Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В педагогической практике
В жизни каждого человека конфликты неизбежны, и их возникновение нельзя рассматривать однозначно негативно. Конфликты можно воспринимать как некую задачу, решение которой открывает новые возможности общения и саморазвития. Конфликт учит нас отстаивать свои интересы и считаться с интересами других, осознавать и контролировать свои чувства, находить альтернативные варианты выхода из напряженной ситуации. Любой конфликт имеет свою структуру, сферу и динамику. Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Внутренняя позиция участников — это цели, интересы и мотивы, то, что не проявляется открыто в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция выражается в речевом поведении конфликтующих, отражается в их мнениях, взглядах, желаниях. Дифференцировать внешнюю и внутреннюю позицию участников конфликта необходимо для понимания их внутренних мотивов поведения. Педагог и ребенок могут иметь разные объекты конфликтной ситуации. Рассмотрим такую ситуацию: на занятии дети коллективно сочиняют сказку, Илья нарушает дисциплину (кривляется, «воет», вскакивает с места) и отвлекает внимание детей и педагога на себя. Для педагога в данной ситуации объект конфликта — дисциплина, для Ильи — стремление привлечь к себе внимание. Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Если конфликт возник в деловой сфере, необходимо постараться удержать его в этих рамках. Здесь помогут вышеописанные приемы эффективной коммуникации, в частности, принятие и техника «Я-высказывания». Динамика конфликта состоит из трех этапов: 1.Нарастание. На этом этапе возможно блокировать развитие конфликтной ситуации. 2.Реализация. 3.Затухание. Конфликтная ситуация реализовалась, после «выброса» эмоций конфликтующие обессилены и испытывают определенные чувства уже по поводу случившегося (чувство вины, обиды, сожаления и др.). Именно на этой стадии воспитательное воздействие наиболее эффективно [37]. Умение педагога успешно разрешать конфликты является профессионально значимым качеством, поскольку от него напрямую зависит эмоциональное состояние педагога и. как следствие, эмоциональное состояние детей, взаимоотношения в коллективе и результаты сотрудничества с родителями воспитанников. Деятельность педагога отличает определенное психоэмоциональное напряжение, связанное с интенсивным общением, ответственностью и высокими квалификационными требованиями. Если к тому же учесть соотношение количества воспитанников на одного воспитателя, наиболее характерное для наших детских садов, станет очевидной сложность реализации индивидуального подхода, в том числе и в разрешении конфликтов. А мы ведь помним, что не только напрямую обучаем детей сотрудничать (значит, сами умеем), но и, прежде всего, своим примером демонстрируем им возможные варианты поведения. В любой конфликтной ситуации важно осознавать и контролировать происходящее и четко представлять желаемые результаты. Для этого можно воспользоваться следующей поэтапной схемой:
На первом этапе действует правило «стоп». Это время для оценки ситуации и осознания своих эмоций («Что я сейчас чувствую? Что я сейчас хочу сделать?»). Далее необходимо проанализировать причины поведения ребенка, понять его чувства, состояние: «Что с ним происходит? Каковы причины его поведения?» На следующем этапе определяются цели и средства педагогического воздействия: «Какой результат я хочу получить? Каким образом я могу его достигнуть?» Педагогическое воздействие не должно быть направлено против личности ребенка. Профессиональная гибкость педагога проявляется в умении предложить ребенку различные варианты на выбор, соотнести педагогические цели со средствами воздействия и интересами ребенка. Успех практического действия педагога будет зависеть от того, насколько точно он смог сформулировать педагогическую цель и выбрать оптимальные способы ее достижения. Проанализировать эффективность своей воспитательной стратегии в конфликтных ситуациях можно с помощью «дневника конфликтных ситуаций». Основная суть: в дневник (любую тетрадь) записываются все конфликтные ситуации за определенный промежуток времени. Например:
Такой дневник можно посоветовать вести и родителям, у которых возникают сложности во взаимодействии с ребенком. Полученные результаты анализируются самостоятельно или совместно с педагогом-психологом. Разрешить конфликт далеко не всегда означает пойти на уступки, иногда очень важно отстоять свою позицию, как для своего собственного блага, так и для пользы другого человека. Потакая всем желаниям и капризам ребенка, мы не приносим ему тем самым пользу, не учим его считаться с реальными возможностями и условиями жизни. Очень часто встречается ситуация, когда ребенок пытается добиться своего настойчивыми требованиями, докучливыми просьбами. И это вызывает раздражение и чувство беспомощности, как у родителей, так и у воспитателей, Конечно, и у такого способа поведения есть причины, однако — как реагировать на него адекватно в конкретной ситуации? Кроме техники «Я-высказывания» можно использовать технику «заезженной грампластинки», включающую принятие чувств (или комплимент) партнера(у) по общению, объяснение причин своего поведения (отказа). После фразы ставится «жирная» точка. Рассмотрим применение этой технике на примере. Ребенок требует у родителя: «Пожа-а-а-луйста, дай мне свой сотовый телефон в садик! Я буду тебе звонить!» Родитель: «Ты уже достаточно большой и многое умеешь, в том числе и обращаться с телефоном. Но телефон нужен мне для работы и я не могу отдать его тебе». В качестве аргумента можно приводить любые доводы, которые кажутся вам значимыми. Основная суть техники заключается в неоднократном повторении фразы. Не нужно оправдываться, словно вы виноваты, внутренняя уверенность в собственных словах, как правило, вызывает уважение у собеседника, и разногласия преодолеваются. У каждого человека есть свое личное пространство, посягательство на которое может приводить к конфликту. И наоборот, признание за человеком определенной свободы выбора и действия сглаживает возникающие противоречия. Ниже приводится упражнение, которым мы рекомендуем воспользоваться. Оно способствует саморефлексии педагогов, развитию навыков сотрудничества, учит, как отстаивать свои права и уважать права других людей.
Упражнение «Билль о правах человека»
Участники делятся на группы по трое. Каждый, по очереди, зачитывает положение билля, обращаясь к партнерам от своего имени. Затем все участники становятся в круг и зачитывают права поочередно еще раз. Важно, чтобы каждый участник перечислил все положения.
Билль о правах человека: 1. Я имею право на то, чтобы со мной обращались с уважением, как со способным и равным. 2. Я вправе иметь и выражать собственное мнение, не оправдываясь и не извиняясь. 3. Я имею право быть выслушанным и воспринятым всерьез. 4. Я имею право устанавливать свои приоритеты и заявлять о своих потребностях, быть самим собой, независимо от ожиданий других и того, каким хотят меня видеть. 5. Я имею право говорить «да» или «нет», внутренне не чувствуя себя виноватым или эгоистичным. 6. Я имею право делать ошибки и передумывать. 7. Я имею право спрашивать о чем угодно, в то же время понимая, что просьба не всегда означает получение. 8. Я имею право сказать о том, чего я не понимаю, и это нисколько не умаляет мои умственные способности. 9. Я имею право выбирать позицию неотстаивания своих прав, то есть не пользоваться вышеперечисленными правами. Все описанные приемы эффективной коммуникации одинаково хороши как для педагогов, так и для родителей.
Date: 2015-09-02; view: 542; Нарушение авторских прав |