Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Понятие внимания. Физ. основы





В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает, с кем-то говорит. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделение объекта и сосредоточенности на нем.

Внимание— это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах при отвлечении от всего остального.

В выделении объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.

Объектом внимания могут быть предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой внутренний мир.

Внимание само по себе не есть такой же психический процесс, которым являются память, восприятие, мышление. Мы можем запоминать, воспринимать, думать, но не можем быть заняты вниманием.

П.Гальперин отмечал, что

1) внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс

2) внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта; его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Т.е., внимание — это особая форма психической активности человека; необходимый компонент во всех видах психических процессов, необходимое условие всякой деятельности.

Роль внимания значительна. В качестве основных функций внимания выделяют:

1. Отбор поступающей информации — отбираются значимые, соответствующие потребностям и данной деятельности воздействия и тормозятся несущественные, побочные.

2. Удержание (сохранение) — в сознании сохраняется информация до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

3. Регуляция и контроль протекания деятельности.

 

Первоначальная форма внимания — ориентировочный рефлекс « Что такое» ( название дал И.Павлов), который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное. Н-р, ученики сосредоточенно работают, но вот открывается дверь и все поворачиваются в ее сторону. Среди нескольких миллиардов нервных клеток, из которых состоит головной мозг, есть такие, которые называют нейронами-детекторами новизны. Они особенно связаны с вниманием. Эти клетки включаются в активную работу лишь тогда, когда человек сталкивается с некоторыми новыми для него предметами и явлениями, которые приковывают к себе его внимание. Такие клетки, по-видимому, отвечают за непроизвольное внимание. Раздражители, ставшие привычными, обычно не вызывают реакции клеток-детекторов новизны. Кроме этого, чтобы полнее понять физиологические основы внимания необходимо вспомнить установленный И.Павловым закон индукции нервных процессов. Процессы возбуждения, возникающие в одних участках головного мозга, вызывают тормозящие процессы в других. Возникший очаг возбуждения И.Павлов назвал оптимальным, т.е. наиболее благоприятным для протекания психических процессов, познавательной и творческой деятельности. В нем создаются наиболее благоприятные условия для образования новых временных связей, с ним связано отчетливое восприятие, ясное мышление, продуктивное запоминание. (В.Крутецкий с.74-75 читать!!!).



Важный вклад в изучение физиологических механизмов внимания внес А. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Доминирующий очаг не только подавляет и тормозит другие центры возбуждения, но способен усиливаться за их счет, словно притягивая к себе их процесс возбуждения. Доминанта отличается от оптимального возбуждения большей силой, повышенной устойчивостью, стойкостью. Она обеспечивает концентрированное, устойчивое внимание. ( см. Конспект с.90, Психология И.Дубровина с.145 ).

Таким образом, физиологическими основами внимания являются:

— наличие нейронов-детекторов новизны

— ориентировочный рефлекс « Что такое?»

— наличие участков возбуждения, оптимального очага

— образование новых условно-рефлекторных связей

— наличие доминанты.

Внешнее выражение внимания проявляется в активных приспособительных движениях для лучшего восприятия объекта ( поза, мимика, взгляд, дыхание). (с. 73 В.Крутецкий Психология)

 

2. Виды внимания.

В зависимости от характера объекта различают внешнее и внутреннее внимание.

Внешнее внимание — это внимание, направленное на внешние окружающие нас предметы и явления.

Внутреннее внимание — это внимание, направленное на собственные мысли, чувства и переживания.

В зависимости от волевых усилий выделяют непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.

Непроизвольное внимание возникает, во-первых, вследствие внешних причин — особенностей действующих на нас раздражителей и во-вторых, вследствие внутренних побуждений, направленности личности.



К особенностям действующих раздражителей относятся такие:

1. Сила и неожиданность раздражителя ( яркий свет, сильный звук, резкий запах, неожиданные вкусовые ощущения горечи, кислоты, незнакомый вкус.

2. Новизна, необычность, контрастность раздражителя ( новое платье, машина незнакомой марки, изменившийся цвет лица, выражение; маленький среди больших и наоборот, женщина среди мужчин и т. д.).

3. Подвижность объекта, начало или прекращение деятельности (наглядность в обучении, пауза в речи учителя).

Внутренними причинами непроизвольного внимания являются:

1. Настроение.

2. Переживания.

3. Потребности, интересы (то, что интересует, заметит сразу)

4. Состояние организма (голод, жажда) ( с.77 В Крутецкий)

 

Произвольное внимание — внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий.

Большую роль в этом виде внимания играет вторая сигнальная система. Возбуждение из речевой второй сигнальной системы (указания со стороны, собственные намерения) распространяется на первую сигнальную систему.

Поддержание устойчивого произвольного внимания у уч-ся зависит от ряда условий:

1. Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности.

2. Отчетливое понимание конкретной задачи, ее принятие.

3. Привычные условия работы.

4. Интерес к конечному результату деятельности.

5. Создание благоприятных условий работы (исключение посторонних раздражителей). Слабые раздражители не мешают работать, а наоборот — способствуют. с.78. В. Крутецкий

Послепроизвольное внимание — внимание, не требующее волевых усилий, а сохраняет направленность на основе возникшего интереса к самому процессу деятельности.

Оно возникает на основе произвольного внимания, после него. Есть цель, но не требуется волевое усилие. Н-р, дано задание написать сочинение. Есть цель, прикладываются усилия. Но вот сам процесс увлекает, цель остается, но не требуется волевого усилия.








Date: 2015-09-02; view: 454; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию