Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ДсИ1* 1 НИН





организации в совместное участие, воспри­ятие и переживание какого-либо зрелища.

Подготовка зрелища предполагает, во-первых, по возможности ясно определить характер предстоящего зрелища, ибо от этого за­висят его содержание, форма и все прочее. Оно может иметь про­светительский, развлекательный, спортивный, игровой и другой характер.

Во-вторых, в соответствии с характером предстоящего зрелища следует выбрать его форму, учитывая при этом ожидаемый состав участников. Так, если оно будет иметь просветительский характер, то его можно организовать в формах лекции, пресс-конференции, «круглого стола» и др. Развлекательное зрелище может иметь фор­мы концерта, шоу, какой-либо популярной телепередачи и пр.

В-третьих, в соответствии с характером и формой предстоя­щего зрелища, а также учитывая предполагаемый состав участ­ников, надо отобрать виды воздействия, которые будут исполь­зованы в ходе зрелища (речевое, инструментальное, вокальное, хореографическое, спортивное, цирковое, драматическое), а также жанры предполагаемых воздействий (например, инструменталь­ного - классическая, легкая или поп-музыка).

В-четвертых, разработать композицию предстоящего зрелища, которая должна соответствовать, как минимум, трем критериям:


контрастность ее отдельных компонентов, лаконизм - кратковре­менность этих компонентов, динамичность.

В-пятых, предпринять меры для привлечения внимания к пред­стоящему зрелищу тех, кого предполагается собрать на него, и соз­дать у них некоторую установку на восприятие и отношение к предлагаемому зрелищу. В зависимости от того, кого и где надо собрать, средства привлечения внимания могут быть самыми раз­нообразными: объявления по местным радио, телеканалам и в прес­се, афиши, листовки, программки, пригласительные билеты и т. п.

Когда участники собрались, перед организаторами встает за­дача удержать их, заинтересовать, пробудить у них любопытство к предстоящему зрелищу. Решение этой задачи предполагает от­носительную консолидацию собравшихся, формирование у них определенного настроения, что может быть достигнуто с помо­щью ряда приемов.

Во-первых, этому способствует организация пространства взаи­модействия в соответствии с формой и содержанием предстоящего зрелища: специфическое расположение мест для участников и офор­мление зала или площадки плакатами, лозунгами, аппликациями, коллажами, элементами объемных декораций, гирляндами и т. д.

Во-вторых, использование музыкального, светового и шумового оформления. Заранее готовятся сопряженные между собой «матри­цы» каждого из них, предусматривающие определенные музыку, свет, а при необходимости - шумовые эффекты в то время, когда зри­тели собираются, а затем сопровождающие фрагменты зрелища и обеспечивающие паузы и переходы от одного фрагмента к другому.

Эти приемы в сочетании с содержанием начавшегося зрелища
способствуют вовлечению участников или их более или менее боль­
шой части в активное позитивное реагирование на происходящее.
У собравшихся может появиться не просто любопытство, а эле­
менты сопереживания, т. е. частичное нервное и психическое под­
ключение к возникшему процессу взаимодействия. Иначе говоря,
может возникнуть коакционный эффект, суть которого в том, что
все или большая часть присутствующих ощущает себя участниками
одного и того же действия, т.е. у них появляется общий интерес.
Обучение Под обучением взаимодействию понимается

взаимодействию формирование и развитие у человека интел­лектуальной, психической и социальной го­товности к эффективному участию во взаимодействии и освоение им способов практической реализации этой готовности. Опти­мальным периодом подготовки к взаимодействию является дет­ство, отрочество, юность, когда человек наиболее восприимчив к обучению и обладает настоятельной потребностью взаимодей­ствовать с окружающими.


Подготовка к взаимодействию может вестись в воспитатель­ной организации несколькими путями.

Во-первых, и главным образом, в процессе организации взаимо­действия в ее быту и жизнедеятельности. Обучение при этом проис­ходит с помощью соответствующего инструктирования руководи­телем о том, как целесообразно и эффективно взаимодействовать в том или ином случае, а также в ходе планирования, подготовки, реализации и анализа тех или иных дел и ситуаций, в которых сотрудничают члены организации.

Во-вторых, в ходе специально создаваемых ситуаций в жизни организации и первичных коллективов, которые предполагают взаимодействие.

В-третьих, с помощью различного рода тренингов, игр и этю­дов, органично включенных в жизнь организации.

Чему же в первую очередь надо учить и какие возможности для этого предоставляет жизнедеятельность организации?

Начнем с того, что необходимо развивать у детей, подростков, юношей базу для речевого общения, которая предполагает: наличие большого запаса слов, образность и правильность речи; логич­ность построения и изложения высказывания; точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими слова­ми; умение выделять из услышанного существо дела; корректно ставить вопросы; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров.

Отсутствие подобной базы приводит к тому, что у ребят не выра­батывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, в компании в свободное время.

Свободное владение речью формируется согласно учебным прог­раммам во всех классах в процессе обучения. Особую роль в этом мо­гут сыграть уроки внеклассного чтения и анализ учебных экскурсий, а также коллективные формы познания. Эффективными способами развития речи могут стать коллективное планирование и анализ мероприятий, а также творческие дела, требующие импровизации.

Важнейшей частью подготовки детей, подростков, юношей к взаимодействию можно считать формирование у них социально цен­ных установок. Необходимо, чтобы они относились к партнерам по взаимодействию как к цели, а не как к средству достижения собст­венного благополучия. У ребят нужно формировать интерес к са­мому процессу взаимодействия, а не только к его результату, пони­мание того, что взаимодействие - это диалог, требующий терпимо­сти и к идеям, и к мелким недостаткам партнера, умения слушать и умерять свой «монологический пыл». Наконец, ребят необходимо ориентировать на то, что во взаимодействии надо не только что-то получать самому, но и как можно больше давать другим.


Формировать эти установки в сфере взаимодействия возможно лишь тогда, когда в коллективе установлен определенный стиль отношений. Но нередко бывает целесообразно применять и спе­циальные меры. А еще чаще - в рамках традиционных сфер жиз­недеятельности уделять особое внимание решению этой задачи.

Наряду со свободным владением речью и формированием оп­ределенных установок в сфере взаимодействия важно и развитие у детей, подростков, юношей коммуникативных умений.

В первую очередь имеется в виду умение ориентироваться в партнерах. Ребят надо учить восприятию окружающих людей. Они должны присматриваться к людям в различных ситуациях, учиться понимать их настроение, характер. Умение читать экспрессию поведения человека, верно ее истолковывать позволяет сопережи­вать людям, давать им более правильную оценку. Все это помогает найти правильный стиль и тон общения в той или иной ситуации. Способность интуитивно определять состояние другого человека, его отношение к делу, судить о нем как о личности развивается по мере накопления опыта сотрудничества с разными людьми, в ходе анализа и обобщения этого опыта.

Немаловажно и умение ориентироваться в ситуации взаимо­действия. Оно предполагает понимание того, что правила взаимо­действия в деловой ситуации и на отдыхе, в коллективе и в друже­ской компании несколько различны. Умение ориентироваться в ситуации помогает завязывать контакты, создавать ситуацию взаи­модействия в том или ином случае, входить в уже имеющуюся ситуацию, находить подходящие темы общения.

Умение ориентироваться в партнерах и в ситуации поможет научиться избегать ненужных конфликтов, а если конфликт все-таки вспыхнул - выйти из него с минимальными потерями.

Развитие этих и других коммуникативных умений происходит успешнее тогда, когда педагоги, организуя те или иные коллектив­ные дела, стараются целенаправленно использовать их и в этом направлении.

Умения, необходимые для взаимодействия, приобретаются и развиваются во всех сферах жизнедеятельности и в быту воспита­тельной организации.

Эффективным способом целенаправленного развития этих умений может стать ролевая игра (которая, кстати, может ис­пользоваться как при проведении различных дел, так и специ­ально в указанных целях во всех возрастах).

Суть ролевой игры как способа обучения взаимодействию состо­ит в том, что та или иная задача (научиться завязывать контакт, пра­вильно вести беседу) решается участниками путем импровизиро­ванного разыгрывания определенной ситуации. Например, старше-


классникам предлагается разыграть ситуации: знакомства в купе поезда или встречи двух молодых людей на балу у графов Ростовых. Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведе­ния. Затем полезно обсудить, какие варианты были более удачными.

Успешность обучения взаимодействию зависит от ряда усло­вий, важнейшими из которых можно считать следующие.

Руководителям необходимо целенаправленно использовать в этих целях многообразие быта и жизнедеятельности воспитатель­ных организаций. Для этого необходимо, во-первых, чтобы они имели установку на обучение взаимодействию в быту и жизнедея­тельности. Во-вторых, чтобы они представляли, чему надо учить и как для этого можно использовать те или иные формы взаимо­действия в быту и жизнедеятельности.

Используя специальные способы обучения взаимодействию (этю­ды, тренинги, дискуссии, игры и пр.) руководителям необходимо так определять их содержание, чтобы оно было адекватно реальностям быта и жизнедеятельности членов коллектива и значимо для них.

Руководителям необходимо создавать такую атмосферу своего взаимодействия с коллективом, которая бы исключала возникно­вение чувства страха перед неудачным словом или действием, способствовала бы стремлению членов коллектива к самостоя­тельным поискам, стимулировала бы их отказ от тривиальных способов решения проблем и ситуаций. Для этого важно постоянно демонстрировать свою уверенность в силах каждого, в его возмож­ности искать и находить решения проблем, возникающих в про­цессе взаимодействия.

§2. ОБРАЗОВАНИЕ

Образование - средство трансляции культуры, овладевая кото-

О^иг.1М1» Рьт человек не только адаптируется к услови-

ПО НЯТИ И

обштопан ир ЯМ постоянно меняющегося социума, но и стано-

вится способным к неадаптивной активности,

позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собствен­ную субъектностъ и приумножать потенциал мировой цивилизации (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов).

Авторы приведенного выше определения образования выделяют ряд его культурно-гуманистических функций:

развитие духовных сил, способностей и умений, позволяю­щих человеку преодолевать жизненные препятствия;

формирование характера и моральной ответственности в си­туациях адаптирования к социальной и природной сферам;


обеспечение возможностей для личностного и профессио­нального роста и для осуществления самореализации;

овладение средствами, необходимыми для достижения ин­теллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

создание условий для саморазвития творческой индивиду­альности и раскрытия духовных потенций.

Образование включает в себя: систематическое обучение (фор­
мальное образование, как основное, так и дополнительное); просве­
щение, т. е. пропаганду и распространение культуры (неформаль­
ное образование); стимулирование самообразования.
Обучение Обучение - широкое взаимодействие между обу-

чающими и обучающимися, способ осуществле­ния педагогического процесса с целью развития личности посредст­вом организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности (В. А. Сластенин и др.).

С точки зрения социальной педагогики обучение как состав­ную часть социального воспитания кратко можно охарактери­зовать рядом положений, разработанных эстонским педагогом X. И. Лийметсом.

Для того, чтобы обучение было воспитанием, подчеркивал X. И. Лийметс, оно должно:

проходить в единстве руководства учителя и самодеятельно­сти учащихся;

проводиться по возможности в единстве учета индивиду­ального развития каждого ученика и развития коллектива;

осуществляться в единстве перспективы успеха и возможно­сти неудачи;

входить в систему жизнедеятельности учащихся и коллек­тива.

В процессе обучения на развитие личности влияют: содержание образования, методы обучения, используемые организационные формы, отношения между участниками процесса обучения. «При планировании процесса обучения, - особо отмечал X. И. Лий­метс, - учитель (любой обучающий. - А. М.), если он хочет ориен­тироваться на развитие личности учащегося, не должен ограничи­ваться задачами, которые вытекают только из содержания пред­мета. Он обязательно должен оценивать осуществляемые в про­цессе усвоения (содержания. - А. М.) деятельность и общение учащихся как факторы развития личности.


Из приобретенных знаний многое скоро позабудется, некото­рые знания неизбежно устареют и потеряют свое значение. По­стоянную же ценность имеют те психические новообразования, которые сформировались в ходе усвоения этих знаний, даже поза­бытых или уже ненужных. Это и есть тот сдвиг в развитии, изме­нения в результате обучения, не совпадающие с содержанием обу-чения,ио котором писал Л. С. Выготский».

X. И. Лийметс считал, что уровни овладения учащимся содержа­нием образования можно последовательно характеризовать как:

первичную ориентировку в определенном учебном мате­риале, которая заключается в понимании объяснений учи­теля или учебного текста, в усвоении новых понятий и охва­те структуры сообщения;

понимание связей и системности знаний, которое заключа­ется в установлении ассоциативных связей различного уровня;

владение предметом, выражающееся в гибком применении усвоенный знаний при ориентировке в определенной облас­ти действительности, в быстром переносе усвоенных поня­тий и закономерностей для объяснения аналогичных явле­ний в других областях жизни.

Гибкое применение знаний и способность к переносу их из од­ной ситуации в другие предполагают не только четкое понимание и прочное усвоение знаний, но и наличие установки на то, что знания изменчивы; способность придавать этим знаниям практи­ческую ценность; творческое владение знаниями.

Очень важное значение в процессе обучения имеет осознание и овладение учащимися способами познания, умение проверять пути мышления, надежность его методов, умение отказываться ради истины от своих прежних недостаточных знаний, от пред­взятости.

Эффективное обучение предполагает: ясность и четкость поня­тий, которыми оперирует человек; определенность и конкрет­ность мышления; умение видеть неопределенность и находить ее причины; осознание связей между предметами и явлениями, а также действительных тенденций в развитии процессов; способ­ность предвидеть развитие событий на основе анализа наличных тенденций (Б. М. Бим-Бад).

Просвещение Человек познает окружающую действитель­ность не только через целенаправленное обу­чение, но и через просвещение, источниками которого выступают СМК, жизнедеятельность воспитательных организаций, а также


общение с окружающими людьми (как в неформальных, так и в формальных группах).

Последнее - очень эффективный способ познания. Обмен ин­формацией в общении характеризуется высоким уровнем пони­мания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени. Образно говоря, общение можно назвать портативным средством трансляции информации.

В процессе и в результате познания этими и другими путями у человека образуется как бы два слоя знания - наличное и так на­зываемая криптогноза (от греч. - тайное, скрытое знание). Крип-тогноза отличается от наличного знания тем, что ее накопление и использование происходят с помощью неосознаваемых и интуи­тивных процессов (В. Р. Ирина, А. А. Новиков).

Организация просвещения в процессе социального воспитания становится эффективной при соблюдении ряда условий.

Поскольку жизнь человека протекает в определенном социаль­ном контексте, постольку важно иметь в виду источники инфор­мации, не только их доступность для жителей конкретного региона, поселения, но и избирательность и интенсивность их использова­ния определенными половозрастными и социально-профессиональ­ными группами населения. Это позволяет в некоторой мере опи­раться на эти источники информации, использовать и интегриро­вать транслируемую ими информацию, организуя познание в той или иной общности людей.

Организация просвещения в жизнедеятельности общностей воспитуемых может быть успешной при учете уровня информиро­ванности субъектов познания в различных областях знания; их познавательных и иных интересов; наличия у них установки на познание и ее конкретной ориентации на те или иные отрасли знания; ожиданий, имеющихся у них относительно познания в той или иной воспитательной организации.

Представления обо всем вышеназванном позволяют отбирать информацию и дифференцировать ее дозы и способы подачи, стимулировать интерес к познанию с помощью сообщения сведе­ний экстраординарных для конкретных людей и групп, которые могут быть им необходимы или могут их заинтересовать в связи с их возрастом, интересами, конкретными обстоятельствами жизни. Чтобы быть эффективным, просвещение в воспитательной орга­низации должно быть проблемным. Это достигается постановкой перед воспитуемыми проблем, которые связаны с их возрастными задачами, актуальными или потенциальными ситуациями их жизни. Информационная насыщенность и проблемность познания создают возможность не только для удовлетворения имеющихся у воспитуемых интересов, но и для возникновения новых, а также


для переориентации интересов. Переориентация бывает необхо­димой не только в случае бедности интересов, но и когда они од-носторонни (хотя и достаточно глубоки).

Переориентация интересов становится возможной, когда перед человеком или группой ставится определенная актуальная альтер­натива, которая внешне соответствует имеющимся у них интересам, а фактически требует от них для своего разрешения приобретения знаний, проявления интересов, дотоле для них не значимых и не характерных. Это расхождение обнаруживается, когда участники уже увлеклись процессом поисков решения альтернативы.

Эффективность просвещения в воспитательных организациях в большой мере зависит от того, насколько широко и успешно в нем используются групповые формы организации процесса по­знания. Это связано с избирательностью восприятия и усвоения информации человеком. Избирательность определяется как лич­ностными свойствами человека, так и влиянием его ближайшего

круга общения.

Источником той или иной человеческой мысли могут быть жизнедеятельность, СМК, объективная действительность, субъек­тивные переживания*. Но развитие мысли, как правило, происходит в общении. В общении с другими людьми рождаются сомнения, потребность разделить мысль, обосновать правоту этой мысли. Как остроумно заметил крупнейший психолог XX в. Жан Пиаже, «сами себе мы охотно верим на слово, и только в процессе обще­ния возникает необходимость в проверке и подтверждении мыс­ли». Совместная интеллектуальная работа в группе предоставляет для этого возможности, а также развивает у человека умение пла­нировать ход решения проблем, умение высказывать и обосновы­вать свои мнения, продуктивно спорить.

Просвещение через группу необходимо для человека, ибо ис­тинной сферой жизни любой идеи является не изолированное ин­дивидуальное сознание, а диалог. Оставаясь в индивидуальном сознании, идея вырождается и умирает. Идея возникает, форми­руется, развивается и находит словесное выражение, т.е. живет «только вступая в существенные диалогические отношения с дру­гими чужими идеями. Человеческая мысль становится подлинною мыслью, воплощенной в чужом голосе, т. е. в чужом, выраженном в слове, сознании. В точке этого контакта голосов-сознаний и рож­дается и живет идея» (М. М. Бахтин).

Стимулирование В современном обществе самообразование самообразования все более и более становится °ДНИМ из важ" ных условии развития личности и ее жизнен­ного успеха. Оно же гарантирует от интеллектуального вырожде­ния. Как справедливо заметил еще в XIX в. американский литера-



тор К. Н. Боуви, «немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления».

Для того чтобы человек заинтересовался проблемой самообра­зования, чтобы у него появилось желание им заниматься, необхо­димо, чтобы в жизнедеятельности воспитательной организации бы­ли созданы такие условия, такие ситуации, в которых человек либо увидел и осознал несоответствие между своими знаниями и знания­ми партнеров, либо обнаружил невозможность или неэффектив­ность решения возрастных задач, либо столкнулся с несоответст­вием требований организации и своими знаниями. В результате у человека может появиться сначала интерес к самообразованию, а потом и более или менее стойкая установка на его реализацию.

Появление установки на самообразование зависит во многом от влияния окружающих людей: направленности семейного о"б-щения, ориентации коллектива и микрогрупп, целенаправленного влияния педагогов. В воспитательной организации установка на самообразование формируется с помощью соответствующей разъ­яснительной работы, когда ее членам раскрывают значение само­образования в их жизни сегодня и завтра, показывают возможно­сти для самообразования и его способы.

Формирование установки на самообразование в процессе жиз­недеятельности воспитательной организации может осуществ­ляться в том случае, если ее различные сферы, в первую очередь сфера познания, насыщены делами, требующими от воспитуемых различных знаний, стимулирующими возникновение интересов и самостоятельного поиска знаний для их удовлетворения. Полез­но, чтобы подобные дела были окрашены в тона соревнования: кто знает больше, кто знает лучше, кто узнает такое, что «все ах­нут» и т. п. Примером подобного дела в первичном коллективе подростков или старшеклассников может быть конкурс на лучшее знание научно-популярной или научно-фантастической литерату­ры. Увлечение такой литературой достаточно массово, поэтому многие охотно примут участие в конкурсе.

Установка на самообразование требует определения сферы или сфер и способов ее реализации. А для этого необходимо, чтобы воспитуемые получали представление о том, как можно организо­вать свою работу по самообразованию, как составить его про­грамму, где найти источники соответствующей информации, как пользоваться компьютерными сетями, каталогами и справочными изданиями и т. д.

«Человек вступает в общество как равноправный член с тем снаряжением, которое он частью пронес через пожар юности из детской страны, частью выковал перед тем, как стать взрослым» (В. Е. Смирнов). И сегодня более, чем вчера, а завтра более, чем


сегодня, важно, чтобы человек хотел и умел постоянно пополнять и совершенствовать свое интеллектуальное снаряжение.

Date: 2015-09-02; view: 330; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию