Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая безопасность и комфорт в свете проблем субъектной идентификации





Под влиянием жизненных событий, наполненных драматическими противоречиями, на фоне разрушения привычных устоев, обостряется проблема сохранения человеком психологической безопасности и комфорта. Немаловажная роль в достижении идеала субъективного благополучия принадлежит процессам идентификации, посредством которых индивид формирует свою картину мира и определяет в ней собственное место. Учитывая многозначность понятия, укажем, что под идентификацией далее нами будет пониматься процесс установления связи между субъектом и другим человеком (или группой), которая строится на сознательном или бессознательном когнитивном, ценностном и эмоциональном отождествлении с ним (с ними).

Установим взаимосвязь между идентификационными процессами и достижением субъектом психологической безопасности и комфорта. В литературе неоднократно отмечалось, что людям свойственно стремление сохранить или восстановить позитивную идентичность (расовую, этническую, поло-ролевую, профессиональную или иную), которая дает ощущение психологической безопасности и стабильности (например, Ю.П.Платонов, 2001). Еще З.Фрейд рассматривал достижение поло-ролевой идентичности как необходимое условие преодоления агрессивности и страха, разрушающего в детском возрасте ощущение безопасности и комфорта. Г.М.Андреева отмечает, что наличие позитивной идентичности способствует восприятию мира как более стабильного, надежного, справедливого (2000). Отметим, что на фоне множественности идентификаций, которым подвержен человек в разные периоды своей жизнедеятельности, наиболее значимые для него на данный момент идентификационные процессы задают вектор актуальной безопасности и комфортности.

В нашем представлении процессы идентификации выполняют несколько функций, каждая из которых и все в целом направлены на достижение субъектом психологической безопасности.

Так как процессы идентификации начинаются с изучения (осознанного, малоосознанного или бессознательного) и сопоставления своих качеств и качеств значимого другого - субъекта или обобщенного образа группы, которые перенимаются при положительной идентификации или отвергаются при отрицательной идентификации, идентификация способствует более глубокому самопостижению, самопознанию, на основе чего выстраивается Я-концепция. Наблюдая за актами поведения другого, возможно совершающихся в опасных для него ситуациях, который наделен теми же эмоциями, чувствами, стремлениями, целями, желаниями и т.д., субъект, по существу, наблюдает и рефлектирует самого себя, свое Эго, но уже в безопасных для себя условиях. Самоидентификация, таким образом, позволяет более уверенно конструировать стратегии безопасной и комфортной жизнедеятельности.

Отождествляя себя с другим (другими), субъект получает и усваивает образцы характерных для соответствующей страты поведенческих реакций, установок, парадигм, ценностей, стилей безопасного построения проживания определенной (профессиональной, поло-ролевой, этнической или др.) сферы жизни и преодоления кризисных для этого ракурса бытия ситуаций. Данные поведенческие образцы позволяют субъекту на более комфортном уровне выстраивать соответствующую сторону (поло-ролевую, профессиональную, расовую и т.д.) своей жизни, регулировать свои отношения с членами "своей" и "чужой" группы.

Отождествляя себя с другими, перенимая их поведенческие, мировоззренческие, языковые и другие стандарты, осознанно или неосознанно подражая им, делаясь схожим с ними, субъект получает признание, становится "своим" в этой группе. Свойство, принадлежность к "Мы" подразумевает для него более близкое, эмпатийное принятие членами группы и влечет более снисходительное, доброжелательное отношение с их стороны, чем к "чужаку". Представления о том, что "наши всегда лучше", отражающие суть феномена этноцентризма, рассматриваются в настоящее время как достаточно устойчивые элементы обыденного сознания, имеющие опору в глубинных, архаических пластах психики (Улыбина Е.В., 1998). Так при оценке профессиональных стереотипов В.Ф.Петренко отметил тенденцию "неприятия, или, говоря более мягко, чуть более негативного отношения к представителям смежных наук" (1997). Мы более расположены к тем, кто похож на нас, сходство способствует возникновению чувства приязни, которое, в свою очередь, ведет к возникновению желания оказать помощь (Майерс Д., 1998). Как известно, согласно своей природе, человеку легче простить "своего", чем "чужого". Крайним проявлением этой закономерности выступают рассматриваемые в социальной психологии феномены межгрупповой дискриминации. Особенно важна поддержка группы в обществах со строгой стратификацией, в которых "вне группы" у человека вообще мало шансов на успех (Андреева Г.М., 2000). Кроме того, согласно исследованиям В.С.Агеева этнических стереотипов, проведенных с помощью метода семантического дифференциала, среди 10 выделенных факторов наибольшую положительную корреляцию имеют факторы "Близость" и "Безопасность" (Агеев В.С., 1990), следовательно, далекие от нас, "чужие", воспринимаются на уровне обыденного сознания в качестве опасных и враждебных.

Субъекту выгоднее слиться, идентифицироваться с наиболее сильной, авторитетной для него в какой-то области группой. Это, в значительной степени связано с тем, что принадлежность к группе дает более высокую вероятность прямой или косвенной защиты против "чужаков", членов другой группы, в случае возникновения у субъекта с одним из них конфликта в какой-либо сфере.

Значимость обозначенных функций идентификации в плане обеспечения безопасности приводит к тому, что людям свойственно испытывать дискомфорт, когда они слишком выделяются на фоне себе подобных. Вместе с тем, крайние формы отождествления себя с другими могут негативно сказаться на личности. На примере западных культур установлено, что люди так же чувствуют себя несколько некомфортно, когда они выглядят так же, как все (Майерс Д., 2000). Важнейшим дополнением к идентификации В.С.Мухина называет обособление, предоставляющее возможность отделить себя от других, отстаивать свою природную и человеческую сущность, принимать или отвергать идентификации. Идентификация и обособление рассматриваются ею как два равноценно значимых и одновременно диалектически противоречивых элемента пары единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной (Мухина В.С., 1999). Присущее человеку стремление сохранить собственную неповторимость, наряду с потребностью в достижении личностной или групповой идентичности, обеспечивает его психологическую безопасность и ощущение душевного комфорта.

На основании проведенного нами обзора, можно утверждать, что процессы идентификации непосредственно направлены на достижение субъектом психологической безопасности, их характер и степень успешности определяют уровень и качественные параметры субъектной безопасности и комфорта. Однако можно обозначить и обратную связь: психологическая безопасность, а точнее, - представления личности о ней оказывают определенное влияние на специфику проявления субъектной идентификации. Действительно, в каждой конкретной ситуации мы осознанно или неосознанно предпочтем достижение той идентичности, которая обеспечит, по нашему мнению, наибольший уровень безопасности и комфорта, и отодвинем на второй план те ее виды, которые рассматриваются нами в этом плане как бесперспективные. Уровень угрозы нашему благополучию, возникающей в конкретный момент времени, определяет актуальность, степень целенаправленности, массированности, продолжительности и другие характеристики действий по достижению соответствующей идентичности. Причем речь идет не только о традиционных сферах приложения идентификационной проблематики - личностной и групповой, но и о более широких спектрах функционирования этого понятия, включая, в частности, сферу экономической, языковой, статусной, профессиональной безопасности личности.

Таким образом, феномены психологической безопасности и комфорта и процессы субъектной идентификации являются взаимообусловленными психическими явлениями.

 

Date: 2015-09-02; view: 688; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию