Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 1. Социометрическое измерение личности





Известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено предложил метод социометрии, который эффективно используется в психодиагностике для изучения социально психологического климата в трудовых и учебных коллективах.

Проведение социометрического исследования включает в себя несколько этапов.

1 этап. Определение целей исследования. Социометрия широко применяется для изучения: проблем лидерства и авторитета; социально – психологической совместимости; микрогрупп (в том числе и динамики их развития). Целью же нашего исследования является определение положения объекта в системе взаимоотношений (статус).

2 этап. Определение вопросов.

Вопросы определяются социометрическими критериями.

Формальные (направлены на изучение взаимоотношений учащихся в ведущем виде деятельности). В нашем случае: ”С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?”

Неформальные (направлены на изучение взаимоотношений в сфере, не связанной с учебой).”Кого из одноклассников ты охотнее всего пригласил бы на день рождения? ”. Вопросы в нашем исследовании подобраны так, чтобы выявить стремление объекта к общению с товарищами в различных видах деятельности: труде, учении, досуге и т.д.

3 этап. Определение величины ограничения возможных выборов.

В нашем исследовании мы используем параметрический метод, т.е. метод с ограничением числа выборов. Во- первых, он является более надежным, так как выше осмысленность выбора. Во- вторых результаты параметрического метода значительно легче подвергнуть математической обработке.Мы решили ограничится тремя выборами.

4 этап. Разработка социометрической карточки.

В нашем случае мы приготовили для каждого ученика карточку, которая имеет следующий вид:

Фамилия____________________Дата __________________Класс__________

1.С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

1-й выбор____________2-й выбор_____________3-й выбор_______________

2.Кого из одноклассников ты охотнее всего пригласил бы на день рождения?

1-й выбор____________2-й выбор_____________3-й выбор_______________

 

5 этап. Опрос. Можно использовать групповые и индивидуальные формы измерения. Это прежде всего зависит от возраста испытуемых. Так, в детских садах и в первых классах лучше всего беседовать с каждым ребенком отдельно. Начиная примерно с третьего класса вполне допустим групповой эксперимент, которым мы и пользовались. Перед началом опроса испытуемые получали инструкцию следующего содержания (в скобках дан вариант инструкции для группы В):

”Ваш класс (группа) существует уже давно (несколько месяцев).За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение и неуважение друг к другу и т.п. Не все, очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по- видимому, от идеала. Но какие- либо устойчивые связи все же образовались. Теперь представьте что ваш класс (группа) начинает складываться сначала и каждому из вас представляется возможность вновь по своему желанию определить состав класса (группы). Заполните, пожалуйста, карточки, по которым произойдет формирование нового класса”.

После сбора карточек группа распускается, и проводится обработка полученных данных. И прежде всего составляется социоматрица, из которой видно, насколько каждый член группы популярен среди сверстников. Количество положительных отзывов измеряет его социометрический статус. Останавливая свой выбор на том или ином однокласснике (однокурснике), объект как бы заявляет: “С ним я хотел бы поддерживать близкие отношения, его я предпочитаю всем остальным”. Таким образом, в исследовании выявляется потребность каждого ученика в общении с теми или иными ровесниками, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизирует человеку, чем большее количество одноклассников испытывает потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. Ниже мы приводим социоматрицы групп.

Социоматрица группы А.

 

                                  Статус (St)
  Агапитова   +         +   +     + +     + 0,066667  
  Архипенок       +   + +   +       ++          
  Беленичер       +     ++           + ++     0,6  
  Гашков   ++         +     +         +   0,533333  
  Дергачев     +       +     +   + + +     0,4  
  Дзюнь   + +   +   +     +         +   0,4  
  Евдокимов   ++ +   +               + +     0,8  
  Ильин   + +   +   +           + +     0,133333  
  Кожанова   ++   +           ++         +   0,2  
  Лебедева     ++     ++         ++           0,466667  
  Могге   +   +   +       +     + +     0,266667  
  Новиков       + ++     +   + +           0,2  
  Поташев   ++ +       ++ +                 0,6  
  Станкевский     ++   +   +       + +         0,4  
  Фалиев   +   ++   + +   +               0,2  
  Ханина + ++   +   +             +       0,066667  
Положительные Выборы                                    
Взаимовыборы                                    

 


 
 

График положения объектов в группе А.

 

 

Социоматрица группы В.

 

                                                    Статус(St)
  Антонова                   +/+             +     +/+         + 0,08  
  Бедретдинова               +/+         +     +       + +         0,16  
  Витовская                       + +/+       +   +       +     0,08  
  Волегова                     +       +     +               0,16  
  Гинятова                 + +             +/+     +   +       0,24  
  Головин                                                      
  Горбань       + +           +           +     +         + 0,24  
  Иванова   +   +             +           +     + +         0,32  
  Каргапольцева         +             +   +     +     +/+           0,08  
  Карпухина +           +       +     +         +           + 0,12  
  Кузнецова         +   +         +         +/+             +   0,72  
  Макарова               +     +/+           +       +   +     0,24  
  Макушева         +     +       +           +/+         +     0,2  
  Михайличенко                     +   +       +   +/+         +   0,28  
  Монастырева       +             +       +   + +     +         0,2  
  Нелипа         +/+       +           +   +     +           0,12  
  Низкопоклонная               +       +/+         +     + +         0,72  
  Пономаренко     + +     +       +       +   +                 0,16  
  Пушкарева             +       +/+     +               +   +   0,2  
  Сергеева   +           +           +     +/+       +         0,56  
  Терлецкая   +/+           +/+                       +/+           0,28  
  Цемко                     +         + +     +/+       +   0,08  
  Чеботарева     +               +/+   +   + +                   0,12  
  Шамхалова                     +/+     +/+         +   +         0,16  
  Шмакова +           +/+       +/+     +                       0,12  
  Сумма (+)                                                      
  Сумма вз\в-ов.                                                      

 




График положения объектов в группе В.

 

В западной психологии разработана специальная терминология для обозначения статуса человека. Классификация положения приводится в табл.№1.

Табл.1.Классификация положения человека в системе личных взаимоотношений.

 

№ n/n Название группы Число выборов
1. “Звезды” St = > m + 2”
2. “Предпочитаемые” St > m + 1”
3. “Принятые” St >m + - 1”
4. “Непринятые” St <m – 1”
5. “Пренебрегаемые” St <- m – 2”

 

Примечание. Здесь m- среднее число выборов, а ” –квадратическое отклонение, которое вычисляется по статистической формуле.

При классификации положения объекта в системе личных взаимоотношений мы пользовались формулой:

St = Ek / N – 1

Результаты показателя (St) приведены в социоматрицах групп.Читается она так: статус ученика (St) равен сумме полученных им выборов (Еk), деленной на количество членов группы(N), без 1.Число же (m) (среднее число выборов), выше или ниже которого располагаются числовые характеристики, вычисляется по формуле:

m = R / N *0.1

где R- общее число сделанных выборов, а N- число членов группы.

А) m = 96 / 16 * 0.1=0.6

В) m =150 / 25 * 0.1 =0.6

Производим классификацию групп.

Таблица №2.

Группа А.

Звезды Предпочитаемые Принятые Непринятые Пренебрегаемые
         
         
         
         
         
12.5% 12.5% 31.25% 25% 18.75%

Таблица №3.

Группа В.

Звезды Предпочитаемые Принятые Непринятые Пренебрегаемые
    2;4;5;7    
    10;12;13    
    16;18;19    
    21;23;24    
         
8% 8% 56% 16% 4%

Анализ статусной структуры, полученной по результатам исследования, показывает, что выборы между людьми в обеих группах распределяется неравномерно, следовательно, мы можем констатировать факт дифференциации изучаемых групп на группы людей занимающих разное место в системе личных взаимодействий.







Date: 2015-09-02; view: 348; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию