Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Динамика и этапы становления воспитательного коллектива
Подробную технологию поэтапного формирования коллектива содержит учение А. С. Макаренко. Ученый-педагог сформулировал законы жизни коллектива, определил принципы и стадии его развития. Согласно учению А. С. Макаренко группа, чтобы стать коллективом, должна пройти следующие стадии. Первая стадия – становление коллектива. На второй стадии усиливается влияние актива, который не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет эти же требования к членам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Основная цель педагога - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг другу к членам коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Это свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. На последующих стадиях каждый школьник сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания. На всех стадиях развития возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – это устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Большие традиции – это яркие массовые события. Малые, будничные традиции скромные по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживает установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Особенно важным считал А. С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективной. В практике воспитательной работы ученый различал три вида перспектив: близкую, далекую и среднюю. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной (совместная воскресная прогулка, посещение театра и т.д.). Средняя перспектива заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени (подготовка школьного праздника, поход и т.д.). Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался работоспособный актив. Далекая перспектива – это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. Система перспективных линий, должна пронизывать коллектив. Непрерывная система перспектив, постановка новых и все более трудных задач – обязательное условие перспективного движения коллектива. В теории формирования ученического коллектива, по мнению А. С. Макаренко, важное место занимает принцип параллельного действия. В его основе – требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредовано, через первичный коллектив. При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие на него коллектива усиливается. Date: 2015-09-02; view: 1372; Нарушение авторских прав |