Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9. Правильно похвалить намного сложнее, чем обвинять





«Кто это сделал?»

 

Правильно похвалить намного сложнее, чем обвинять.

Томас Фуллер [5]

 

Родители – это собственники. А дети – арендаторы.

Представим, что мы хотим купить дом, который можно сдавать в аренду, но все нас отговаривают: «Да зачем вам это надо? Эти арендаторы никогда не заботятся об имуществе и только создают лишние проблемы!»

Дом мы не покупаем. Но, заводя семерых детей, разве мы прислушиваемся к чьим‑то советам?! Родители почти всегда больше беспокоятся о внешнем виде, чистоте и состоянии жилища, чем дети. Не в упрек последним, это действительно так. Во многих случаях дети просто не берут в голову таких мелочей. Феномен «собственники против арендаторов» заставляет родителей постоянно задавать неправильные вопросы:

 

Кто оставил грязную посуду в раковине?

Кто устроил беспорядок в гостиной?

Кто оставил мокрые полотенца на полу в ванной?

Кто разнес грязь по всему коридору?

 

Вам не кажется, что «собственники» слишком часто задают эти вопросы «арендаторам»? Мы тоже так поступаем. Но подобные вопросы представляют собой нечто большее, чем просто поиск виноватых. Они выводят нас на тропу порицания, поскольку все эти «Кто это сделал?» стремятся уличить преступника, а не решить проблему.

Естественно, родители, которые хотят воспитывать по методу QBQ, глядя на представленные выше вопросы, подумают: «А как еще я узнаю, кто это сделал?» Мы понимаем эту дилемму и принимаем тот факт, что вопросы «кто» придется задавать постоянно. Вопрос «Кто оставил носки на лестнице?» не несет в себе ничего плохого при условии, что тон и намерение выбраны правильно. Но если в вопросе звучит сарказм, гнев или угроза, это неправильный вопрос. Если вы желаете найти виновных с единственной целью – покарать, а не научить, тогда он определенно относится к категории НВ.

Если ребенок постоянно оставляет носки на лестнице, несмотря на просьбы этого не делать, вам поможет QBQ такого рода: «Как мне яснее выражать свои требования?» и «Каким образом точнее описать последствия непослушания?» Равно как и другие QBQ («Как мне поскорее успокоиться?» и «Как стать идеальным родителем?»), они позволят нам оставаться хорошими родителями даже тогда, когда мы расстроены из‑за каких‑то глупых носков, лежащих на лестнице!

Проще говоря, обвинения и поиск виноватых не имеют смысла. Постарайтесь избегать вопросов «Кто это сделал?». Давайте научимся задавать ответственные вопросы, начинающиеся со слов «что» и «как». Так будет лучше для всех – и обойдемся без запугивания.

 







Date: 2015-09-02; view: 347; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию