Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Темы для углубленного изучения. 1.Тема человека-жертвы в русской литературе
1.Тема человека-жертвы в русской литературе. 2. Человек-конформист в современной западной и отечественной литера 3. Проблема мигрантов в современном мире. 4. Конвенции ООН о правах человека и о правах ребенка и проблема че Литература для самостоятельной работы 1. Авдуевская Е.П., Волович А.С. Вверх по лестнице, ведущей вниз // Ма 2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1997. 3. Волкова Г.А. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - 4. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. - М., 1995. 5. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной пе 6. Диагностика школьной дезадаптации. - М., 1993. 7. Иеащенко Г.М. и др. Социальная реабилитация детей и подростков в 8. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. - Свердловск, 1988. 9. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального
10. Куликов В.В. Педагогическая антропология. - Свердловск, 1988. 11. МудрикА.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 188-208. 12.Социальная педагогика. Курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. - 13. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессо
^ ния (в учебнике эти данные использованы в разделах об организации взаимодействия, о самоорганизации и в ряде других). Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания (об этом идет речь в седьмой главе учебника). Экономика и менеджмент социального воспитания исследуют, с одной стороны, потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой - экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания. Кроме того, в этом разделе рассматриваются вопросы управления социальным воспитанием (вопросы управления рассматриваются в разделах учебника, посвященных системам воспитания различного уровня). Социальная педа- В предложенных в настоящем учебнике под- гогика как интегра- ходах к определению социальной педагоги- тивная отрасль ки' ее объекта' предмета и разделов автор исходит из того, что в XX столетии педаго- оплНИИ Г гика в целом объективно стала отраслью интегративного знания (на что в 60-е гг. обращал внимание коллег X. И. Лийметс). Это связано с тем, что именно в XX в. получили значительное развитие такие отрасли знаний о человеке и обществе, как психология (в частности, возрастная и социальная), этнология, социология и многие другие, данные которых существенно расширили представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в социуме. Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко-и обществознания, а с другой - трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики. Социальная педа- Разрабатывая свой круг проблем, социальной т™* л птггнр педагогике необходимо широко опираться на 1ЧЛ «11\<1 И./-М* У1 •'*•• ч /• отрасли педагогиче- ист°Рию педагогики (изучающую развитие педагогических идей и теорий), историю воспи- СНДЛ О -111Л НИИ, ^ тания (в ней идет речь о том, как складывалась практика воспитания на различных этапах развития человечества в целом и в отдельных странах, обществах, государствах в частности), сравнительную педагогику (изучающую теорию и практику воспитания в зарубежных странах на современном этапе), ди-даскологию. Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и исследовательские взаимосвязи социальной педагогики с семейной, конфессиональными и коррекционной педагогиками. Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы и др. Совершенно очевидно, что в каждом из названных выше случаев разделы социальной педагогики становятся лишь общим основанием, требующим конкретизации в связи с теми функциями, которые присущи той или иной воспитательной организации (например, философия школьного воспитания имеет некоторые отличия от философии военного воспитания, а методика социального воспитания в средней школе существенно отличается от методики профессионального воспитания и т.д.). Социальная педа- Философия и социальная педагогика. Филосо- гогика и другие Фия ставит коренные вопросы человеческого отрасли человеке бытия и> пытаясь дать на них ответы, выра- и обществознания батывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека. Социальная педагогика, в частности ее раздел «Философия социального воспитания», исследуя свои проблемы, с большей или меньшей мерой осознанности исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обнаружить те или иные философские основания. Этика и социальная педагогика. Этика анализирует общие законы развития моральных представлений и отношений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность. Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания. Социология и социальная педагогика. Социология - наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Социология социального воспитания, изучая проблему социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молоде- жи, социологии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи. Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспитания, социальная педагогика принимает во внимание данные социологии, характеризующие социальный контекст, в котором осуществляются воспитание, анализ особенностей, свойственных различным регионам и типам поселений, ценностных ориентации отдельных возрастных и социально-профессиональных групп населения. Этнография, этнопсихология и социальная педагогика. Этнография изучает бытовые и культурные особенности народов. Этнопсихология - отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Социология и психология социального воспитания используют данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т. д. Разрабатывая теорию социального воспитания, принимаются в расчет данные этнографии и этнопсихологии. Этнические особенности необходимо учитывать при определении конкретных задач и содержания воспитания, при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспитания. При этом целесообразно аккумулировать сложившиеся в этносе и оправдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам воспитания способы воспитания и использовать их в системе социального воспитания в рамках данного этноса. Кроме того, имеет смысл искать способы в возможных и разумных рамках интенсифицировать или нивелировать и компенсировать некоторые этнические особенности социализации и воспитания. Социальная и возрастная психология и социальная педагогика. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Возрастная психология изучает возрастные особенности и динамику психики человека, а также возрастные факторы развития личности. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и виктимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания. В реальности связь социальной педагогики с другими науками весьма различна. Данные социальной психологии и в определенной мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные практически до сих пор остаются невостребованными. Такое положение объясняется как недостаточным развитием социально-педагогических знаний, так и тем, что в названных выше науках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях. Использование в социальной педагогике идей и данных других социальной педа- облаДает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической. 1О1ИКИ п-,, 1 еоретико-познавателъная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания. Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах. Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации. Функции социальной педагогики как интегративной отрасли знания реализуются в более полной мере, если в ней применяется принцип дополнительности. Социальная педа- Социальная политика - одно из направлений гогика и социаль- БНУтРенней политики государства. Содержа- ная политика тельно она направлена на решение таких задач, как управление социальным развитием общества; обеспечение удовлетворения материальных и культурных потребностей его членов; воспроизводство социальных ресурсов; регулирование процессов социальной дифференциации общества; поддержание стабильности общественной системы. Социальная политика определяется законодательными актами и реализуется многочисленными государственными службами: образования, здравоохранения, социальной защиты, труда и занятости и др. Одной из составляющих социальной политики является политика в сфере воспитания. Государственная политика в сфере воспитания предполагает: определение задач воспитания и разработку стратегии их решения; разработку соответствующих законодательных и подзаконных актов; выделение необходимых ресурсов; поддержку общественных инициатив в сфере воспитания. Политика в сфере воспитания призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими и расходящимися интересами отдельных социальных слоев в таких вопросах, как представление о необходимом для общества уровне и качестве системы воспитания различных социокультурных, этноконфессиональных и половозрастных групп населения; ожидания и требования, связанные с уровнем и качеством образования; готовность к участию в процессе воспитания и реальные возможности ее проявления и др. Обоснованность, реалистичность и эффективность государственной политики в сфере воспитания во многом зависят от того, как в ходе ее разработки и реализации учитывается и используется научный потенциал различных отраслей знания - философии, социологии, криминологии, экономики, психологии. Особая роль здесь принадлежит педагогике, а когда речь идет о политике в сфере социального воспитания - социальной педагогике. Социально-педагогическое знание необходимо (но далеко не всегда востребовано) на всех этапах разработки и осуществления политики в сфере социального воспитания. Во-первых, оно актуально на стадии сбора и научного анализа информации о ситуации, сложившейся в области социального воспитания на конкретном этапе развития общества в стране, отдельных регионах и муниципальных образованиях. Во-вторых, на основании анализа реального состояния и выявления запросов и возможностей общества специалисты по социальной педагогике должны принимать участие в выделении приоритетных направлений и формулировании задач системы социального воспитания. В-третьих, участие социальных педагогов необходимо в процессе создания и внедрения программ развития системы социального воспитания, которые включают в себя: квалификацию ситуации, конкретные меры, ресурсы и способы решения поставленных задач (в том числе участие в разработке необходимого пакета законодательных, подзаконных и иных актов и документов). В-четвертых, крайне желательно осуществлять социально-педагогическую экспертизу тех законов, постановлений и иных нормативных документов, которые прямо, а чаще косвенно могут влиять на социальное воспитание (например, в области здравоохранения, социальной защиты, права и др.). В-пятых, социальные педагоги призваны разъяснять политику 1*1/1 [1<ЮО 1 <1 ^- А* 'м л ной педагогики, но и особой сферы социальной деятельности, получившей название «социальная работа». Социальная работа - профессиональная деятельность, связанная с оказанием помощи индивидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; созданием условий для достижения этих целей в социуме. Исторически социальная работа выросла из филантропической (благотворительной) деятельности, которой занимались различные религиозные, общественные, а позднее и предпринимательские организации (монашеские братства, Армия спасения, женские союзы и др.). Филантропия изначально была направлена на помощь бедным, больным, бездомным, сиротам и другим категориям обездоленного и социально незащищенного населения. Приблизительно к 20-м гг. XX столетия в ряде стран оформляется государственная система социальной работы, которая первоначально реализовалась в таких сферах, как: семейное, детское благополучие; психиатрическая, медицинская, школьная социальная работа. Позднее добавились сферы профессиональной, промышленной, геронтологической, сельской, полицейской, судебной, социальной работы и др. Так, социальная работа в сфере семейного благополучия включает в себя консультирование по брачным отношениям, подготовку родителей к воспитанию детей, помощь в решении финансовых вопросов, проблем здоровья, образования, трудоустройства. Использованы материалы Т.Ф.Яркиной. Школьная социальная работа предполагает адаптацию в условиях школы, а также координацию усилий школы, семьи и общины (у нас - общественности или микрорайона), направленных на преодоление социальной изолированности, агрессивного поведения, недисциплинированности детей и др. Сельская социальная работа ориентирована на проблемы, связанные с малонаселенностью сельской местности, ограниченностью социальных контактов и социальной инфраструктуры, низкими образовательными и рекреативными (досуговыми) возможностями и пр. Социальная работа требует соответствующего образования, специфических знаний, умений и навыков. Профессионалов в области социальной работы готовят в специальных высших учебных заведениях, которых только в Европе насчитывается более четырехсот, а также на отделениях университетов и других высших учебных заведений. В России специальности «социальный педагог» и «социальный работник» были законодательно введены лишь в 1991 г., на профессиональную подготовку были ориентированы некоторые педагогические, медицинские, технические вузы, институты культуры и физкультуры. Социальная работа и социальная педагогика тесно связаны между собой. Каждого педагога можно считать социальным работником, однако далеко не все социальные работники являются педагогами. Например, патронажные сестры, ухаживающие за престарелыми, вряд ли могут быть отнесены к педагогам. Но все категории социальных работников в идеале должны иметь определенный уровень социально-педагогической подготовки. Активизация социальной работы в нашей стране послужила сильнейшим стимулом развития социальной педагогики. Для русской культурно-педагогической традиции всегда было характерно стремление решать практические вопросы бытия, в том числе и воспитания, на основе определенных мировоззренческих установок, теоретических разработок и глубинного осмысления процессов и явлений. К сожалению, это стремление далеко не всегда реализовывалось, а будучи реализованным, оставалось «вещью в себе», никак или почти никак не влияя на социальную педагогику. В свою очередь, разработка проблем социальной педагогики способствует социальному развитию социальной работы, превращению ее высокопрофессиональную социально-педагогическую деятельность, способную внести свой вклад в интеграцию воспитательных сил общества в целях повышения культурного уровня. За последние два десятилетия в России появилось много работ по социальной педагогике. Одних лишь учебников и учебных посо- рячтшчныр тпяк бий насчитывается около 20. Анализ предло- 1 алличпшс ц,ап. ^ женнЫХ ПОДХОДОВ К ПОНИМаНИЮ СОЦИЭЛЬНОЙ си социаль педагогики позволяет сделать следующие вы- 1. Некоторые исследователи понимают социальную педагогику и как отрасль знания, и как педагогическую деятельность (В.Г.Бочарова, В.Д.Иванов и Б.З.Вульфов, А.К.Лукина, В.А.Никитин и др.). Такой подход вызывает сомнение, поскольку педагогика как отрасль знания не может одновременно трактоваться и как практическая деятельность. Традиционно принято считать, что она исследует соответствующую сферу социальной практики (в данном случае воспитание) и предлагает пути ее совершенствования. 2. Нет единого мнения относительно возрастных групп, кото 3. Содержание социальной педагогики как отрасли знания трак Принципиально иначе, в русле подхода П.Наторпа, представляют социальную педагогику как науку другие исследователи. Некоторые из них считают, что социальная педагогика изучает «закономерности социализации ребенка» (М.А.Галагузова и др.) или что она направлена на воспитание личности. Наиболее адекватно подходу П.Наторпа определение социальной педагогики как науки о закономерностях социального воспитания человека, о путях создания оптимального режима учебно-воспитательного процесса, его целостности в условиях микросреды, о путях и условиях повышения эффективности интеграции и координации всех воспитательных сил общества в интересах успешного решения социально-педагогических задач. Предметом социальной педагогики является гармонизация отношений личности и социальной среды через социальное воспитание личности во всех сферах жизненного пространства человека - семье, первичном коллективе, школе, вузе, армии, на производстве и т.п. Объект социальной педагогики - закономерности социального воспитания человека на всех этапах его становления и развития, во всех формах бытия и жизнедеятельности, с учетом его индивидуально-психологических и возрастных особенностей (В.Г.Бочарова и др.). Следует отметить еще одну тенденцию в определении того, чем занимается социальная педагогика - значительное расширение ее проблематики, которое выходит далеко за границы походов Г.Боймер и Г. Ноля, а также П.Наторпа и большинства современных российских теоретиков. Социальную педагогику рассматривают как одну из отраслей общей педагогической науки. Объектом ее как научной дисциплины является человек в его взаимодействии с другими людьми, а предметом - процесс педагогического влияния на социальное развитие и социальное поведение личности (Ю.А.Стрельцов). Возможно, весьма перспективным, но пока не очень проработанным выглядит подход к предмету и объекту социальной педагогики В.Г.Бочаровой и Г.Н.Филонова. Социальная педагогика, по мнению этих авторов, исследует процесс духовного самопознания и самосовершенствования человека и общества, а также механизм их гармонического развития. Предметом социальной педагогики они называют процесс педагогического влияния на социальное взаимодействие человека в течение всех возрастных периодов и в различных сферах его микросреды, а объект определяют как целостную систему социальных взаимодействий человека в сфере его ближайшего окружения. Такая «разноголосица» совершенно естественна и плодотворна. Социальная педагогика проходит путь становления как автономная отрасль педагогического знания. Не случайно многие специалисты в течение 10-15 лет уточняли, изменяли или существенно меняли свои взгляды на то, чем должна заниматься социальная педагогика. Исследовательский поиск продолжается и следует ожидать дальнейших новаций. Date: 2015-09-02; view: 360; Нарушение авторских прав |