Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Воробьева, А. Коврижных, 3 курс





По мнению социологов, в современном мире институт брачно-семейных отношений претерпевает значительные изменения по сравнению с предыдущим столетием. Об этом свидетельствует появление и все более широкое распространение альтернативных форм брака. Еще полвека назад трудно было себе представить, что для молодых людей станут приемлемыми такие формы отношений как открытый, сезонный брак, удаленное многоженство и многомужество, последовательная моногамия.

Открытый брак - это традиционная семья, в которой супруги взаимно допускают увлечения и интимные связи на стороне. Получил распространение, как в Европе, так и в России. Взаимоотношения между супругами в такой паре можно зачастую охарактеризовать как дружеские. Живущие в открытом браке больше всего гордятся тем, что не ущемляют личностную свободу друг друга. Исследование данной формы отношений затруднено тем, что семейные пары, как правило, не афишируют свой открытый брак.

Брак без детей, или сознательно бездетный брак, по определению известного российского психолога Л. Б. Шнейдер – это «брак, когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей»[Л.Б.Шнейдер, 2000].

Идеология "Childfree" (с англ. «свободный от детей») зародилась практически одновременно в Америке и Европе. Сторонники такого брака отрицают и не признают саму суть и смысл традиционного брака и семьи - рождение ребенка. Приверженцы «Childfree» считают детей серьезной угрозой комфорту и спокойствию их личной жизни. На сегодняшний день наблюдается тенденция к росту числа подобных браков среди граждан многих государств.

В России сообщество «Childfree» формально появилось в декабре 2004 г., когда данный термин во­шел в электронную энциклопедию «Википедия». «Добровольная» бездетность — обратная сторона той деформа­ции, которая в наибольшей степени затронула в кризисные десятилетия самые незащищенные сферы нашего общества — детство, материнство, родительство.

Сторонников брака без детей в обществе часто обвиняют в социальном дезертирстве, семейном уклонизме, а иногда даже инкриминируют подрыв демографического сегмента национальной безопасности. Однако в большинстве случаев «Childfree» с возрастом меняют свои взгляды и убеждения, так как биологически заложенная программа размножения берет верх.

Современный брак все больше ориентируется на удовлетворение потребностей в интимном и неформальном общении. Следует отличать потребность самого индивида в детях, и внутрисемейную (совместную – мужа и жены) потребность в детях. В случае отказа от детей, семейная пара демонстрирует не свою ограниченную потребность в детях, а свое стремление удовлетворить какие-то иные социально-психологические потребности. Р. Ричардсон утверждает: «Когда единственные дети образуют супружескую пару, они нередко решают не иметь детей» [ Л.Б.Шнейдер, 2007].

Кроме того, рождение ребенка – это акт принятия родителями (отцом и матерью совместно) всей ответственности за его судьбу. Не всякая современная супружеская пара берет на себя эту ответственность. Не всякая супружеская пара психологически готова к рождению и воспитанию детей.

Идеология бездетных семей, по мнению Л.Б. Шнейдер, базируется на такой аргументации:

· дети мешают супружеским отношениям;

· дети мешают социальной активности.

Ключевой характеристикой сезонного (или ограниченного временем брака) является закрепление отношений на определенный временной срок. По истечении этого срока брак автоматически прекращается. Изредка семейная пара снова обдумывает все «за» и «против» совместной жизни и решает договориться еще раз о совместном проживании на какой-либо определенный период времени. Приверженцы этой формы брака считают, что со временем люди вырастают из прежних отношений. В такой форме этот брак распространен в Европе. Также в некоторых штатах Америки есть юридическая возможность заключить такой «сезонный» союз на определенное количество лет или месяцев, по истечении которых брак без лишних бюрократических проволочек считается расторгнутым.

В современном арабском мире (Иран, Алжир, Ливан) также распространен сезонный брак. Традиционно такой союз считается «браком для удовольствия». Фактически он является замаскированной формой проституции. Он заключается на установленный срок (от нескольких часов до нескольких десятков лет) и представляет собой обоюдное соглашение, в котором оговариваются финансовые условия. Обоснование этому браку находится в Коране. В современном Иране заключение такого договора имеет строгую юридическую регламентацию и происходит без свидетелей. Иранский мужчина, даже при наличии четырех жен, имеет право вступать во временный брак неограниченное количество раз. В соответствии с правилами, его временная жена непременно должна быть незамужней, разведенной или вдовой. "Временный" муж с соответствии с договором не имеет никаких обязательств в отношении своей "временной" жены, кроме финансовых. В случае рождения ребенка "временный" муж обязан признать его своим законным наследником. Однако в реальной жизни, как показывает практика, этого никогда не происходит. Люди, которые вступают в такой брак, как правило, не задумываются ни о продлении рода, ни о совместно нажитом имуществе. Сезонный брак - достаточно редкая форма совместного проживания. С течением времени сезонные браки либо становятся традиционными, либо распадаются.

Данная типология альтернативных форм брака будет в полной мере соответствовать реалиям сегодняшнего дня, если охарактеризовать явление, связанное со значительным количеством разводов и повторных браков. Речь идет о серийной моногамии, илипоследовательной полигамии. Это означает, что в определенный промежуток времени человек состоит в браке с одним партнером, но в течение жизни таких супружеских союзов у него насчитывается более одного.

В современном западном мире долгосрочный брак все чаще заменяется серией краткосрочных союзов. «Люди женятся, рожают детей, оставляют семьи, образуют новые, оставляют и их, — говорит ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, кандидат философских наук Татьяна Гурко. Такие трансформации постепенно происходят и в российском постсоветском обществе.

Восприятие семьи как временного объединения соответствует и социальным трансформациям, и индивидуальному жизненному опыту современного человека. Вместе с тем, понятно, что готовность хотя бы одного из партнеров прекратить в любой момент брачно-семейные отношения выступает в качестве фактора дестабилизации семейной системы. Сама установка субъектом зачастую не осознается, требования к другим членам семьи предъявляются в полной мере, но его собственный вклад в обеспечение нормального существования семьи оставляет желать лучшего [ С.А.Векилова, 2005].

Крайняя форма открытого брака — многоженство и многомужество. Наиболее распространенная форма многоженства — удаленное. Говоря о том, что данная форма брака альтернативна, мы не рассматриваем культуры, где она является традиционной. Гражданин уезжает на заработки за границу. Жену и детей он оставляет на родине, высылает им деньги, время от времени приезжает к ним в отпуск. Чтобы решить проблему регистрации, мигрант заключает брачный союз с местной женщиной. В последствии

Другая разновидность полигамных отношений — виртуальное многоженство или многомужество. В таких супружеских парах, у одного из супругов помимо законной второй половинки есть еще и постоянный партнер в сети Интернет. В реальности он с ним не встречается, но постоянно общается на форумах, имеет общие увлечения, виртуальные сексуальные отношения. Такие отношения помогают сохранить семью реальную, хотя на практике со своим виртуальным партнером человек бывает духовно ближе, чем с тем, с которым он живет под одной крышей.

Приживутся или нет в России такие формы семьи, сейчас сказать сложно. С одной стороны, изменившиеся социальные условия: увеличение роли карьеры, феминизация общества, сексуальная революция, постоянная нехватка времени — этому способствуют.

С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов идущий полным ходом в России и Европе процесс «обратной колонизации». Колоссальные потоки мигрантов из развивающихся стран перемещаются за заработком и лучшей долей в развитые. Приезжие приносят с собой традиционный уклад и классическое представление о крепкой многодетной семье. Социологи говорят, что под напором мигрантов европейцы могут вернуться к традиционным устоям.

 

Date: 2015-08-22; view: 443; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию