Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образовательные задачи. — налаживать общение на разнообразные темы, в том числе выходящие за пределы наглядно представленной ситуации
Четвертый год жизни Речевое общение: — налаживать общение на разнообразные темы, в том числе выходящие за пределы наглядно представленной ситуации, о событиях из жизни ребенка, об интересующих его предметах и явлениях, объектах живой и неживой природы; — стимулировать инициативные высказывания, обращения к взрослому с просьбами и предложениями; — учить отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании предметов, игрушек, картин, иллюстраций; — привлекать к драматизации отрывков из знакомых сказок; — строить высказывания, состоящие из 2—3 предложений;
— помогать налаживать игровое взаимодействие со сверстниками, в ходе которого дети комментируют свои игровые действия, обозначают словом игрушки, предметы-заместители, условные действия. Словарь: — обогащать словарь в связи с расширением ориентировки в окружающем; — пополнять словарь словами, относящимися к разным частям речи (существительными, глаголами, прилагательными, наречиями), обобщающими словами (игрушки, животные, овощи); — активизировать антонимы — слова с противоположным значением (большой — маленький, хороший — плохой, далеко — близко); — активизировать глаголы, придающие речи динамизм, организующие синтаксическую структуру предложения и создающие основу для коротких текстов повествовательного характера. Грамматический строй речи: — учить грамматически правильно изменять новые названия предметов и игрушек, образуя отдельные трудные формы слов; — развивать понимание и употребление предлогов (в, на, за, под); — побуждать образовывать уменьшительно-ласкательные наименования, глаголы совершенного и несовершенного вида; — учить понимать и соотносить с игрушками и картинками названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе (утка — утки, утенок — утята); — содействовать построению предложений разной грамматической структуры. Звуковая культура речи: — учить говорить громко, не торопясь, четко произносить слова; — формировать умение вслушиваться в звучание слов; — учить правильно и четко произносить все гласные звуки, простые согласные и свистящие, совершенствовать артикуляцию; — готовить к правильному произношению шипящих звуков; — побуждать правильно пользоваться интонацией, протяжно и плавно производить выдох через рот. Пятый год жизни Речевое общение: — формировать умение общаться со взрослыми на темы, выходящие за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации» й способность к налаживанию с помощью речи взаимодействия со сверстниками в самодеятельной сюжетно-ролевой игре; — учить поддерживать беседу, вести содержательный разговор, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания и представления об окружающем, внимательно слушать партнера в игре и других видах деятельности; — при рассматривании картин, игрушек, предметов поощрять вопросы об интересующем ребенка явлении, высказывания и суждения в форме небольшого текста-описания или повествования (3—4 предложения), вовлекать в инсценирование коротких сказок. Словарь: — обогащать и активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире и обогащения тематики общения детей со
взрослыми и сверстниками, организуя речевые ситуации, словесные игры, наблюдения, рассматривание картин, предметов и т.д.; — пополнять словарь точными глаголами, меткими прилагательными, обобщающими наименованиями (игрушки, посуда, овощи, фрукты, мебель), наречиями (высоко — низко, далеко — близко), антонимами (добрый — злой, хороший — плохой); — учить оперировать словарем, не опираясь на наглядно представленную ситуацию; — поощрять многочисленные детские вопросы о предметах и явлениях, их связях и отношениях; — поддерживать пробуждение лингвистического отношения к слову (игры со звуками, рифмами, словотворчество), подводить к пониманию слов: «слово», «звук», «предложение». Грамматический строй речи: — совершенствовать грамматический строй речи в связи с обогащением словаря и расширением ситуаций обшения (рассказы из своего опыта, по картинке, игрушке, набору игрушек и др.); — побуждать грамматически изменять новые слова, согласовывать их в предложении по аналогии с известными, образовывать некоторые трудные формы: родительный падеж множественного числа существительных (носков, гольфов, варежек), повелительное наклонение глаголов (нарисуй, спой, поскачи), формы глаголов (хотеть, лежать, ехать, бежать); — упражнять в правильном использовании предлогов (под, около, между); — активизировать словообразование названий детенышей животных, предметов посуды и др., обращать внимание на разные способы образования слов (сахарница, молочник, масленка); — совершенствовать структуру простого предложения, способствовать использованию сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, предложений с прямой и косвенной речью. Звуковая культура речи: — совершенствовать восприятие речи и ее произносительную сторону в тесной взаимосвязи с развитием общения, стремления ребенка быть услышанным и понятым; — совершенствовать речевой слух, фонематическое восприятие (умение слышать одинаковые звуки в ряду из 3—4 слов, подбирать 2—3 слова с заданным звуком, слышать выделенный звук); — уточнять и закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, добиваться правильного произношения всех звуков родного языка (включая свистящие, шипящие и сонорные); — совершенствовать дикцию (отчетливое произнесение слов и словосочетаний); — развивать голосовой аппарат, интонационную выразительность речи, учить произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание. Содержание психолого-педагогической работы Содержание речевого воспитания младших дошкольников составляют познание и обозначение словом явлений окружающей действительности, налаживание взаимоотношений и речевого общения с окружающими, элементарное осознание языка (его звукового состава, словаря, грамматического строя).
Ребенок знакомится с многообразными объектами и явлениями, их свойствами, действиями, состояниями, строением и обозначающими их словами: названиями разных профессий, овощей, фруктов, предметов мебели, посуды, одежды, деталей и частей предметов, названиями действий и состояний («Мама работает учительницей, она готовит обед, стирает, гладит белье»), определениями I«Мама добрая, умная, красивая, любимая»). Познавая причинно-следственные, временные, пространственные, количественные и другие отношения, ребенок одновременно постигает способы их выражения в грамматических формах и конструкциях (единственное и множественное число, падеж существительных, время и вид глаголов, сложноподчиненные предложения с придаточными причины, времени, цели и пр.). Ребенок осваивает многообразие грамматических средств (окончания -ов, -ев, -ей, нулевое в родительном падеже множественного числа, суффиксы -онок, -ниц, -ник, -тель, -щик в словообразовании). Например, в дидактической игре «Чего не стало?» использует грамматические формы (кисточек, ручек, фломастеров, ножниц, карандашей, тетрадей, блокнотов), в игре «На прогулку» выбирает себе четвероногих друзей (мышонка, лягушонка, лисенка, медвежат, ежат, бельчат), устраивая чаепитие куклам, ставит на стол чайник, сахарницу, молочник и задумывается (Для сахара — сахарница, а для конфет?.. — конфетница? для сухарей?.. — сухарница?»). Дети учатся выражать причинные, временные и другие отношения в разнообразных сложноподчиненных предложениях. Так, в игре «Бывает — не бывает» они замечают нелепицы и, объясняя, почему нельзя сказать «кошечки залаяли», «курочки заквакали», «волки по небу летают», используют в речи придаточные предложения причины с союзом «потому что». В игре «Что для чего?» объясняют, зачем нужны ножницы, кисточка, ложка, употребляя придаточные предложения цели с союзом «чтобы». Разговаривая, ребенок экспериментирует со словом и грамматическими формами, познает их свойства. Дети усваивают взаимосвязь слов с противоположным значением (антонимы: большой — маленький, сильный — слабый, умный — глупый), близких по значению слов (синонимы: мишка, мишутка, медвежонок, Топтыгин, кошка, киска, котя-коток), слов в словообразовательной паре (у лисы — лисенок, у лося — лосенок, для хлеба — хлебница, для сахара — сахарница, делал — сделал, читал — прочитал, ел — съел). Знакомятся с многозначными наименованиями (ручка у девочки, куклы, школьника, утюга, ящика, кастрюли, ножка у мальчика, стула, гриба, цветка, птички). Для младшего дошкольника по-прежнему общение со взрослым выступает как основной источник развития языка, форм и функций речи. Не менее важны для полноценного развития ребенка совместные игры со сверстниками. Играя рядом, дети испытывают радость от присутствия сверстника и его внимания к себе, комментируют свои игровые действия. Возникают совместные игры-развлечения, в которых дети словом обозначают роли, предметы-заместители, игровые действия, договариваются о совместных действиях, развитии сюжета, ведут несложный ролевой диалог. В самодеятельных играх развивается детское коммуникативное творчество. Важную роль выполняют совместные игры детей, организованные взрослыми — народные, сюжетно-дидактические, театрализованные, дидактические. Они могут быть с широким общеразвивающим содержанием и узкодидактические
(фонетические, лексические, грамматические). Игры с широким общеразвива-ющим содержанием оказывают комплексное воздействие на речь: побуждают детей вступать в речевое взаимодействие (диалог), привлекают внимание к собеседнику, его внешнему виду, голосу, характеру изображаемого им персонажа, вызывают ориентировку на звуковую сторону речи (звукоподражания) и ее лексический состав (образные выразительные слова), учат развивать сюжет, соотносить слово и выразительное действие, движение. Таковы народные игры («У медведя во бору», «Дед Мазай и зайцы», «Гуси-лебеди»), сюжетно-дидакти-ческие игры («Магазин», «Почта», «Выставка игрушек»), разнообразные игры по мотивам сказок и литературных произведений (игры-инсценировки, игры-драматизации), по мотивам произведений изобразительного искусства («оживление» картины). Словесные дидактические игры направлены на более дифференцированное решение задач речевого развития: активизацию глаголов, прилагательных, обобщающих наименований («Летает — не летает», «Узнай на вкус», «Съедобное — несъедобное», «Во саду ли, в огороде»), формирование способов словообразования («На прогулку», «Угадай по описанию», «Чаепитие»), отработку правильного произношения того или иного звука («Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Узнай по голосу»). Особый вид — словесные игры детей (на пятом году жизни) с карточками, на которых напечатаны слова: папа, мама, сынок и др. Дети изображают, как будто они их читают, ведя рукой под словом слева направо. С карточками организуются игры «Найди пару», «Кого не стало?», «Летает — не летает», «Придумай предложение», позволяющие развивать элементарные представления о слове и предложении, произвольно строить предложения разной грамматической структуры. Особое значение имеют самодеятельные игры детей со звуками, рифмами, словами, своеобразное экспериментирование с языком, спонтанно возникающее в процессе организованных игр. Велика роль языковых игр в произведениях фольклора, авторского словотворчества, игр в перевертыши. Date: 2015-09-02; view: 687; Нарушение авторских прав |