Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примеры асимметрии





Три плоскости, при помощи которых описывается тело человека :

Фронтальная: проходит через среднебоковую линию тела (вдоль плоскости лба) и делит его на переднюю и заднюю области. Горизонтальная: проходит на уровне пупка, вдоль земли и делит тело на верхнюю и нижнюю части. Сагиттальная: проходит через переднесрединную линию тела и делит его на правую и левую стороны.

.

 

Рис. 3 Три пространственные плоскости

 

Асимметрия тела в трех плоскостях: правая половина тела анатомически несоразмерна левой, верх (область выше пупка) по силе, подвижности и развитости не соотносится с низом (область ниже пупка), передняя поверхность не сбалансирована с задней. Асимметрия движений (на примере «правши»): правая половина тела более активна, чем левая; поворот головы и туловища, движения глаз,— чаще вправо; правая рука, правая нога — активнее и сильнее левой: различны: ширина шагов правой и левой ногой; повороты туловища и вращение на месте — совершаются преимущественно вправо. практически нет: шагов назад, влево, вращений и глубоких приседаний, наклонов вперед, наклонов в сторону. Асимметрия ощущений: правая сторона реагирует на воздействие быстрее сильнее и дольше чем левая; кисти лучше чувствуют тепло, чем спина. Асимметрия восприятия: лучше видит то, что находится справа; замечает то, что расположено наверху и не замечает того, что внизу; лучше воспринимает звуки и хуже запахи.

4.6. Динамика плоскостей симметрии.
Изменчивость ситуаций

 

Плоскости (нормы) постоянно изменяются, предъявляя новые требования. Чем грубее нарушения (сильнее отклонение от состояния нормы), тем больше «допуск» и ниже требования к балансу. Чем ближе к норме, тем заметнее любые искажения, жестче требования, и погрешность недопустима.

Например:

Отклонением от основных характеристик можно считать грубое нарушение слуха, зрения, чувствительности, способности двигаться, эмоциональный дискомфорт и тому подобное. То есть возникает явное несоответствие между поступающей информацией и способностью человека обрабатывать ее, причем движение и эмоции также можно понимать как своего рода общение с миром и работу с информацией.

Под отклонением оттенков свойств можно понимать невозможность совершения какого-то действия, при сохранении способности видеть на свету неспособность различать те или иные оттенки цвета, звуков, вкусов или запахов при сохранении общей способности восприятия звука, цвета, запаха и вкуса.

 

Раздел 5


«КУБЫ ВОСПРИЯТИЯ»

5.1. Понятие «Кубов восприятия»

 

Первые исследователи признавали тот факт, что восприятие определяется как свойствами объекта изучения, так и возможностями воспринимающего (наблюдателя). Как восприятие, так и способность описать воспринимаемое должны вписываться в систему и «рассчитаны» на четкие пределы, которые позволяют оперировать заданными прежде характеристиками объекта (размером, массой, интенсивностью, скоростью и прочими). Можно говорить, что: для каждого человека существует, своего рода, индивидуальный «куб восприятия», в пределах которого его аппарат восприятия способен функционировать. Восприятие человека возможно только в пределах этого «куба», «внешние границы» которого — индивидуальны. За «пределами» «куба» способность получать и обрабатывать информацию исчезает.

Примечание

«Куб восприятия» — это не пространственное образование, которое имеет значение только «объема», а символ,демонстрирующий ограниченность любого восприятия:

«куб зрения» — ограниченность (пределы) зрения. «куб слуха» — ограниченность (пределы) слуха. «куб тактильных ощущений» — ограниченность (пределы) ощущений. «куб обоняния» — ограниченность (пределы) обоняния. «куб движений» — ограниченность (пределы) движений. «куб памяти» — ограниченность (пределы) памяти. «куб желаний» — пределы фантазий. «куб знаний» — пределы информации. «куб реакций» — пороговые значения восприятия. «куб внимания» — ограниченность (пределы) внимания. «куб речи» — определенный набор слов, выбор тем, и так далее.

«Куб» взят в качестве примера, как самая наглядная пространственная фигура. В действительности восприятие может быть описано любой пространственной фигурой, с любым количеством «граней» (представляется как кристалл, с множеством граней, расположенных во всех плоскостях, которые имеют самые различные размеры, формы).

 

Можно предельно точно определить те ограничения, которые возникают в каждом из представленных способов восприятия: все, что связано с восприятием, — ограничено активностью органов чувств, все, что связано с памятью, — ограничено восприятием, все, что связано с действиями, — ограничено индивидуальными особенностями анатомии, физиологии восприятия и памяти.

 

 

5.2. Два типа «кубов»

 

Можно рассмотреть два типа кубов восприятия: «куб первого типа» который описывает ограниченность совокупности различных способов восприятия и «куб второго типа» который описывает ограниченность одного типа восприятия. На описании типов кубов следует остановиться подробнее.

«Куб» первого типа: описывает ограниченность совокупности различных способов восприятия.Каждая «грань» куба — это один из способов восприятия:

первая — слух; вторая — зрение; третья — обоняние; четвертая — вкусовое восприятие; пятая — тактильные ощущения шестая — оттенки касаний; седьмая— оттенки цвета; восьмая— восприятие движений; девятая—восприятие размеров;  

 

 

Рис 4 Куб, отражающий совокупность разных способов восприятия

 

Соответственно и количество задействованных «граней», для конкретного может меняться от 1–2 (например: «слух-запах», «зрение-тактильное восприятие»), до нескольких десятков, при способности различать оттенки цветов, запахов, звуков, касаний. В качестве наглядного примера можно рассмотреть описание при помощи куба состояние снижения остроты зрения. Та «грань», что описывает способность видеть вдалеке, будет «меньше» тех, что описывают возможности слуха, обоняния, осязания и восприятия вкусов. За счет того, что «грань» визуального восприятия мала – размер других будет субъективно увеличиваться. Таким образом «исходный куб» начинает менять форму обращаясь, например в пирамиду. И наоборот: развивая восприятие оттенков звуков, цветов, форм, запахов, вкусов – можно бесконечно наращивать «размер» и количество исходных граней, тем самым, обращая куб в шар.

«Куб» второго типа: описывает ограниченность одного типа восприятия.В качестве примера можно рассмотреть«куб визуального восприятия»

Рис.5 «Куб» отражающий оттенки визуального восприятия

 

Каждая грань куба описывает развитость одного из оттенков визуального восприятия: цвет воспринимается лучше, чем черно-белое; плоское – лучше, чем объемное; большое – лучше, чем малое; то, что находится справа, воспринимается лучше, чем то, что находится слева; предметы на свету воспринимаются лучше, чем те, что находятся в полутьме; то, что находится на уровне глаз, воспринимается лучше чем то, что находится выше или ниже; то, что движется медленно, воспринимается лучше, чем то, что движется быстро;то, что движется справа-налево, сверху-вниз, к себе и по диагоналям воспринимаются лучше, чем обратные (слева-направо, от себя и снизу-вверх), соответственно и реакция на первые будет намного быстрее и так далее. Также «размер граней куба» восприятия, отражает: врожденную активность одного или нескольких типов восприятия; полноту «использования» врожденных способностей в течение жизни.

Например:

Человеку, с рождения, может быть дан музыкальный слух, но по какой-то причине он не развивает эту способность. Потенциально «большая грань» — так и не будет реализована полностью. И наоборот: недостаточность одной из возможностей моет быть развита до своего предела постоянной стимуляцией именного этого рода чувствительности. Так, если при врожденном или приобретенном снижении слуха, постоянно делать акцент именно на различение звуков (разной высоты и силы), то слух постепенно улучшится.

Любое восприятие — неравномерно. Как первый, так и второй «тип» «кубов восприятия» имеет «неравномерные» грани: активность одного органа чувств поглощает востребованность других, постепенно приводя к их деградации. Намеренно развивая ту чувствительность, что годами не находила применения, можно: снять нагрузку с привычно активных областей, не допустить полного угасания функций областей незадействованных.

 

5.2.1. Практика развития возможностей

 

Практика развития возможностей основана на двух моментах:первый: присущий организму, закон выживания по пути наименьшего сопротивления – путь приспособления и болезни; второй: способность человека намеренно выбирать как действие, так и объект внимания – путь преодоления и развития. На этих двух моментах необходимо остановиться подробнее.

Первый: организм выживает по пути наименьшего сопротивления (особенность физиологии и анатомии). Как целостной системе, «ему намного «выгоднее» исключить недоразвитое из системы, чем пытаться стимулировать его. Функции недостаточных органов, косвенно, передаются более активным. Так, при снижении зрения — обостряется другой вид чувствительности. Но организм не пытается восстановить зрение. Длительная боль в пояснице — постепенно деформирует все тело: организму, как целостному образованию, слишком энергоемко убирать причину боли. Для «него» намного экономичнее, перестроить все тело, ради компенсации местной боли: меняется походка, осанка, движения и положение рук возникают изменения в грудном и шейном отделе, меняется угол наклона и поворота головы, эмоциональное состояние, реакции, ритм жизни, способность воспринимать и анализировать возникающие ситуации.

Второй: намеренное переключение внимания на непривычные аспекты мира, позволяет расширить поле восприятия. Совершая непривычные движения, обращая внимание на непривычные аспекты – человек может, как развить свои слабые стороны, не допустив тем самым их полной деградации, так и освободить от привычной перегрузки области напряженные предотвратив их неизбежное истощение. Следующий раздел посвящен подробному рассмотрению ограничений, возникающих в каждом из типов восприятия и способам их возможного преодоления.

 

5.3. Кубы восприятия.
Пределы восприятия. Преодоление ограничений

 

 

«Куб зрения»

Куб зрения описывает пределы визуального восприятия: человек видит только то, что расположено «ни выше, ни ниже»; «ни дальше, ни ближе»; «ни правее, ни левее»; «только перед собой» (по сектору примерно в 100–150 градусов). Так же существует реальная зависимость от направления движения: специфика восприятия каждого человека зачастую определяет его способность замечать движущиеся объекты. Например, человек, в силу каких-то причин, может лучше реагировать на то, что движется «к нему» и не обращать внимания на то, что движется «от него»; реагировать на то, что движется «вправо» и не замечать того, что движется «влево»; видеть то, что движется «по кругу» и не видеть прямолинейного движения; замечать движение «сверху-вниз» и не замечать движения «снизу-вверх» и так далее. Получается, что: все то, что «не так» движется, «не так» расположено, миниатюрно или же наоборот «слишком велико» — просто исчезнет для него.

Тот анатомический факт, что глаза расположены «в голове» и «спереди» — уже является сильнейшим ограничением в восприятии мира через них: мы смотрим только вперед (то, что расположено сзади или по бокам — не существует для нас, как зрительный образ), начинаем замечать расположенное наверху или внизу, «далеко справа» или «далеко слева», лишь по мере их удаления от себя. Чем ближе объект к нам, тем однозначнее выбор области концентрации: мы не видим всего объекта в целом, только его фронтальную поверхность. На этой поверхности мы всегда выбираем одну область и сосредотачиваемся на ней. Если объект далёк и обширен (например: море, лес, горы) мы видим их «в общем», не имея ни малейшей возможности как-либо идентифицировать «части».

Примечание

Наше восприятие — всегда точечное, а не плоскостное и тем более не объемное. Даже длительно рассматривая предмет, мы в действительности, просто меняем области своего внимания. Поверхность воспринимается не в целом, а как совокупность областей и уже потом мы достраиваем образ, до целого смешивая их в единую картину.

 

Рис 6 Куб ограниченности визуального восприятия

 

Ситуация парадоксальная: близкое мы видим «по частям» и не можем увидеть его в «целом»; далекое мы видим как «целое», но все равно оно недоступно; если видим целое — ускользают части; если видим части — недоступно целое. Ни в том, ни в другом случае восприятие не является полноценным. Анатомически определено «слепое пятно» нашего зрения и оно достаточно обширно. Мы скорее не видим ничего, чем видим «что-нибудь». Восприятие «начинается» и «заканчивается» на вполне определенном расстоянии. Привычный сектор «восприятия через глаза» вырабатывается повседневной концентрацией. Преодоление привычной фиксации положения глаз (а, значит, и внимания) достигается выполнением непривычных движений глазами.

Например:

Смотреть глубоко вправо и влево; вверх и вниз; по диагонали; скашивать глаза внутрь и разводить в стороны; вращать глазами во всех трех плоскостях; вращать один глаз во всех плоскостях; во время чтения держать книгу высоко и далеко (при миопии); ходить с закрытыми глазами по квартире. Цель упражнений: сбить привычную фиксацию направления взгляда (и соответственно — внимания), получив большую свободу восприятия.

 

«Куб слуха»

Мы слышим только то, что не превосходит верхние и нижние пределы нашего восприятия. Воспринимаемое на слух должно быть: не слишком тихим; не слишком громким; не слишком быстрым; не слишком медленным (речь, музыкальный ритм); не слишком сложным; не слишком простым (звук, «на одной ноте», постепенно перестает различаться и воспринимается как фон). На восприятие звуков оказывают влияние самые разные факторы: индивидуальные особенности слуха (глухота, снижение остроты слуха, звон в ушах и так далее); обстановка (стрессовая ситуация часто обостряет слух, что полностью меняет восприятие звуков). И наоборот: полное спокойствие — притупляет восприятие мира «на слух». Общее недомогание, слабость, жар — меняют восприятие звуков: они могут казаться оглушающими, нечеткими и ложными (например, когда каждый звук дает продолжение, как эхо). Одностороннее нарушение слуха приводит к тому, что человек может, например, воспринимать звуки слева и не воспринимать справа. Преодоление: слушать и извлекать звуки из всех тех предметов, что прежде считались «не-звучащими»: пища, мебель, земля, одежда. На 1–2 часа в день полностью лишать себя звуковой информации (беруши). Ходить с завязанными глазами, пытаясь ориентироваться на слух. Слушать разную по стилям музыку и всевозможные звуки. Цель: развить слух, сбить привычную фиксацию восприятия мира объектов.

 

«Куб обоняния»

Воспринимаемый запах должен быть: не слишком сильным, не слишком слабым; не слишком долгим, не слишком коротким; к тому же необходимо четкое соответствие запаха и объекта: запах овощей, мебели, одежды. При несоответствии внешнего вида и запаха — не восприятие.

«Куб движений»

У каждого человека, в любом возрасте, есть свой неповторимый стиль движений. Он может меняться в зависимости от возникающей ситуации, эмоционального и физического состояния, но какие-то моменты сохраняются в первоначальном виде на всю жизнь. «Куб движений»— это отражение естественной ограниченности движений по разнообразию, скорости, координации, резкости, равновесию и так далее. Обычно человек владеет двумя-тремя характеристиками движений, практически используя всю жизнь только их. Например, для движений конкретного человека характерны: медлительность, вялость и слабость; активность правой стороны тела и недоразвитость левой; активность движений рук и недостаточность движений ног; акцент на сгибании рук и ног при недостатке разгибания, скручивания и вращения; обилие движений руками перед собой и недостаток движений рук за спиной, на уровне коленей, над головой и так далее. Все эти характеристики будут практически неизменны в течение всей жизни. Совершаемые человеком движения формируют своего рода «куб движений» («пространство движений»).

 

 

Рис 7 Куб индивидуальных движений

 

Человек всегда движется не на пределе своих возможностей, а скорее в пределах собственной ограниченности: ни быстрее, ни медленнее; ни напряженней, ни расслабленней; ни резче, ни мягче, чем привык. Существует реальное разделение тела на активные и пассивные области. Например: активен «верх» — пассивен «низ»; активна правая половина — пассивна левая; активны движения во фронтальной плоскости — пассивны в горизонтальной и сагиттальной. Формируя пространство движений, человек также формирует и пространство восприятия движений вокруг себя. Все, что движется быстрее или медленнее, расположено выше или ниже, правее или левее; дальше или ближе, не совпадает с личным ритмом движений, — не будет восприниматься вообще. Также к понятию «куба движений» можно отнести способность включаться в действие и выдерживать длительную нагрузку.

Здесь возможны следующие варианты: легко переходит из состояния покоя в движение и долго сохраняет активность, легко переходит в состояния покоя в движение, но сразу устает и останавливается, медленно и неохотно начинает, и не способен двигаться активно и легко (стойкое отрицание нагрузки в любом виде, при любой возможности старается исключить движения из своей жизни: любит сидеть, лежать, предпочитает все делать «не сходя с места»), медленно и неохотно начинает, но постепенно втягивается, получая удовольствие от нагрузки и мышечной усталости.

Рис 8 Куб оттенков движений

«Куб памяти»

У каждого человека существует индивидуальная особенность лучше воспринимать и запоминать тот или иной тип информации. Как на восприятие, так и на запоминание оказывают влияние самые различные факторы. Внешние силы могут как стимулировать, так и тормозить процесс запоминания. Зная особенности собственного восприятия и памяти, можно усилить естественные способности и развить недостающие структуры:

 

«Куб внимания»

Внимание человека — индивидуально и зависит как от эмоционального, так и физического состояния. Нарушение функции органов восприятия приводит к тому, что внимание «распределяется» неравномерно.

Например:

Человек со сниженным слухом будет исключатьиз зоны внимания все «звучащие» предметы, оставляя только те, что несут зрительную, тактильную, вкусовую и обонятельную информацию. Для лишенного обоняния — ни один из объектов, обладающих запахом, не будет существовать. При снижении способности видеть вдаль — все далекое исчезает. При избирательном снижении чувствительности в теле — некоторые области исчезают как носители тактильной информации (в области не воспринимается жар, холод, касание или боль, нет ощущений — и человек не чувствует свое тело, буквально «не чувствует себя»). Так постепенно формируется «куб внимания», функцией которого является: а) выделение и усиление доступной информации; б) изоляция «выделенной» от «недоступной». Собственно, в этом заключается еще один смысл «куба»: выбор исключает возможность восприятия информации другого типа. Каким бы «большим» ни был куб — он все равно ограничивает. Развивая способность не отказываться ни от одного из типов информации, человек вообще не создает «куб». Равномерное и постепенное развитие всех возможностей избавляет от самой идеи ограниченности.

«Куб тактильных ощущений тела»

К понятию чувствительности можно отнести: собственные ощущения в той или иной области (напряжения, слабость, чувство жара или холода), реакцию на воздействие (чувствительность к внешнему раздражителю). В этом случае различают: температурную чувствительность: реакция на жар-холод; болевую: реакция на касание, нажатие, хлопок или укол. Например, один — может быстро и сильно реагировать на слабое воздействие, другой — не чувствовать теплового воздействия в одной из областей, третий — заявляет о том, что «он активен», и в то же время с трудом встает и садится, задыхается, опирается руками на колени при наклоне, четвертый — сообщает о том, «что он расслаблен», и в то же время у него есть области, которые остаются напряженными в течение многих лет. Тактильное восприятие, как и любое другое ограничено пороговыми значениями. Если характеристики воздействия превосходят пороговые или наоборот – не достигают их, то не будет и реакции на данный тип воздействия. Пороговые значения – индивидуальны для каждого человека. С одной стороны: внимание привлекается тем, что полностью соответствует индивидуальной системе восприятия, с другой – внимание привлекается тем, что коренным образом отличается от нее.

Date: 2015-09-02; view: 2170; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию