Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечание - Источник: [36, с.60]





 

Исходя из определений финансового состояния в МСФО и логического осмысления формирования показателей финансового состояния в учетно-аналитической практике стран СНГ экономическое содержание понятия «финансовое состояние» можно определить как наличие финансовых ресурсов, полученных за счет всех видов деятельности, используемых в формировании затрат, денежных потоков и прибыли, в расчетах с кредиторами и фискальной системой и обуславливающих изменение в статьях актива и пассива бухгалтерского баланса, являющихся источниками формирования показателей платежеспособности по денежным потокам, ликвидности, финансовой независимости по критерию собственности источников средств, обеспеченности собственными оборотными средствами.

На основании определения понятия «финансовое состояние» основными показателями его являются:

- темпы роста выручки от реализации;

- прибыль от реализации;

- чистая прибыль;

- рентабельность реализованной продукции;

- оборачиваемость сырья и материалов;

- дебиторская и кредиторская задолженность;

- платежеспособность по денежным потокам, по доходам от всех видов деятельности и текущей ликвидности (рисунок 3).

В условиях интеграционных процессов, экспортно-импортных операций между Республикой Беларусь и Российской Федерацией важное значение имеет использование единых инструментов для оценки и контроля за финансовым состоянием организаций обеих стран. Унификация показателей, используемых для анализа финансового состояния и платежеспособности организаций, и методик их определения призвана обеспечить сопоставимость результатов полученного анализа для принятия адекватных рыночной среде решений о выборе деловых партнеров и объектов для инвестиционных вложений как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации.

В Республике Беларусь анализ финансового состояния организаций проводится в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь от 08.05.2008г. №79/99/50. Инструкция определяет цель проведения анализа финансового состояния как обоснование решения о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организаций - неплатежеспособными.

В Российской Федерации методики анализа финансового состояния организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности и финансово-юридического статуса содержатся в нескольких нормативных актах.

Наиболее общая методика, применимая для организаций различных отраслей, по которым не осуществляется судебное разбирательство о признании банкротом, рассмотрена в приказе Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.01.2001 г. № 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций».

Методика проведения финансового анализа организаций, которые не в состоянии удовлетворить требования кредиторов и по которым проводится судебное разбирательство о признании их экономически несостоятельными (банкротами), изложена в постановлении Правительства Российской Федерации от 25.06.2003г. № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа». Проводится данный анализ, как следует из названия постановления, арбитражными управляющими.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации проводит анализ финансового состояния стратегических организаций по методике, изложенной в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.04.2006г. «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических организаций».

В Российской Федерации действуют и другие нормативные документы в области анализа финансового состояния и платежеспособности организаций. Однако, наиболее общая методика приведена в приказе № 16.

Приказом № 16 установлено следующее. Основной целью проведения анализа финансового состояния организаций является получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности. Таким образом, цель проведения данного анализа в Российской Федерации шире, чем в Республике Беларусь.

Для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации используются лишь 2 показателя - коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Инструкция № 81/128/65). А критерием для отнесения организации к устойчиво неплатежеспособной служит наряду с наличием неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса в течение 4 кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами выше норматива. Нормативы рассматриваемых коэффициентов по отраслям (подотраслям) содержатся в Инструкции № 81/128/65.

Таким образом, в Республике Беларусь в соответствии с Инструкцией № 81/128/65 вывод о признании организации неплатежеспособной формируется всего лишь по значениям 3 коэффициентов: текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, обеспеченности финансовых обязательств активами. Указанные показатели рассчитываются исключительно по данным бухгалтерского баланса, который отражает имущественное положение организации на определенную дату.

При проведении детального анализа финансового состояния организации в Российской Федерации используются данные из таких форм бухгалтерской отчетности, как бухгалтерский баланс (форма 1), отчет о прибылях и убытках (форма 2), отчет о движении денежных средств (форма 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5), а также другая необходимая информация.

Очевидно, что в Российской Федерации при проведении мониторинга финансового состояния организации для признания ее несостоятельной наряду с показателями платежеспособности определяются дополнительно показатели, характеризующие приток и отток денежных средств, эффективность использования капитала в целом (рентабельность, оборачиваемость и др.), его отдельных составляющих - оборотных и внеоборотных активов и др. При этом часть показателей выражена в абсолютных величинах, а часть - в относительных.

Показатели, охватывающие различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности организации, позволяют, с одной стороны, компенсировать недостаток Инструкции № 81/128/65, заключающийся в узости критериев признания неплатежеспособности организации и ее банкротства, а с другой, являются избыточными.

Инструкция № 81/128/65 рекомендует проводить детальный анализ финансового состояния только в случае установления неплатежеспособности организации. Цель такого анализа заключается в выявлении причин ухудшения финансового состояния организации. Источниками проведения детального анализа наряду с бухгалтерским балансом (форма 1) выступают отчет о прибылях и убытках (форма 2) и отчет об изменении капитала (форма 3). В ходе такой диагностики определяется достаточно широкий перечень показателей для организации с неудовлетворительной структурой бухгалтерского баланса, значения которых заносятся в соответствующий реестр согласно приложению 7 к Инструкции № 81/128/65 [14, с.19].

Осуществление в Республике Беларусь детального мониторинга финансового состояния только организаций, признанных неплатежеспособными, свидетельствует о направленности методики, предусмотренной Инструкцией № 81/128/65, на кризисную диагностику, т.е. на исследование сформировавшегося кризисного финансового состояния организации для выявления путей его преодоления.

При этом в качестве основы приказа № 16 в Российской Федерации принимается антикризисная диагностика. Она представляет собой оценку финансового состояния организации с целью выявления вероятности формирования кризиса и неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса, а также наступления неплатежеспособности, как одной из составляющих кризисного состояния организации. Данный антикризисный мониторинг направлен на предвидение возможного ухудшения финансового состояния организации на ранних стадиях и принятие адекватных, своевременных мер по его недопущению.

В Инструкции № 81/128/65 за основу определения коэффициентов платежеспособности принимаются оборотные активы. Например, при определении коэффициента текущей ликвидности в качестве обеспечения оплаты срочных обязательств в расчет берутся все оборотные активы. В состав оборотных активов наряду с такими абсолютно ликвидными активами, как денежные средства и финансовые вложения, входят также запасы и затраты (включающие сырье, материалы и другие аналогичные активы; затраты в незавершенном производстве; готовую продукцию и товары для реализации; товары отгруженные и т.п.) и дебиторская задолженность.

Перечисленные оборотные активы, хоть и являются с теоретической точки зрения достаточно ликвидными, в действительности могут таковыми не быть. Готовая продукция и товары могут быть неконкурентоспособными или не находить рынка сбыта, что приобрело особую актуальность в настоящее время. Так, во многих белорусских организациях сегодня скопились полугодовые, а то и годовые запасы продукции. Еще менее ликвидными по сравнению с готовой продукцией являются запасы сырья и материалов и остатки незавершенного производства, которые имеют тенденцию к моральному и физическому устареванию и далеко не всегда могут быть реализованы в необходимые сроки.

Что же касается дебиторской задолженности, то в расчет также следует принимать не всю дебиторскую задолженность, а краткосрочную, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Дебиторская задолженность, которая предположительно поступит по истечении 12 месяцев после отчетной даты, будет направлена на погашение обязательств в последующих отчетных периодах. При этом из состава краткосрочной дебиторской задолженности следует исключить нереальную для взыскания задолженность и просроченную свыше 6 месяцев, так как велика вероятность того, что последняя также перейдет в состав нереальной к взысканию.

Приказом № 16 предусмотрено, что в качестве основного показателя, используемого для расчета коэффициентов платежеспособности и эффективности использования оборотного капитала, применяется среднемесячная выручка. Она рассчитывается как отношение выручки, полученной организацией за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде.

С одной стороны, использование выручки для оценки степени покрытия срочных обязательств по сравнению с общей величиной оборотных активов более объективно, так как именно за счет средств, поступивших в виде выручки, как правило, производится погашение текущих обязательств, если только организация не берет кредит на пополнение оборотных средств, что в настоящее время в Республике Беларусь достаточно проблематично. Но, с другой стороны, расчет среднемесячной выручки как среднеарифметического значения, как предусмотрено приказом № 16, не учитывает сезонные колебания результативности деятельности.

При расчете коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами в Республике Беларусь для определения наличия собственных оборотных средств от общей величины собственных источников средств отнимают балансовую стоимость внеоборотных активов. Такая методика означает, что собственные источники средств в первую очередь используются для формирования внеоборотных активов, а их остаток - уже для формирования оборотных активов. А в практике хозяйствования Республике Беларусь складывается прямо противоположная ситуация: внеоборотные активы в основном приобретаются за счет различных кредитных источников.

Показателям наличия собственных оборотных средств (собственный капитал в обороте) и обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственного капитала в оборотных средствах) Российской Федерации присущ тот же методический недостаток определения, что и в Республике Беларусь.

Методика оценки финансового состояния организации в Российской Федерации по приказу № 16 имеет еще один существенный недостаток: в ней отсутствуют нормативные значения показателей. Вследствие этого невозможно дать полноценную и значимую интерпретацию значений такого большого количества показателей. Следовательно, данный анализ должен проводиться по одной организации за ряд отчетных периодов, а также в сравнении с другими организациями, имеющими сопоставимые условия хозяйствования (внутри отрасли, подотрасли и т.п.).

Сравнительный анализ методик оценки финансового состояния организаций, предусмотренных нормативно-правовыми актами Республики Беларусь и Российской Федерации, позволил сделать вывод о том, что еще недостаточно разработано методическое обеспечение финансового мониторинга и многое предстоит сделать в области унификации применяемых методик данных стран.

Из вышеизложенного сделаем следующие выводы:

1) Традиционное определение финансового состояния организации сводится к характеристике ее финансовой конкурентоспособности, т.е. платежеспособности, кредитоспособности, способности использовать финансовые ресурсы и капитал, выполнять обязательства перед государством и другими субъектами хозяйствования.

2) Финансовое состояние субъекта хозяйствования может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность организации своевременно исполнять свои платежные обязательства, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о ее хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние организации отражает результаты ее производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, это положительно влияет на финансовое положение организации, и, наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и продажи продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки, а также суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния организации и ее платежеспособности.

3) Главная цель финансовой деятельности организации наращива­ние собственного капитала и обеспечение устойчивого положения на рынке. Для этого необходимо постоянно поддерживать платежеспо­собность и рентабельность организации, а также оптимальную струк­туру актива и пассива баланса.

4) Целью анализа финансового состояния организации в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь, Минэкономики Республики Беларусь и Министерства статистики Республики Беларусь от 08.05.2008г. №79/99/50, является обоснование решения о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организации - неплатежеспособной.

5) Финансовое состояние, определяемое по Международным стандартам финансовой отчетности - это взаимосвязь и взаимозависимость показателей финансовых результатов по данным формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» со статьями формирования средств и их источников по бухгалтерскому балансу, с денежными потоками.

6) Исходя из определений финансового состояния в МСФО и логического осмысления формирования показателей финансового состояния в учетно-аналитической практике стран СНГ экономическое содержание понятия «финансовое состояние» можно определить как наличие финансовых ресурсов, полученных за счет всех видов деятельности, используемых в формировании затрат, денежных потоков и прибыли, в расчетах с кредиторами и фискальной системой и обуславливающих изменение в статьях актива и пассива бухгалтерского баланса, являющихся источниками формирования показателей платежеспособности по денежным потокам, ликвидности, финансовой независимости по критерию собственности источников средств, обеспеченности собственными оборотными средствами.

Date: 2015-09-02; view: 332; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию