Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы для углубленного изучения. 1.Тема человека-жертвы в русской литературе





1.Тема человека-жертвы в русской литературе.

2. Человек-конформист в современной западной и отечественной литера­
туре.

3. Проблема мигрантов в современном мире.

4. Конвенции ООН о правах человека и о правах ребенка и проблема че­
ловека - жертвы неблагоприятных условий социализации.

Литература для самостоятельной работы

1. Авдуевская Е.П., Волович А.С. Вверх по лестнице, ведущей вниз // Ма­
гистр. - 1992. - Окт."

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1997.

3. Волкова Г.А. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. -
М., 1994.

4. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. - М., 1995.

5. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной пе­
дагогики. - М., 1999.

6. Диагностика школьной дезадаптации. - М., 1993.

7. Иеащенко Г.М. и др. Социальная реабилитация детей и подростков в
специальных учреждениях. - М., 1996.

8. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. - Свердловск, 1988.

9. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального
риска. - Челябинск, 1995.

 

10. Куликов В.В. Педагогическая антропология. - Свердловск, 1988.

11. МудрикА.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 188-208.

12.Социальная педагогика. Курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. -
М., 2000.-С. 166-319.

13. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессо­
вых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический жур­
нал. - 1992.-Т. 13.-№2.-С. 14-30.


 


^


ния (в учебнике эти данные использованы в разделах об организа­ции взаимодействия, о самоорганизации и в ряде других).

Методика социального воспитания отбирает из практики и кон­струирует новые способы целесообразной организации социаль­ного воспитания (об этом идет речь в седьмой главе учебника).

Экономика и менеджмент социального воспитания исследуют, с одной стороны, потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой - экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания. Кроме того, в этом разделе рассматри­ваются вопросы управления социальным воспитанием (вопросы управления рассматриваются в разделах учебника, посвященных системам воспитания различного уровня).

Социальная педа- В предложенных в настоящем учебнике под-

гогика как интегра- ходах к определению социальной педагоги-

тивная отрасль ки' ее объекта' предмета и разделов автор

исходит из того, что в XX столетии педаго-

оплНИИ Г

гика в целом объективно стала отраслью интегративного знания (на что в 60-е гг. обращал внимание кол­лег X. И. Лийметс).

Это связано с тем, что именно в XX в. получили значительное развитие такие отрасли знаний о человеке и обществе, как психо­логия (в частности, возрастная и социальная), этнология, социо­логия и многие другие, данные которых существенно расширили представления об объективных процессах и закономерностях раз­вития человека в социуме.

Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, мо­жет делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко-и обществознания, а с другой - трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики. Социальная педа- Разрабатывая свой круг проблем, социальной т™* л птггнр педагогике необходимо широко опираться на

1ЧЛ «11\<1 И./-М* У1 •'*•• ч /•

отрасли педагогиче- ист°Рию педагогики (изучающую развитие пе­дагогических идей и теорий), историю воспи-

СНДЛ О -111Л НИИ, ^

тания (в ней идет речь о том, как складыва­лась практика воспитания на различных этапах развития челове­чества в целом и в отдельных странах, обществах, государствах в частности), сравнительную педагогику (изучающую теорию и прак­тику воспитания в зарубежных странах на современном этапе), ди-даскологию.

Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и иссле­довательские взаимосвязи социальной педагогики с семейной, кон­фессиональными и коррекционной педагогиками.


Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профес­сионального образования, педагогика закрытых учреждений раз­личного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клуб­ная педагогика, педагогика среды, военная педагогика, производст­венная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы и др.


Совершенно очевидно, что в каждом из названных выше случаев разделы социальной педагогики становятся лишь общим основани­ем, требующим конкретизации в связи с теми функциями, которые присущи той или иной воспитательной организации (например, философия школьного воспитания имеет некоторые отличия от философии военного воспитания, а методика социального воспи­тания в средней школе существенно отличается от методики про­фессионального воспитания и т.д.).

Социальная педа- Философия и социальная педагогика. Филосо- гогика и другие Фия ставит коренные вопросы человеческого отрасли человеке бытия и> пытаясь дать на них ответы, выра- и обществознания батывает обобщенную систему взглядов на

мир и место в нем человека.

Социальная педагогика, в частности ее раздел «Философия соци­ального воспитания», исследуя свои проблемы, с большей или меньшей мерой осознанности исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обна­ружить те или иные философские основания.

Этика и социальная педагогика. Этика анализирует общие зако­ны развития моральных представлений и отношений, а также ре­гулируемые ими формы морального сознания людей и их мораль­ную деятельность.

Социальная педагогика использует и учитывает сформулиро­ванные этикой принципы нравственности, определяя цели и раз­рабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличност­ного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и ме­тодики социального воспитания.

Социология и социальная педагогика. Социология - наука о за­кономерностях становления, функционирования и развития об­щества в целом, социальных отношений и социальных общно­стей.

Социология социального воспитания, изучая проблему социали­зации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молоде-


жи, социологии морали, социологии образования, социологии пре­ступности, социологии религии, социологии семьи.

Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспи­тания, социальная педагогика принимает во внимание данные со­циологии, характеризующие социальный контекст, в котором осуще­ствляются воспитание, анализ особенностей, свойственных различ­ным регионам и типам поселений, ценностных ориентации отдель­ных возрастных и социально-профессиональных групп населения.

Этнография, этнопсихология и социальная педагогика. Этногра­фия изучает бытовые и культурные особенности народов. Этно­психология - отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности форми­рования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Социология и психология социального воспи­тания используют данные об этнических особенностях возрас­тной периодизации жизненного пути человека, о факторах, опре­деляющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализа­ции и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т. д.

Разрабатывая теорию социального воспитания, принимаются в расчет данные этнографии и этнопсихологии. Этнические особен­ности необходимо учитывать при определении конкретных задач и содержания воспитания, при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспитания. При этом целесообразно аккумулировать сложившиеся в этносе и оп­равдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам воспи­тания способы воспитания и использовать их в системе социаль­ного воспитания в рамках данного этноса. Кроме того, имеет смысл искать способы в возможных и разумных рамках интенси­фицировать или нивелировать и компенсировать некоторые этни­ческие особенности социализации и воспитания.


Социальная и возрастная психология и социальная педагогика. Социальная психология изучает закономерности поведения и дея­тельности людей, обусловленные фактом их включения в соци­альные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Возрастная психология изучает возрастные особенно­сти и динамику психики человека, а также возрастные факторы развития личности. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социа­лизации и виктимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.

В реальности связь социальной педагогики с другими науками весьма различна. Данные социальной психологии и в определен­ной мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в


том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного разви­тия. В то же время этнографические и этнопсихологические дан­ные практически до сих пор остаются невостребованными. Такое положение объясняется как недостаточным развитием социально-педагогических знаний, так и тем, что в названных выше науках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогиче­ских концепциях.

Использование в социальной педагогике идей и данных других
наук имеет определенные трудности и издержки. В качестве предо­
стережения назовем наиболее типичные. Во-первых, заимствован­
ные идеи и данные не всегда «переварены» для нужд социальной
педагогики, не адаптированы к ее предмету, не синтезированы в
новое социально-педагогическое знание. Во-вторых, некоторые
идеи заимствуются в облегченном варианте, а порой фактически
фальсифицируются в процессе их приспособления к социально-
педагогическим нуждам. И наконец, в-третьих, нередко бывает,
что социальная педагогика оперирует конкретными данными или
идеями других наук, которые на самом деле уже устарели.
функции ' Социальная педагогика как отрасль знания

социальной педа- облаДает рядом функций: теоретико-познава­тельной, прикладной и гуманистической.

1О1ИКИ п-,,

1 еоретико-познавателъная функция выра­жается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, опи­сывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.


Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выяв­лением условий эффективного совершенствования социально-педа­гогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.

Гуманистическая функция выражается в разработке целей со­вершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореали­зации.

Функции социальной педагогики как интегративной отрасли знания реализуются в более полной мере, если в ней применяется принцип дополнительности.

Социальная педа- Социальная политика - одно из направлений гогика и социаль- БНУтРенней политики государства. Содержа- ная политика тельно она направлена на решение таких задач, как управление социальным развити­ем общества; обеспечение удовлетворения материальных и куль­турных потребностей его членов; воспроизводство социальных


ресурсов; регулирование процессов социальной дифференциации общества; поддержание стабильности общественной системы.

Социальная политика определяется законодательными актами и реализуется многочисленными государственными службами: об­разования, здравоохранения, социальной защиты, труда и занято­сти и др.

Одной из составляющих социальной политики является поли­тика в сфере воспитания.

Государственная политика в сфере воспитания предполагает: определение задач воспитания и разработку стратегии их реше­ния; разработку соответствующих законодательных и подзакон­ных актов; выделение необходимых ресурсов; поддержку общест­венных инициатив в сфере воспитания.

Политика в сфере воспитания призвана разрешать противоре­чия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими и расходящимися интересами отдельных социальных слоев в таких вопросах, как представление о необхо­димом для общества уровне и качестве системы воспитания раз­личных социокультурных, этноконфессиональных и половозраст­ных групп населения; ожидания и требования, связанные с уров­нем и качеством образования; готовность к участию в процессе воспитания и реальные возможности ее проявления и др.

Обоснованность, реалистичность и эффективность государст­венной политики в сфере воспитания во многом зависят от того, как в ходе ее разработки и реализации учитывается и использует­ся научный потенциал различных отраслей знания - философии, социологии, криминологии, экономики, психологии. Особая роль здесь принадлежит педагогике, а когда речь идет о политике в сфере социального воспитания - социальной педагогике.

Социально-педагогическое знание необходимо (но далеко не всегда востребовано) на всех этапах разработки и осуществления политики в сфере социального воспитания.

Во-первых, оно актуально на стадии сбора и научного анализа информации о ситуации, сложившейся в области социального вос­питания на конкретном этапе развития общества в стране, отдель­ных регионах и муниципальных образованиях.

Во-вторых, на основании анализа реального состояния и выяв­ления запросов и возможностей общества специалисты по соци­альной педагогике должны принимать участие в выделении при­оритетных направлений и формулировании задач системы соци­ального воспитания.

В-третьих, участие социальных педагогов необходимо в процес­се создания и внедрения программ развития системы социального воспитания, которые включают в себя: квалификацию ситуации,


конкретные меры, ресурсы и способы решения поставленных за­дач (в том числе участие в разработке необходимого пакета зако­нодательных, подзаконных и иных актов и документов).

В-четвертых, крайне желательно осуществлять социально-педа­гогическую экспертизу тех законов, постановлений и иных норма­тивных документов, которые прямо, а чаще косвенно могут влиять на социальное воспитание (например, в области здравоохранения, социальной защиты, права и др.).

В-пятых, социальные педагоги призваны разъяснять политику
в сфере социального воспитания как обществу в целом, так и от­
дельным социокультурным, этноконфессиональным и половозра­
стным группам населения; это может способствовать появлению
общественных инициатив, привлечению ресурсов (человеческих,
финансовых, материальных), полезных для ее реализации.
Социальная педа Социокультурные процессы, происходившие
гогика и социаль- в * в' в ЕвР°пе и СевеРной Америке, спо-
,.,г.,>-г.. 1 собствовали появлению не только социаль-

1*1/1 [1<ЮО 1 <1 ^- А* 'м л

ной педагогики, но и особой сферы социаль­ной деятельности, получившей название «социальная работа».

Социальная работа - профессиональная деятельность, связанная с оказанием помощи индивидам, группам, общинам в целях улуч­шения или восстановления их способности к социальному функ­ционированию; созданием условий для достижения этих целей в социуме.

Исторически социальная работа выросла из филантропической (благотворительной) деятельности, которой занимались различ­ные религиозные, общественные, а позднее и предприниматель­ские организации (монашеские братства, Армия спасения, жен­ские союзы и др.). Филантропия изначально была направлена на помощь бедным, больным, бездомным, сиротам и другим катего­риям обездоленного и социально незащищенного населения.

Приблизительно к 20-м гг. XX столетия в ряде стран оформля­ется государственная система социальной работы, которая перво­начально реализовалась в таких сферах, как: семейное, детское благополучие; психиатрическая, медицинская, школьная социаль­ная работа. Позднее добавились сферы профессиональной, про­мышленной, геронтологической, сельской, полицейской, судебной, социальной работы и др.

Так, социальная работа в сфере семейного благополучия вклю­чает в себя консультирование по брачным отношениям, подготов­ку родителей к воспитанию детей, помощь в решении финансовых вопросов, проблем здоровья, образования, трудоустройства.

Использованы материалы Т.Ф.Яркиной.


Школьная социальная работа предполагает адаптацию в усло­виях школы, а также координацию усилий школы, семьи и общи­ны (у нас - общественности или микрорайона), направленных на преодоление социальной изолированности, агрессивного поведе­ния, недисциплинированности детей и др.

Сельская социальная работа ориентирована на проблемы, свя­занные с малонаселенностью сельской местности, ограниченно­стью социальных контактов и социальной инфраструктуры, низ­кими образовательными и рекреативными (досуговыми) возмож­ностями и пр.

Социальная работа требует соответствующего образования, специфических знаний, умений и навыков. Профессионалов в об­ласти социальной работы готовят в специальных высших учебных заведениях, которых только в Европе насчитывается более четы­рехсот, а также на отделениях университетов и других высших учебных заведений.

В России специальности «социальный педагог» и «социальный работник» были законодательно введены лишь в 1991 г., на про­фессиональную подготовку были ориентированы некоторые пе­дагогические, медицинские, технические вузы, институты культу­ры и физкультуры.

Социальная работа и социальная педагогика тесно связаны между собой. Каждого педагога можно считать социальным ра­ботником, однако далеко не все социальные работники являются педагогами. Например, патронажные сестры, ухаживающие за пре­старелыми, вряд ли могут быть отнесены к педагогам. Но все ка­тегории социальных работников в идеале должны иметь опреде­ленный уровень социально-педагогической подготовки.

Активизация социальной работы в нашей стране послужила сильнейшим стимулом развития социальной педагогики. Для русской культурно-педагогической традиции всегда было харак­терно стремление решать практические вопросы бытия, в том числе и воспитания, на основе определенных мировоззренческих установок, теоретических разработок и глубинного осмысления процессов и явлений. К сожалению, это стремление далеко не все­гда реализовывалось, а будучи реализованным, оставалось «вещью в себе», никак или почти никак не влияя на социальную педаго­гику.

В свою очередь, разработка проблем социальной педагогики способствует социальному развитию социальной работы, пре­вращению ее высокопрофессиональную социально-педагогиче­скую деятельность, способную внести свой вклад в интеграцию воспитательных сил общества в целях повышения культурного уровня.


За последние два десятилетия в России появилось много работ по социальной педагогике. Одних лишь учебников и учебных посо- рячтшчныр тпяк бий насчитывается около 20. Анализ предло-

1 алличпшс ц,ап. ^ женнЫХ ПОДХОДОВ К ПОНИМаНИЮ СОЦИЭЛЬНОЙ

си социаль педагогики позволяет сделать следующие вы-

1. Некоторые исследователи понимают социальную педагогику и как отрасль знания, и как педагогическую деятельность (В.Г.Бо­чарова, В.Д.Иванов и Б.З.Вульфов, А.К.Лукина, В.А.Никитин и др.). Такой подход вызывает сомнение, поскольку педагогика как отрасль знания не может одновременно трактоваться и как прак­тическая деятельность. Традиционно принято считать, что она ис­следует соответствующую сферу социальной практики (в данном случае воспитание) и предлагает пути ее совершенствования.

2. Нет единого мнения относительно возрастных групп, кото­
рыми занимается социальная педагогика. Одни исследователи
считают, что социальная педагогика - наука о социализации и вос­
питании детей (имеются в виду также подростки и юноши), другие
утверждают, что предметом внимания является человек любого
возраста.

3. Содержание социальной педагогики как отрасли знания трак­
туется в соответствие с подходами, заложенными ее основателями.
Вслед за Г.Боймер и Г. Нолем социальную педагогику рассматри­
вают как содержание и методику образовательно-воспитательной
деятельности с индивидами и группами индивидов, социализация
которых нарушена или противоречит принципам гуманизма и
справедливости (В.А.Никитин); объектом социальной педагоги­
ки называют конкретного человека (или группу), имеющего соци­
альные проблемы, которые требуют педагогического решения
(Н. М. Платонова), а также социальные проблемы детства (С. Н. Рас-
четина). Можно привести и еще ряд аналогичных определений.
Заметим, что со временем точки зрения отдельных авторов ме­
няются и это вполне объяснимо, ибо социальная педагогика раз­
вивается довольно быстро.

Принципиально иначе, в русле подхода П.Наторпа, представ­ляют социальную педагогику как науку другие исследователи. Не­которые из них считают, что социальная педагогика изучает «зако­номерности социализации ребенка» (М.А.Галагузова и др.) или что она направлена на воспитание личности.

Наиболее адекватно подходу П.Наторпа определение социаль­ной педагогики как науки о закономерностях социального воспи­тания человека, о путях создания оптимального режима учебно-воспитательного процесса, его целостности в условиях микросре­ды, о путях и условиях повышения эффективности интеграции и


координации всех воспитательных сил общества в интересах ус­пешного решения социально-педагогических задач.

Предметом социальной педагогики является гармонизация отно­шений личности и социальной среды через социальное воспитание личности во всех сферах жизненного пространства человека - семье, первичном коллективе, школе, вузе, армии, на производстве и т.п.

Объект социальной педагогики - закономерности социального воспитания человека на всех этапах его становления и развития, во всех формах бытия и жизнедеятельности, с учетом его индивидуаль­но-психологических и возрастных особенностей (В.Г.Бочарова и др.).

Следует отметить еще одну тенденцию в определении того, чем занимается социальная педагогика - значительное расширение ее проблематики, которое выходит далеко за границы походов Г.Боймер и Г. Ноля, а также П.Наторпа и большинства современ­ных российских теоретиков. Социальную педагогику рассматрива­ют как одну из отраслей общей педагогической науки. Объектом ее как научной дисциплины является человек в его взаимодейст­вии с другими людьми, а предметом - процесс педагогического влияния на социальное развитие и социальное поведение лично­сти (Ю.А.Стрельцов).

Возможно, весьма перспективным, но пока не очень прорабо­танным выглядит подход к предмету и объекту социальной педа­гогики В.Г.Бочаровой и Г.Н.Филонова. Социальная педагогика, по мнению этих авторов, исследует процесс духовного самопозна­ния и самосовершенствования человека и общества, а также меха­низм их гармонического развития. Предметом социальной педаго­гики они называют процесс педагогического влияния на социаль­ное взаимодействие человека в течение всех возрастных периодов и в различных сферах его микросреды, а объект определяют как целостную систему социальных взаимодействий человека в сфере его ближайшего окружения.

Такая «разноголосица» совершенно естественна и плодотворна. Социальная педагогика проходит путь становления как автоном­ная отрасль педагогического знания. Не случайно многие специа­листы в течение 10-15 лет уточняли, изменяли или существенно меняли свои взгляды на то, чем должна заниматься социальная пе­дагогика. Исследовательский поиск продолжается и следует ожи­дать дальнейших новаций.







Date: 2015-09-02; view: 360; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.038 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию