Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 41. Транспортная экспедиция





 

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

Статья 802. Форма договора транспортной экспедиции

Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной

экспедиции

Статья 804. Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору

Статья 805. Исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом

Статья 806. Односторонний отказ от исполнения договора транспортной

экспедиции

 

1. В гл.41 ГК впервые в нашем праве на уровне закона установлена система правовых норм об основных условиях договора транспортной экспедиции и предусматривается принятие специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности (п.3 ст.801 ГК). Это отражает возрастающее значение договора экспедиции в условиях рынка и наличие у него ряда особенностей, требующих правового урегулирования.

2. Гл.41 ГК не содержит подробного регулирования экспедиторских отношений, в частности, не определяет обязанности сторон по взаимным расчетам и ответственность клиента. До принятия закона о транспортно-экспедиционной деятельности, если соответствующие взаимные обязанности сторон не определены договором, в этих вопросах следует руководствоваться общими положениями об обязательствах, содержащимися в Разделе III ГК, а в зависимости от условий заключенного договора - субсидиарно также нормами ГК о договорах поручения (гл.49), комиссии (гл.51) и агентирования (гл.52). Обоснование см. в п.8 коммент. к ст.801.

3. К договору транспортной экспедиции применяется общий срок давности в три года (ст.196 ГК), однако клиент должен учитывать правила ч.2 ст.803 ГК и при наличии ответственности перевозчика принимать во внимание установленную для перевозок грузов давность в один год (п.3 ст.797 и коммент. к ней), что может позволять экспедитору при позднем заявлении требований к нему и наличии ответственности перевозчика ссылаться на истечение давности.

 

Комментарий к статье 801 ГК РФ

 

1. В п.1 статьи уточнено понятие договора транспортной экспедиции, содержавшееся в п.1 ст.105 Основ ГЗ. Во-первых, клиентом в таком договоре может быть как отправитель, так и получатель груза. Во-вторых, более полно определен круг услуг, которые могут быть предметом договора экспедиции, причем перечень их в заключаемом договоре может быть расширен.

2. Следует полагать, что клиентом в договоре транспортной экспедиции могут выступать наряду с отправителем и получателем груза также и другие лица: собственник груза, перевозчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза.

3. Экспедитором может быть юридическое лицо - предприниматель, а также гражданин, получивший статус предпринимателя. Для осуществления экспедиционной деятельности необходимо получение лицензии с соблюдением процедур, установленных актами Правительства РФ, которые названы в п.2 коммент. к ст.785 ГК.

4. При исполнении обязанностей экспедитора перевозчиком (п.2 ст.801) возникает сложный и практически важный вопрос о разграничении обязательств сторон, вытекающих из договоров перевозки и экспедиции. Возможны две ситуации.

Во-первых, отношения экспедиции и перевозки обособлены, и перевозчик выступает экспедитором в отношении другого лица (например, переотправка груза по новому транспортному документу).

Во-вторых, перевозчик выполняет функции экспедитора в рамках заключенного им договора перевозки, что бывает чаще.

Практическое значение такого деления состоит в том, что в первом случае отношения сторон должны быть подчинены правилам о договоре транспортной экспедиции, во втором - к таким отношениям, в зависимости от их характера, надлежит применять нормы или о договоре экспедиции, или о договоре перевозки, поскольку сами экспедиторские функции выполняются при осуществлении перевозочного процесса. Это касается прежде всего ответственности сторон и сроков исковой давности, которые в договорах транспортной экспедиции и перевозки груза различны (три года и один год).

5. Договор экспедиции может возлагать на экспедитора обязанность заключить договор перевозки от имени клиента или от своего имени. Когда обязанности экспедитора исполняются перевозчиком (п.2 ст.801), он не вправе заключать договор перевозки от своего имени.

На практике функции экспедитора зачастую осуществляет транспортная организация, которая не является перевозчиком данного груза. Так, организации автомобильного транспорта обеспечивают клиенту отправку (получение) груза железнодорожным, воздушным или водным транспортом. Поскольку при такой ситуации экспедитор не является перевозчиком, отношения между ним и клиентом регулируются только договором экспедиции.


6. Другими законами и правовыми актами, содержащими нормы о договоре транспортной экспедиции, являются транспортные уставы и кодексы.

Нормы УВВТ (ст.78) и КТМ (ст.62) о транспортной экспедиции носят общий характер. В УАТ имеется специальный раздел о транспортно-экспедиционных услугах автомобильного транспорта (ст.124, 125), который в части их осуществления отсылает к правилам перевозок грузов автотранспортом (см. об этом далее). В ТУЖД и ВК норм об экспедиции нет.

7. До принятия в Российской Федерации названных в п.3 закона о транспортно-экспедиционной деятельности и других актов РФ об экспедиции сохраняют свое значение ранее изданные акты законодательства об отдельных видах транспортной экспедиции. Основные из них следующие: Правила транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР (разд.27 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, изданных в соответствии с УАТ); Правила перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении от 22 января 1991 г. (Сборник правил и тарифов железнодорожного транспорта СССР, 1991, N 384).

Положения названных и других ведомственных нормативных актов о транспортной экспедиции могут быть изменены и дополнены в заключаемых договорах экспедиции.

8. В ст.801 нет содержавшихся в п.2 ст.105 Основ ГЗ правил о том, что к договору транспортной экспедиции применяются положения о договоре поручения, если экспедитор действует от имени клиента, и положения о договоре комиссии, если экспедитор действует от своего имени.

Однако в абз.2 п.1 ст.801 говорится о заключении экспедитором договоров перевозки грузов от имени клиента или от своего имени. Это дает основание для субсидиарного применения к транспортной экспедиции, в зависимости от указаний заключенного договора, соответствующих норм о договоре поручения (гл.49 ГК), комиссии (гл.51 ГК) и новом договоре нашего гражданского права - агентирования (гл.52 ГК).

 

Комментарий к статье 802 ГК РФ

 

1. Несоблюдение письменной формы договора транспортной экспедиции не лишает стороны права приводить письменные и другие доказательства (кроме свидетельских показаний) о заключении договора (ст.162 ГК). Такими другими доказательствами может быть, в частности, фактическое исполнение договора экспедитором полностью или в части.

2. Порядок выдачи доверенности определяется в ст.185-189 ГК. В этих случаях возможно также коммерческое представительство (ст.184 ГК), являющееся в нашем гражданском праве новой формой представительства.

 

Комментарий к статье 803 ГК РФ

 

1. По общему правилу ответственность экспедитора перед клиентом определяется нормами гл.25 ГК и состоит в обязанности возместить причиненные убытки (ст.393 ГК). Как предприниматель экспедитор отвечает независимо от наличия его вины (п.3 ст.401 ГК). Однако размер возмещаемых убытков может быть ограничен как законодательством, так и договором (см. ч.2 ст.803).

2. Согласно ч.2 ст.803, если нарушение обязательства экспедитора вызвано действиями перевозчика, ответственность экспедитора подчинена правилам об ответственности самого перевозчика. Это может вести к ограничению ответственности экспедитора. В этих случаях экспедитор, как и перевозчик, будет отвечать в пределах стоимости груза и за вину (ст.796 и коммент. к ней), а при просрочке доставки груза перевозчиком, когда последний уплачивает только неустойку, возмещение убытков не предусматривается.


Кроме того, некоторые экспедиторы оговаривают в своих договорах предел своей ответственности, обычно исчисляемый применительно к месту или весу перевозимого груза.

3. Акты законодательства, названные в п.7 коммент. к ст.802 ГК, предусматривают уплату сторонами неустойки (пени, штрафа) при нарушении некоторых их обязательств. Условие об уплате неустойки может быть согласовано самими сторонами в заключаемом договоре.

 

Комментарий к статье 804 ГК РФ

 

1. Обязанность клиента предоставить экспедитору документы и другую информацию определяется в п.1 в общей форме. Круг такой информации, ее содержание, а также порядок и сроки передачи экспедитору должен определять заключаемый сторонами договор.

2. Сообщение экспедитора об обнаруженных недостатках полученной от клиента информации должно быть сделано незамедлительно, и экспедитор несет неблагоприятные последствия своего промедления.

3. Не приступать к исполнению своих обязанностей экспедитор вправе как при непредоставлении информации, что должно пониматься как непредоставление информации вообще, так и предоставлении ее с недостатками, но при условии, что экспедитор сообщил об этом клиенту.

4. Нарушение клиентом обязанности предоставить необходимую информацию экспедитору (п.4 ст.804) имеет место как при непредоставлении такой информации или предоставлении ее с опозданием, так и при предоставлении неполной или неправильной информации. Во всех этих случаях клиент обязан к возмещению убытков экспедитора (ст.393 ГК), размер которых должен быть этим последним доказан.

 

Комментарий к статье 805 ГК РФ

 

1. В статье конкретизируются, применительно к договору транспортной экспедиции, общие правила гражданского законодательства о допустимости возложения исполнения на третье лицо (ст.313 ГК) и ответственности должника за действия третьих лиц, на которых возложено исполнение (ст.403 ГК).

2. Однако в отличие от ст.313 ГК в ст.805 нет указаний о том, что обязанность личного исполнения договора экспедитором может вытекать из закона, иных правовых актов или существа обязательства. Это различие в тексте ст.313 и 805 ГК дает основания считать, что в договоре транспортной экспедиции правомочия экспедитора на привлечение третьих лиц являются более широкими, нежели в других договорах, что отвечает особенностям договора экспедиции, часто исполняемого при дальних перевозках в отдаленных географических точках.


 

Комментарий к статье 806 ГК РФ

 

1. Ч.1 статьи в изъятие из общего правила гражданского законодательства о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства (ст.310 ГК) предоставляет на это право участникам договора транспортной экспедиции. Однако условием реализации такого права является предупреждение контрагента в разумный срок, который должен определяться с учетом всех обстоятельств конкретного дела. Сами основания отказа от договора могут быть различными и приниматься во внимание не должны.

2. В ч.2 говорится об одностороннем отказе от исполнения договора, под которым из сопоставления с ч.1 следует понимать отказ, сделанный без предупреждения о том в разумный срок. Сторона, заявившая об одностороннем отказе от договора, обязана возместить контрагенту причиненные таким отказом убытки, которые определяются по общим правилам (ст.393 ГК).

3. Правила ст.806, как специальная норма, должны считаться отменяющими положения ст.450 ГК об основаниях расторжения договора и ст.453 ГК о последствиях такого расторжения. Применение этих положений, в частности судебный порядок расторжения договора экспедиции, не отвечало бы природе договора экспедиции, который динамичен и может требовать быстрых изменений, например при переадресовке груза в пути. Однако некоторые правила ст.806 и 450 ГК (в части возмещения убытков) являются аналогичными.

4. В предусмотренных ст.806 случаях отказа от договора имеются основания для применения правил ГК о неосновательном обогащении (гл.60 ГК), касающихся возврата переданного в связи с исполнением договора экспедиции имущества и возмещения затрат на него.

 







Date: 2015-09-02; view: 331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию