Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Волго-Балтийский водный путь





 

Волго-Балтийский канал

 

Строительство нового Волго-Балтийского водного пути было начато в 1940 году, но в 1941 году из-за начала Великой Отечественной войны стройку пришлось законсервировать. Возобновлена она была после завершения ударной послевоенной гидростройки – Волго-Дона. После ВДСК большое количество строительной техники было переброшено на Волго-Балт, был создан трест Волгобалтстрой, но в 1953 году после смерти И. В. Сталина строительство было законсервировано, хотя к этому времени уже были выкопаны котлованы и даже началась укладка бетона в конструкции шлюзов № 1 и № 2.

 

В 1955 году Правительство СССР вновь решило продолжить стройку, но заказчиком уже стало не МВД, а Министерство речного флота, причем было выдвинуто условие о сокращении сметы строительства. Проектировщик – Ленгидропроект, с 1956 года главный инженер проекта Г. А. Крылов. Начальником Волгобалтстроя был Хмельницкий А. М., а главным инженером – Батунер П. Д.

 

Проект был пересмотрен – было сокращено количество шлюзов (вместо 9 шлюзов стало 7), изменена схема возведения водораздельного канала – канал был принят без крепления берегов, т. н. «самотрансформирущегося» профиля, широко внедрена гидромеханизация и т. д.

 

С 1959 года Волго-Балтийский водный путь был объявлен первоочередной стройкой семилетки. В последнее пятилетие строительства по-новому были решены некоторые гидротехнические проблемы.

 

По первоначальному проекту предполагалось создать на Волго-Балтийском водоразделе мощный гидроузел с насосной станцией для подачи воды на нужды шлюзования. Ленинградские инженеры предложили вместо этого понизить уровень канала на водораздельном участке и создать единый водораздельный бьеф протяженностью 270 км с включением в него Белого озера. Оно превращалось, таким образом, в резервуар, питающий весь этот участок самотечной водой. Правда, объем земляных работ при этом увеличивался, зато исключалось сооружение двух шлюзов и двух плотин, а сокращение числа шлюзов не только удешевляло стоимость строительства, но и увеличивало пропускную способность водного пути. Сводилась к минимуму необходимость в затоплении территории со всеми сопутствующими трудностями: переселением жителей, переводом промышленных объектов на новые места, потерей лесных массивов и земельных угодий. Благодаря такому решению во всей зоне Волго-Балта протяженностью в 360 км потребовалось перевести на новые места всего лишь 218 населенных пунктов и вырубить леса на площади 9 тысяч га. Удавалось избегнуть и вредного для природных условий Северо-Запада повышения влажности атмосферы от испарения дополнительной водной поверхности.

 

На строительстве Волго-Балта поставлен своеобразный рекорд по применению гидромеханизации, самого дешевого способа ведения земляных работ. Все это, вместе взятое, – рациональный проект и экономичная технология – позволило значительно сократить стоимость строительства.

 

Еще одна важная особенность Волго-Балта состоит в том, что здесь все шлюзы Балтийского склона (за исключением Пахомовского) имеют одинаковую высоту – 13,5 м и полностью стандартизированы по конструкции, что позволило при их сооружении широко пользоваться выгодами применения стандартизированных деталей.

 

В июне 1964 года Волго-Балтийский водный путь был сдан в эксплуатацию. Первым из пассажирских судов по Волго-Балту прошел теплоход «Красногвардеец». 27 октября того же года правительственная комиссия приняла водный путь в постоянную эксплуатацию. Несколько позже ему было присвоено имя В.И. Ленина. На канале было построено 7 шлюзов, 3 ГЭС, 5 водосбросов, 25 земляных плотин и дамб, 74 км искусственных каналов, 35 км асфальтированных дорог, 384 км ЛЭП и 10 подстанций и др.

 

Со строительством Волго-Балтийского канала замкнулся Волго-Балтийский водный путь. Этот путь – звено единой глубоководной транспортной системы Европейской части России, обеспечившее соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.

 

Общая протяжённость пути между Онежским озером и городом Череповцом– 368 км. Путь проходит местами по трассе прежней Мариинской системы, местами же несколько отклоняясь от неё. На Волго-Балтийском водном пути 5 мощных гидроузлов с 7 однокамерными однониточными шлюзами. На северном склоне 4 гидроузла – Вытегорский, Белоусовский, Новинковский и Пахомовский – расположены на подъёме от Онежского озера до водораздела (80 м). Пятый гидроузел (Череповецкий) – на южном склоне на Шексне, в 50 км выше Череповца. На северном склоне трасса пути совпадает с руслом реки Вытеграи проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами. Водораздельный бьеф тянется от Пахомовского гидроузла на Вытегре до Череповецкого гидроузла на Шексне.

Судоходная трасса здесь проходит по водораздельному каналу длиной 40 км (от Пахомовского гидроузла до посёлка Анненский Мост), далее по рекеКовже,Белому озеруи Шексне. Трасса южного склона проходит по Шексне, находящейся в подпореРыбинского водохранилища. Излишки водных ресурсов водораздела утилизируются ГЭС в составе Шекснинского гидроузла современной мощностью 84 МВт. Падение канала на Северном склоне – 80 м (шесть шлюзов) и на Южном – 13 м – одна ступень на реке Шексне (с 1989 года здесь действует вторая нитка шлюза – старый № 7 и новый № 8 с размерами 310×21,5×5,5 м

Все шлюзы железобетонные, т. н. «обжатого» профиля, с размерами камер 270×18 м. Глубина на порогах шлюзов и на транзите первоначально была установлена 3,65 м. и впоследствии увеличена до 4,0 м.

 

На северном склоне канала построены две малых ГЭС мощностью 1 и 0,5 МВт для утилизации местного притока в межшлюзовые бьефы.

 

Волго-Балтийский канал входит в состав и замыкает Волго-Балтийский водный путь (ранее – Мариинская водная система) – систему каналов, рек и озёр на Северо-ЗападеРоссийской Федерации, соединяющуюВолгусБалтийским морем. Путь проходит черезРыбинское водохранилищедо городаЧереповец,реку Шексна,Белозерский канал,реку Ковжа,Мариинский канал,реку Вытегра,Онежский канал,Онежское озеро,реку Свирь,Ладожское озероиреку Нева.

 

Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера – не менее 4 м, что обеспечивает проход судов водоизмещением до 5000 тонн.

 

Вообще сегодня Волго-Балт – это сложный комплекс инженерных объектов, включающий в себя 4900 километров эксплуатируемых водных путей, в том числе 3270 километров с гарантированными габаритами, 11 шлюзов с напором от 11 до 18 метров, три гидроэлектростанции, 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ, 9 мостовых переходов, 8 маяков в Ладожском озере, более 5000 знаков судоходной обстановки.

 

Грузы по Волго-Балту перевозятся без перевалки. Суда идут прямо по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Резко возросла скорость перевозок (время пути от Череповца доСанкт-Петербурга составляет 2,5 – 3 суток против 10 – 15 до реконструкции). Значительно вырос грузооборот Волго-Балтийского водного пути по сравнению со старой Мариинской системой.

 

Расчетная пропускная способность канала – 15,4 млн. тонн была перекрыта в конце 1980-х годов и сейчас вновь встает вопрос о строительстве вторых ниток шлюзов №№ 1 – 6 на Северном склоне канала, а также и на реке Свири. Несмотря на тесный фарватери скопления судов у шлюзов, грузопоток по Волго-Балтийскому пути постоянно увеличивается.

 

 

Список литературы:

 

http://www.studfiles.ru/preview/1853148/page:3/

 

Кублицкая Р. Н., Кублицкий Г. И. На Волгу! Путеводитель по Волге, Каме, Оке, Дону, Волго-Балту

 

По водным путям Северо-Запада. Путеводитель. Г.Е. Евгеньев (Пащенко). Л.: "Речной транспорт". 1958 г.

 

Гинзбург Н. С., Реконструкция Волго-Балтийского водного пути, «Изв. Всесоюзного географического общества», 1962 г., в. 3

 

-ГБУ «Волго-Балт» — территориальное предприятие государственного управления речным транспортом РФ

-Волго-Балтийский канал: фото, статьи, схемы

-Водные пути России. Характеристики Волго-Балта

-Водные пути России. Интерактивная карта Волго-Балта

 

-http://nplit.ru "NPLit.ru: Библиотека юного исследователя"

 

 

Date: 2015-08-22; view: 903; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию