Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В педагогической практике





В жизни каждого человека конфликты неизбежны, и их возникновение нельзя рассматривать однозначно не­гативно. Конфликты можно воспринимать как некую за­дачу, решение которой открывает новые возможности общения и саморазвития. Конфликт учит нас отстаивать свои интересы и считаться с интересами других, осознавать и контролировать свои чувства, находить альтернативные варианты выхода из напряженной ситуации.

Любой конфликт имеет свою структуру, сферу и динамику. Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимо­действий и объекта конфликта. Внутренняя позиция участников — это цели, интересы и мотивы, то, что не проявляется открыто в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция выражается в речевом поведении конфликтующих, отражается в их мнениях, взглядах, желаниях. Дифференцировать внешнюю и внутреннюю пози­цию участников конфликта необходимо для понимания их внутренних мотивов поведения.

Педагог и ребенок могут иметь разные объекты конфликтной ситуации. Рассмотрим такую ситуацию: на занятии дети коллективно сочиняют сказку, Илья нарушает дисциплину (кривляется, «воет», вскакивает с места) и отвлекает внимание детей и педагога на себя. Для педагога в данной ситуации объект конфликта — дисциплина, для Ильи — стремление привлечь к себе внимание.

Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Если конфликт возник в деловой сфере, необходимо постараться удержать его в этих рамках. Здесь помогут вышеописанные приемы эффективной коммуникации, в частности, принятие и техника «Я-высказывания».

Динамика конфликта состоит из трех этапов:

1.Нарастание. На этом этапе возможно блокировать развитие конфликтной ситуации.

2.Реализация.

3.Затухание. Конфликтная ситуация реализовалась, после «выброса» эмоций конфликтующие обессилены и испытывают определенные чувства уже по поводу случившегося (чувство вины, обиды, сожаления и др.). Именно на этой стадии воспитатель­ное воздействие наиболее эффективно [37].

Умение педагога успешно разрешать конфликты является профессионально значимым качеством, поскольку от него напрямую зависит эмоциональное состояние педагога и. как следствие, эмоциональное состояние детей, взаимоотношения в коллективе и результаты сотрудничества с родителями воспитанников. Деятельность педагога отличает определенное психоэмоциональное напряжение, связанное с интенсивным общением, ответственностью и высокими квалификационными требованиями. Если к тому же учесть соотношение количества воспитанников на одного воспитателя, наиболее характерное для наших детских садов, станет очевидной сложность реализации индивидуального подхода, в том числе и в разрешении конфликтов. А мы ведь помним, что не только напрямую обучаем детей сотрудничать (значит, сами умеем), но и, прежде всего, своим примером демонстрируем им возможные варианты поведения. В любой конфликтной ситуации важно осознавать и контролировать происходящее и четко представлять желаемые результаты. Для этого можно воспользоваться следующей поэтапной схемой:

 

 

На первом этапе действует правило «стоп». Это время для оценки ситуации и осознания своих эмоций («Что я сейчас чувствую? Что я сейчас хочу сделать?»). Далее необходимо проанализировать причины поведения ребенка, понять его чувства, состояние: «Что с ним происходит? Каковы причины его поведения?» На следующем этапе определяются цели и средства педагогического воздействия: «Какой результат я хочу получить? Каким образом я могу его достигнуть?» Педагогическое воздействие не должно быть направлено против личности ребенка. Профессиональная гибкость педагога проявляется в умении предложить ребенку различные варианты на выбор, соотнести педагогические цели со средствами воздействия и интересами ребенка. Успех практического действия педагога будет зависеть от того, насколько точно он смог сформулировать педагогическую цель и выбрать оптимальные способы ее достижения.

Проанализировать эффективность своей воспитательной стратегии в конфликтных ситуациях можно с помощью «дневника конфликтных ситуаций». Основная суть: в дневник (любую тетрадь) записываются все конфликтные ситуации за определенный промежуток времени. Например:

 

 

Такой дневник можно посоветовать вести и родителям, у которых возникают сложности во взаимодействии с ребенком. Полученные результаты анализируются самостоятельно или совместно с педагогом-психологом.

Разрешить конфликт далеко не всегда означает пойти на уступки, иногда очень важно отстоять свою позицию, как для своего собственного блага, так и для пользы другого человека. Потакая всем желаниям и капризам ребенка, мы не приносим ему тем самым пользу, не учим его считаться с реальными возможностями и условиями жизни. Очень часто встречается ситуация, когда ребенок пытается добиться своего настойчивыми требованиями, докучливыми просьбами. И это вызывает раздражение и чувство беспомощности, как у родителей, так и у воспитателей, Конечно, и у такого способа поведения есть причины, однако — как реагировать на него адекватно в конкретной ситуации? Кроме техники «Я-высказывания» можно использовать технику «заезженной грампластин­ки», включающую принятие чувств (или комплимент) партнера(у) по общению, объяснение причин своего поведения (отказа). После фразы ставится «жирная» точка. Рассмотрим применение этой технике на примере.


Ребенок требует у родителя: «Пожа-а-а-луйста, дай мне свой сотовый телефон в садик! Я буду тебе звонить!»

Родитель: «Ты уже достаточно большой и многое уме­ешь, в том числе и обращаться с телефоном. Но телефон нужен мне для работы и я не могу отдать его тебе».

В качестве аргумента можно приводить любые доводы, которые кажутся вам значимыми. Основная суть техники заключается в неоднократном повторении фразы. Не нужно оправдываться, словно вы виноваты, внутренняя уверенность в собственных словах, как правило, вызывает уважение у собеседника, и разногласия преодолеваются.

У каждого человека есть свое личное пространство, посягательство на которое может приводить к конфликту. И наоборот, признание за человеком определенной свободы выбора и действия сглаживает возникающие противоречия.

Ниже приводится упражнение, которым мы рекомендуем воспользоваться. Оно способствует саморефлексии педагогов, развитию навыков сотрудничества, учит, как отстаивать свои права и уважать права других людей.

 

Упражнение «Билль о правах человека»

 

Участники делятся на группы по трое. Каждый, по очереди, зачитывает положение билля, обращаясь к парт­нерам от своего имени. Затем все участники становятся в круг и зачитывают права поочередно еще раз. Важно, чтобы каждый участник перечислил все положения.

 

Билль о правах человека:

1. Я имею право на то, чтобы со мной обращались с уважени­ем, как со способным и равным.

2. Я вправе иметь и выражать собственное мнение, не оправ­дываясь и не извиняясь.

3. Я имею право быть выслушанным и воспринятым всерьез.

4. Я имею право устанавливать свои приоритеты и заявлять о своих потребностях, быть самим собой, независимо от ожи­даний других и того, каким хотят меня видеть.

5. Я имею право говорить «да» или «нет», внутренне не чув­ствуя себя виноватым или эгоистичным.

6. Я имею право делать ошибки и передумывать.

7. Я имею право спрашивать о чем угодно, в то же время по­нимая, что просьба не всегда означает получение.

8. Я имею право сказать о том, чего я не понимаю, и это нис­колько не умаляет мои умственные способности.

9. Я имею право выбирать позицию неотстаивания своих прав, то есть не пользоваться вышеперечисленными правами.

Все описанные приемы эффективной коммуникации одинаково хороши как для педагогов, так и для родителей.


 

 







Date: 2015-09-02; view: 542; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию