Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды мониторинга





Классификация видов мониторинга. В основу классификации видов мониторинга могут быть положены разные основания, к числу которых относятся: цели проведения мониторинга; его ос­новные функции; область применения данных; инструментарий; модель или технология проведения мониторинга и др.

Чаще всего классификация видов мониторинга проводится в соответствии с его основными функциями: информационной, диагностической, сравнительной и прогностической.

Информационный мониторинг. Проведение информационного мониторинга нацелено на сбор, накопление, анализ, структури­зацию и интерпретацию данных по выделенной совокупности показателей при условии, что анализ носит не сопоставительный или прогностический, а констатирующий характер. Отличитель­ной чертой информационного мониторинга является отсутствие анализа эффектов связи и взаимного влияния показателей, сопо­ставления результатов мониторинга на различных уровнях управ­ления качеством образования, выявления тенденций в образова­нии и прогнозирования их влияния на качество образования.

В рамках информационного мониторинга анализ направлен на выявление степени согласованности данных с некоторыми нор­мами и стандартами. Например, анализ данных мониторинга ат­тестационного тестирования выпускников школ нацелен на уста­новление соответствия учебных достижений выпускников требо­ваниям ГОС [36; 50]. При анализе таких данных следует принимать во внимание средние размеры классов по школам внутри района, количество учащихся, приходящихся на одного преподавателя в школе, ежегодные расходы на учебные материалы, размер биб­лиотечных фондов, данные о квалификации преподавателей в

школах, число сотрудников вспомогательного состава и т.д. Эти и другие данные в усредненном виде могут быть отнесены к некото­рым районным или областным стандартам школьного образова­ния.

Диагностический мониторинг. Диагностический мониторинг предназначен для определения того, как справляются с различ­ными темами или разделами учебного плана большинство уча­щихся. Диагностический мониторинг может проводиться на раз­личных уровнях. Преподаватели выявляют проблемы усвоения учеб­ного материала и осуществляют деятельность по диагностическо­му мониторингу на уровне класса. В районе диагностические сис­темы мониторинга нацелены на определение отдельных слабо ус­военных умений и навыков.

Сбор данных для диагностического мониторинга обычно про­водится с помощью педагогических измерений. В качестве основ­ного инструментария используются корректирующие критериаль­но-ориентированные тесты, которые сопровождаются диагности­ческими тестами для установления причин пробелов в усвоении учебного материала.

В диагностическом мониторинге не учитываются входные ха­рактеристики учащихся, поскольку главная его цель состоит в том, чтобы идентифицировать сильные и слабые стороны в учебных достижениях и образовательной деятельности независимо от ха­рактеристик учащихся и их возможностей усвоения материала. По­этому данные диагностического мониторинга не используют для проведения сравнений между школами или районами.

Сравнительный мониторинг. Сравнительный мониторинг отли­чается от других видов мониторинга специфическим анализом данных, который направлен на сопоставление количественных оценок по совокупности показателей для регионов, областей, районов, школ, отдельных преподавателей и других участников образовательной деятельности. Сравнения проводятся либо по вер­тикали (территории, регионы, образовательные учреждения), либо по горизонтали (рейтинг школьников, рейтинг территорий и т.д.) на основе анализа количественных оценок по одинаковым пока­зателям и с учетом различных факторов, смещающих оценки. По результатам сравнительного мониторинга обычно принимаются административные решения.

При проведении сравнений особое значение имеет анализ свя­зей между показателями и их взаимного влияния. Необходимы до­казательства достаточной полноты совокупности показателей, ис­пользуемой в сравнительном мониторинге, и репрезентативности выборочных совокупностей учащихся, принимающих участие в проведении мониторинга. Специфика анализа данных в сравни­тельном мониторинге и особая ответственность за его результаты вынуждают предъявлять повышенные требования к качеству инструментария, его надежности и валидности. В сравнительном мо­ниторинге обычно используют количественные шкалы, стандар­тизированные тесты учебных достижений и профессионально раз­работанные анкеты для сбора дополнительной информации о факторах, находящихся вне деятельности школ, но существенно влияющих на результаты их образовательной деятельности.


Проведение сравнительного мониторинга нередко включает измерения входных данных и итоговых результатов обучения, по­скольку многие из них значимо влияют на итоговые учебные дос­тижения учащихся. Хотя возможности мониторинга этого вида у многих учителей вызывают сомнения и часто являются предме­том критики, мировой опыт свидетельствует о том, что сравни­тельный мониторинг приводит к явным позитивным следствиям. Межшкольные, межрайонные или межрегиональные сравнения стимулируют соревнование и мотивируют педагогов к улучшению образовательного процесса.

В сравнительном мониторинге обычно используют норматив­но-ориентированные тесты учебных достижений, стандартизиро­ванные на представительных выборках в масштабах всей страны или региона. Таким образом, средние оценки по школам или рай­онам могут быть сопоставлены с региональными и национальны­ми нормами. Наибольшие трудности при проведении сравнитель­ного мониторинга связаны со сбором дополнительной информа­ции по ряду показателей, находящихся вне сферы влияния школ, но требующих учета при проведении межшкольных, межрайон­ных и других сравнений. Выбор этих показателей должен учиты­вать социальные и экономические особенности региона или рай­она, организационные механизмы формирования состава школ и другие факторы, влияющие на качество образования.

Прогностический мониторинг. Прогностический мониторинг предназначен для выявления и предсказания позитивных и нега­тивных тенденций в развитии образовательных систем. Он очень важен для решения управленческих задач в образовании, связан­ных с формированием социального заказа и соответствующих по­тенциалу системы образования. Роль прогностического монито­ринга в условиях реформирования российского образования не­уклонно возрастает в силу изменений, происходящих в характере управленческих решений на разных уровнях иерархии [5]. Если раньше приоритет принадлежал оперативным управленческим ре­шениям, направленным на текущее функционирование образо­вательных структур, то сейчас на первый план нередко выходят стратегические решения, нацеленные на развитие системы обра­зования.

Опыт реформирования в образовании показал, что стратеги­ческие решения зачастую приходится принимать в условиях от­сутствия необходимой информации, в результате не учитываются

все возможные последствия проводимых нововведений и преоб­разований. Примером тому может служить предоставление обра­зовательным учреждениям права на оказание платных услуг, ко­торое, с одной стороны, сыграло положительную роль, а с дру­гой — имело негативные, неучтенные последствия. В частности оно способствовало коммерциализации общего образования, рас­ширению практики использования денежных средств родителей.

При наличии необходимых информационных условий для раз­работки стратегии на основе анализа внутрисистемных и межсис­темных противоречий можно предвидеть многие негативные по­следствия реформаторства и принять упреждающие меры на мо­мент осуществления нововведений. Стратегические управленчес­кие решения, направленные на развитие системы образования, должны основываться на вероятностной оценке тенденций в об­разовании, которые следует получать с помощью прогностичес­кого мониторинга. Для прогноза обычно широко используются методы регрессионного анализа и другие математико-статистические методы.

Рассмотренные виды мониторинга редко встречаются в прак­тике образования в чистом виде. Их выделение имеет смысл для описания требований к проведению, обеспечивающих коррект­ность сбора, анализа и интерпретации данных. Как правило, в образовании проводят комплексный мониторинг, сочетающий в различных пропорциях перечисленные 'выше виды.







Date: 2015-09-02; view: 5624; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию