояние их здоровья, то и процесс адаптации к школе в каждом отдельном случае различен. Доказано, что в течение первых двух месяцев обучения к школе адаптируется 5–10 % детей, 30–50 % первоклассников адаптируются к концу первого полугодия, 10 – 15 % учащихся не могут адаптироваться и к концу первого года обучения. Поэтому в течение всего первого года обучения в первом классе (а для некоторых детей и на протяжении второго года обучения) психологическое сопровождение развития ребёнка должно быть достаточно полным и насыщенным. Диагностика дезадаптации проводится в три этапа: · Коррекция и развитие эмоциональной сферы, навыков общения и сотрудничества. · Коррекция и развитие базовых составляющих психического развития и формирования личности (произвольности, познавательных процессов, самосознания). · Коррекция учебной деятельности, общеучебных умений и навыков через коррекцию базовых составляющих и расширение кругозора. При определении средств и методов педагогической и психологической коррекции дезадаптации вследствие социальной и педагогической запущенности уместно воспользоваться методическими рекомендациями Р.В.Овчаровой
При необходимости более глубокой работы с ребёнком школьный психолог должен иметь возможность «передать» его своим коллегам из специализированных центров психологической помощи (диагностико-реабилитационных, медицинских). V. Пятый этап деятельности – контрольно-рефлексивный 1. Отслеживание динамики развития всего контингента первоклассников, особенно тех, кто попал в поле зрения по результатам диагностики дезадаптации. · академическая, связанная с освоением учебной деятельности; · социально-психологическая, связанная с вхождением в коллектив, установлением отношений с субъектами общения, соблюдением правил и норм поведения; · личностная, связанная с эмоциональным самочувствием ребёнка, его самооценкой. 3. Уточнение контингента, с которым необходимо проводить дальнейшую коррекционную работу. Реализация данной программы психолого-педагогического сопровождения адаптации ребёнка к школе требует больших затрат времени и сил педагога-психолога, однако эти затраты компенсируются закономерным уменьшением объёмов другой работы, так как качественное сопровождение адаптационного периода снимает многие проблемы, возникающие в более поздние периоды. ЛИТЕРАТУРА 1. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 46 с. 2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2002. 3. Александровская, Э. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста / Э.Александровская, И.Куренкова // Журнал прикладной психологии. – 2000. – № 6. 4. Битянова, Л. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. – 2000. – № 10. 5. Безруких, М.М. Ребёнок идёт в школу / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. – М.,2000. 6. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман. – М., 2003. 7. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья / В.В.Ветрова. – М., 2000 8. Слободчиков, В.И. Антропологический подход к решению проблемы психического здоровья детей / В.И.Слободчиков, А.В.Шувалов // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. 9. Семаго, Н.Я, Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. – М., 2000. 10. Слободяник, И.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы / И.П.Слободяник. – М., 2004. 11. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А.С.Спиваковская. – М., 2000. 12. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б.Эльконин // Избранные психологические труды. – М.. 1989.
Date: 2015-09-02; view: 1373; Нарушение авторских прав |