Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические типы воспитания





Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Гаубец Максим Юрьевич

ПЕДАГОГИКА

ТЕТРАДЬ-КОНСПЕКТ № 1

Студент:

_________________

_________________

Группа:

Челябинск, 2014-2015 учебный год

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ КАК ОСОБОГО ВИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ

 

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта.

В истории развития воспитательной практики выделяют два главных типа воспитания: первобытного и социально ориентированного человека.

Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному человеку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффективность, тотальность, значительное соответствие целей, средств и результатов воспитания.

Исторические типы воспитания

       
 
   
 


 

Зарождение зачатков воспитания в племенах гоминид хабилисов (Человек умеющий) некоторые ученые (Г.Б. Корнетов, А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко) относят к периоду 2,5–1,5 млн лет назад. Развитие охоты приводило к тому, что хабилисы накапливали и передавали следующим поколениям информацию о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них, о внутригрупповом взаимодействии, создании и использовании орудий охоты. Подобная деятельность в некоторых чертах схожа с воспитанием. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время появления собственно воспитания как специальной социальной функции, однако с известной долей вероятности можно предположить, что этот процесс проходил в три этапа.

На первом этапе (от 1,5 млн до 45 тыс. лет назад) появляется новая ветвь в эволюции человека – архантропы, которые обладали зачатками речи, мышления, жили в коллективных сообществах, их мозг по размеру и структуре был близок к человеческому. В общинах архантропов использовались более сложные по технике обработки и назначению орудия труда, производство которых требовало специальных путей передачи опыта, отличающихся от инстинктивного подражания взрослым. Наряду с этим развивалась охота на крупных животных, что обусловило необходимость специального обучения молодых юношей охотничьим умениям. Становлению воспитания как социальной функции способствовали овладение огнем, появление зачатков речи и связанное с этим развитие определенных участков мозга.

К этому же периоду относится появление палеоантропов – самых близких известных предков Человека разумного. Около 250 тыс. лет назад в сообществах палеоантропов дифференцируется и усложняется процесс охоты: племя начинает охотиться на определенный вид животных. Предок человека переходит к подлинному труду и его разделению по половому признаку, вследствие чего появляется дифференциация в содержании подготовки мальчиков и девочек. Археологические данные убедительно свидетельствуют о том, что воспитание у палеоантропов осуществлялось в процессе бытового общения, трудовой и охотничьей деятельности, религиозно окрашенных ритуалов. При этом ритуалы выступают в качестве образцов поведения и способов действия в ситуациях, связанных с охотой, и несут ярко выраженную эмоциональную окраску.

В период приблизительно 100 тыс. лет назад в Евразии начался процесс оледенения, что значительно ускорило эволюцию социальных отношений и хозяйственной деятельности. В результате появляется новая ступень в развитии человечества – Человек разумный. Таким образом, к периоду 45–40 тыс. лет назад воспитание окончательно выделяется как специализированная социальная функция, чему способствует постоянное усложнение и накопление социального опыта, требующего специальных форм и методов его передачи.

 

Заполните пустые графы таблицы

Для этого Вы можете использовать материалы лекции

Ветвь эволюции человека Период Особенности воспитания
    Накопление и передача следующим поколениям информации о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них, о внутригрупповом взаимодействии, создании и использовании орудий охоты
Архантроп    
    Переход к подлинному труду и его разделению по половому признаку, вследствие чего появляется дифференциация в содержании подготовки мальчиков и девочек
  45–40 тысяч лет назад  

 


На втором этапе (40–10 тыс. лет назад) в ранних, а затем в поздних первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах. Образ жизни человеческой общины в этот период характеризуется переходом от присваивающих форм хозяйства к производящему труду, формируется родовая община с социальным равенством всех ее членов. В ранней родовой общине, жившей по преимуществу охотой и рыбной ловлей, воспитанием занимается практически все взрослое поколение. Молодежь органично вливается в процесс жизнедеятельности общины, в ходе которого и осваиваются необходимые знания и умения.

Магические ритуалы, в которые включались подростки 10–13 лет, стали одной из первых организованных форм воспитания, поскольку они способствовали физическому развитию подрастающего поколения и обучению его элементарным навыкам (подражание повадкам животного, имитация последовательности движений охотника или рыболова и т. п.). Среди первых средств воспитания можно назвать игрушки-тотемы, орудия труда и охоты, изготовленные специально для детей. Опыт трудового и социального поведения подростки получали в играх, ритуальных танцах, в качестве мощного регулятора поведения использовались запреты – табу и словесные приемы – одобрение или неодобрение.

Можно сказать, что воспитывала сама жизнь: природная среда требовала от человека только такого поведения и действия, которые позволили бы ему выжить. В данный период проявлялся традиционный характер ориентации детей на восприятие деятельности взрослых, опыт которых был сравнительно невелик. Воспитание в первобытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов. Любые виды ограничений, с которыми сталкивался ребенок, были коллективным и носили обязательный характер. В данном опыте воспитания мы встречаемся с уникальным опытом стремления человека от неумения к умению, от незнания к знанию, а также к возникновению потребностей познания окружающего мира.

Выработка у подрастающего поколения необходимых для того времени норм поведения являлась предметом заботы всего сообщества. Этому способствовали различные средства, такие как участие в ритуальных церемониях и праздниках, включавших детей в эмоциональную атмосферу родовых обычаев и образа жизни, вырабатывающих у них соответствующие идеалы и ценностные ориентации. Применялись ритуальные запреты – всякого рода табу, устрашения и одобрения. Сказания и легенды создавали образ идеального героя – модель человека, которому надо подражать. В них содержались также религиозно-мифические представления о происхождении мира и среде обитания.

В совместной деятельности со взрослыми дети и подростки наблюдали за поведением старших и, постоянно подражая им, приобретали соответствующие умения и навыки. Об этом говорят сохранившиеся изготовленные специально для детей орудия труда и предметы обихода (маленькие корзинки, детский лук и стрелы, мелкие рыболовные снасти и т.д.).

Таким образом, в раннепервобытной общине (30 000 лет до н.э.) воспитание еще не выделилось из производственных и бытовых отношений, естественного ритма жизни родового коллектива. Этнографы и антропологи единодушно отмечают отсутствие у первобытных охотников и собирателей физических наказаний детей. Целостный характер повседневной деятельности требовал и целостного человека, подготовленного ко всем видам деятельности. Накопленный сообществом опыт и знания были столь ограничены, что каждый не только мог, но и должен был овладеть ими. Воспитание, не выделенное в отдельный процесс, имело целью подготовку всех без исключения детей и подростков к основным способам добывания средств к существованию.


 

Соедините линиями к центру особенности, присущие раннепервобытной общине

 

Ø ритуалы и обряды Ø папирусные учебники Ø переход от присваивающих форм хозяйства к производящему труду Ø родовая община Ø семья Ø социальное равенство всех членов общины Ø разделение труда Ø воспитанием занимается все взрослое поколение Ø молодежь органично включена в жизнь общины Ø учебный план Ø магические ритуалы Р А Н Н Е П Е Р В О Б Ы Т Н А Я ОБЩИНА Ø подражание повадкам животного Ø письмо иероглифами Ø имитация последовательности движений охотника или рыболова Ø игрушки-тотемы Ø табу Ø механические орудия производства Ø ограничения были коллективным и носили обязательный характер Ø воспитание не выделилось из производственных и бытовых отношений Ø детский сад Ø отсутствие физических наказаний детей

В формирующейся позднепервобытной общине (8-5 тысяч лет до н.э.) зарождается семья как форма организации жизнедеятельности. Групповая форма брака сменяется парным браком, который изменил всю организацию родового общества, став основой для дальнейшего становления домашне-семейной формы воспитания. С этого времени в семье стали складываться основы для физического и духовного развития детей. Родовая община стала постепенно делиться на семейные ячейки, утрачивать коллективный контроль за воспитанием. В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины. Важным этапом в развитии воспитания как особого вида социальной деятельности стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых полноправных членов общины.

Инициация предполагала целый комплекс испытаний, их успешное прохождение было жизненно важным условием дальнейшего существования молодого человека, поэтому подготовка к своеобразному экзамену на зрелость была тщательной и довольно продолжительной (заканчивалась в 15–20 лет). При всем разнообразии обрядов, входивших в инициацию, в их содержание обычно включались испытания на знания и умения ведения хозяйственной деятельности, мужество и физическую подготовленность – у юношей, навыки ведения домашнего хозяйства – у девушек. Для успешного прохождения инициации требовалась длительная подготовка, включающая изучение мифов, песен, легенд, навыков охоты и рыбалки, умений трудовой деятельности, выработку смелости, ловкости, воли и т. д. В специальных местах юноши упражнялись в этих видах деятельности под руководством наиболее опытных и уважаемых членов общины, что привело к выделению группы лиц, которые стали, помимо прочего, выполнять и задачи воспитания подрастающего поколения.


Таким образом, к IV–V тысячелетиям до н. э. возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения. Появление школы как социального института относится к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока. Отделение умственного труда от физического приводит к появлению новой профессии – наставник, учитель.

 

Найдите в словаре и запишите следующие определения:

v Инициация – это ____________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

v Табу – это ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

v Миф – это __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________







Date: 2015-09-02; view: 3923; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию