Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Туризме
Стандартизация в сфере услуг рассматривается как инструмент, способствующий развитию добросовестной конкуренции, повышению качества услуг, снижению необоснованных технических барьеров в торговле услугами, повышению уровня зашиты потребителей, охраны окружающей среды. Законодательной и нормативной базой системы стандартизации являются: • Конституция Российской Федерации. • Федеральный закон «О техническом регулировании». • Руководство ИСО/МЭК 2:1996 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь». • Соглашение Всемирной торговой организации по техническим барьерам и торговле. • Концепция развития национальной системы стандартизации. • ГОСТ 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения». • ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения». • ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены». • ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения». • ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные в Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения». • ГОСТ Р 1.8-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения». • ГОСТ Р 1.9-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации, Изображение. Порядок применения». • ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения».
Стандартизация в соответствии с действующим законодательством -деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг.
Рис. 5. Состав концептуальных положений системы стандартизации в сфере услуг
Стандартизация в условиях рыночной экономики обеспечивает реализацию следующих целей: • защита жизни и здоровья граждан, животных, растений, имущества, экологическая безопасность, соблюдение требований технических регламентов при оказании услуг; • повышение научно-технического уровня и качества и конкурентоспособности услуг; • обеспечение сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных при оказании услуг; • распределение технико-экономической и социальной информации в части услуг в классификаторах; • обеспечение технической и информационной совместимости при оказании услуг; • обеспечение взаимозаменяемости материальной составляющей при оказании услуг; • рациональное использование ресурсов, необходимых при оказании услуг; • содействие ликвидации технических барьеров при оказании услуг; • обеспечение соответствия объектов стандартизации своему назначению, в том числе идентификации услуг, предупреждению действий, вводящих в заблуждение потребителей. Основные принципы стандартизации сформулированы в Федеральном законе «О техническом регулировании». Однако применение нового подхода к стандартизации и учет специфики сферы услуг позволяют сформулировать принципы стандартизации, которые заключаются в следующих позициях: • добровольность применения стандартов в части требований, относящихся к нематериальной (социально-культурной) составляющей услуги, или требований, характеризующих только качество (без учета характеристики безопасности); • комплексность стандартизации, т. е. охват документами в области стандартизации всех объектов, по всем уровням разукрупнения, по всем аспектам и стадиям жизненного цикла услуги; • социальная и научно-техническая значимость устанавливаемых в стандартах норм и требований. Стандарты должны стать итогом научно-исследовательской работы и базироваться на последних достижениях науки в различных сферах деятельности; • системность и взаимосвязь как внутри действующих стандартов для различных групп услуг, так и взаимосвязь, и согласованность с существующими системами стандартизации, правилами в сфере услуг и федеральным законодательством; • оптимальность, объективность устанавливаемых в стандартах норм и требований, возможность их эффективной проверки, а также применения рациональных методов контроля и испытаний; • недопустимость принятия стандартов, противоречащих требованиям технических регламентов; • применение международных стандартов в качестве основы для разработки национальных стандартов в социально-культурном сервисе и туризме; • открытость и гласность процессов разработки стандартов для сферы обслуживания. Основными направлениями развития системы стандартизации сфере социально-культурного сервиса и туризма должны быть: • обеспечение и поддержка системы технического регулирования положений Соглашения Всемирной торговой организации по технически! барьерам в торговле, в том числе и в сфере услуг; • согласованность в разработке технических регламентов и национальных стандартов, регламентирующих требования к потенциально опасным услугам; • совершенствование организационной структуры стандартизации в сфере услуг; • совершенствование планирования разработки национальных стандартов на услуги; • реализация скоординированной со странами - членами СНГ политики по обеспечению разработки, принятия и применения межгосударственных стандартов для сферы услуг; • гармонизация методов и практики стандартизации с принятыми мировом сообществе; • участие в работе международных (региональных) организаций по стандартизации, в том числе связанных со стандартизацией услуг: Между- народной организации по стандартизации (ИСО), Европейской экономя ческой комиссии (ЕЭК) ООН и др.; • максимальное использование международных и региональных стандартов за исключением случаев, когда применение указанных стан- дартов не соответствует интересам сферы социально-культурного сервис и туризма; • обеспечение открытости деятельности участников Системы стан- дартизации в сфере услуг и максимального учета интересов исполнителей потребителей, а также государства и общества в целом; • максимальное привлечение заинтересованных организаций к фи- нансированию работ в области национальной стандартизации; • использование апробированных на практике национальных стандартов, стандартов организаций и других документов, действующих в Российской Федерации при разработке национальных стандартов и стандартов организаций на социально-культурные и туристские услуги; • совершенствование общероссийских классификаторов: Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН) и Общероссийской классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).
К документам1 системы стандартизации в сфере социально-культурного сервиса и туризма можно отнести следующие документы: национальные стандарты; рекомендации по стандартизации; правила по стандартизации; общероссийские классификаторы; стандарты организаций; своды правил; технические условия; образцы-модели; технические описания; инструкции; правила; договоры. Участниками системы стандартизации в сфере социально-культурного сервиса и туризма являются как органы исполнительной власти, так и научные организации, профессиональные объединения предпринимателей, общественные объединения потребителей, организации. В состав основных участников системы стандартизации в сфере социально-культурного сервиса и туризма входят: • федеральный орган по техническому регулированию (ФОТР) -Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России); • федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ) - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России); Федеральное агентство по туризму; • национальный орган по стандартизации Российской Федерации (НОСт) - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование); • технический комитет по стандартизации (ТК); • разработчики национальных стандартов, стандартов организаций, классификаторов и других документов; • организации-исполнители; • потребители услуг; • научные организации, проводящие работы в сфере бытовых услуг, в том числе по техническому регулированию и стандартизации; • эксперты, работающие в научных организациях и технических комитетах, в том числе в ТК 342 «Услуги населению» и др.; • организации, осуществляющие информационное обеспечение системы. Участники системы стандартизации в сфере социально-культурного сервиса и туризма выполняют функции, представленные на рис. 6.
1 С точки зрения экономического подхода к техническому регулированию объекты стандартизации могут быть названы инструментами технического регулирования.
Рис. 6. Организационная структура участников системы стандартизации в сфере социально-культурного сервиса и туризма
Национальный орган по стандартизации (НОСт) принимает на себя обязательства перед Правительством Российской Федерации, а так же: • учитывает государственные интересы при разработке национальных стандартов; • информирует Правительство Российской Федерации о деятельности в области стандартизации, оказывает консультации и готовит экспертные заключения в области стандартизации; • приглашает представителей ФОИВ для участия в работе по созданию стандартов.
Основой деятельности НОСт является проведение в жизнь национальной политики по стандартизации. На НОСт возлагаются следующие функции: • координация деятельности в Российской Федерации в области стандартизации на национальном, евразийском, межгосударственном и международном уровнях всех заинтересованных в ее результатах сторон, формирование и утверждение программы разработки национальных стандартов; • разработка методологии российской национальной стандартизации, оформление ее в виде соответствующих стандартов, правил и рекомендаций, утверждение этих документов и их официальное опубликование; • организация разработки национальных стандартов; • обеспечение проведения экспертизы, утверждение и публикация национальных стандартов Российской Федерации и введенных в России в этом качестве межгосударственных, международных и региональных стандартов; • обеспечение соответствия указанных стандартов интересам российской экономики; • осуществление учета документов в области стандартизации, действующих в России на национальном уровне, обеспечение их доступности заинтересованным лицам путем соответствующей организации их распространения; • утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам Российской Федерации; • участие в разработке международных, межгосударственных и региональных стандартов и обеспечение учета интересов России при их принятии; • представление Российской Федерации в международных, региональных и зарубежных национальных организациях по стандартизации, а также в иных занимающихся стандартизацией организациях любого уровня: • организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области стандартизации, в том числе экспертов по стандартизации; • создание технических комитетов, развитие и совершенствование системы технических комитетов; • закрепление за техническими комитетами объектов стандартизации (области деятельности) и координация их деятельности; • утверждение структуры и состава технического комитета, а также его председателя и ответственного секретаря; • осуществление методического руководства деятельности технических комитетов;
• принятие программы разработки национальных стандартов по техническим комитетам, обеспечение ее взаимосвязи с программой разработки технических регламентов, а также учет приоритетов государственной политики в области технического регулирования. Технический комитет по стандартизации организует и осуществляет работы по стандартизации в сфере услуг. В его состав входят представители ФОИВ, НОСт, научных и общественных организаций, объединений предпринимателей и потребителей и других заинтересованных организаций в сфере обслуживания. Более подробно функции технического комитета будут рассмотрены в последующих разделах. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо, обладающее необходимой квалификацией, информационными и материальными ресурсами для выполнения работ. Разработчиками других объектов стандартизации - стандартов организаций, технических условий и т. д. - могут быть специалисты предприятий, научные организации, представители общественных объединений предпринимателей (потребителей). Национальные стандарты (ГОСТР) являются основными документами системы стандартизации в сфере социально-культурных услуг и туризма. Статус национальных стандартов в соответствии с правовыми возможностями характеризуется следующим образом: • стандарты являются документами для добровольного многократного использования с целью повышения конкурентоспособности социально-культурных и туристских услуг; • национальные стандарты могут быть доказательной базой, обеспечивая презумпцию соответствия объектов технического регулирования при подтверждении соответствия. Применение национальных стандартов определяется следующим: национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от места оказания услуг, видов или особенностей договоров между лицами, являющимися исполнителями или потребителями услуг. Применение национального стандарта на услуги подтверждается знаком соответствия национальному стандарту. Формирование программы разработки национальных стандартов в сфере услуг осуществляют в целях использования научно-исследовательских, опытно-конструкторских, научно-технологических, проектных работ, результатов патентных исследований, утвержденных технических регламентов, международных, региональных стандартов, правил, норм и реко- мендаций по стандартизации и метрологии, прогрессивных национальных стандартов других стран и иной информации о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологий для создания необходимых условий по оказанию услуг соответствующего качества. Стандарты организаций (СТО), в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц, утверждаются руководством этих организаций и являются обязательными для применения в масштабах организации. Иногда их называют корпоративными стандартами. Основной целью принятия стандартов организаций является совершенствование производства, обеспечение качества услуг, распространение и использование полученных знаний. В сфере социально-культурного сервиса и туризма наряду со стандартами организаций возможно применение таких гибких документов, как технические условия, образцы-модели, технические описания, инструкции, правила, договоры. Финансовое обеспечение системы может осуществляться за счет следующих источников: бюджетные средства; средства, выделяемые заказчиком (заказчиками) разработки стандартов; доходы от издания документов в области стандартизации; членские и целевые взносы участников технического комитета. Информационное обеспечение системы стандартизации в сфере услуг осуществляется на базе Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и единой информационной системы по техническому регулированию, являющихся государственным информационным ресурсом. Данная система является информационной системой общего пользования и включает в себя массивы документов в виде официальных публикаций и в электронно-цифровой форме, справочно-поисковый аппарат и соответствующие информационные технологии. Кроме того, информационное обеспечение может осуществляться через технический комитет по стандартизации, располагающий информацией в части социально-культурных услуг и туризма. Взаимодействие с правительством. Правительство Российской Федерации осуществляет государственное регулирование стандартизации на федеральном уровне и обеспечивает реализацию государственной политики в области технического регулирования, включая взаимосвязь стандартов с техническими регламентами через ФОТР, МВС, НОСт и ТК.
Date: 2015-09-02; view: 564; Нарушение авторских прав |