Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самостоятельная работа студентов. Программа и методические указания по написанию курсовой работы
Основы менеджмента
Программа и методические указания по написанию курсовой работы
для студентов 1 курса заочной формы обучения специальности
«Менеджмент организации»
Чита 2012
Печатается по решению Учебно-методической комиссии
ЧИБГУЭП
Протокол № __________ от ___________2012 года
Составитель: ассистент Коротич М.В.
Рецензент: к.э.н., доцент Криклевская Л.Ю.
Рекомендовано к печати кафедрой Экономики и управления
Протокол № _______ от ____________ 2012 года.
Содержание
1. Цели и задачи изучения дисциплины «Основы менеджмента»……………………4
2. Программа курса «Основы менеджмента»…………………………………………...4
2.1. Лекционные занятия, их содержание…………………………………………………4
2.2. Семинарские, практические занятия, их содержание……………………………….6
2.3. Самостоятельная работа студентов…………………………………………………...8
3. Методические указания по выполнению курсовой работы………………………..8
3.1. Цель и задачи курсовой работы……………………………………………………….8
3.2. Выбор темы курсовой работы и варианта ее исполнения…………………………..8
3.3. Примерные темы курсовой работы……………………………………………………9
3.4. Исходные данные для выполнения курсовой работы………………………………11
3.5. Структура курсовой работы………………………………………………………….11
3.6. Методические указания по выполнению разделов курсовой работы…………….13
3.7. Объем и оформление курсовой работы……………………………………………..16
4.Форма итогового контроля………………………………………………………………18
4.1. Перечень вопросов к экзамену……………………………………………………….18
5. Перечень литературы и источников…………………………………………………19
6. Глоссарий………………………………………………………………………………...21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………………..23
7. Цели и задачи изучения дисциплины «Основы менеджмента».
Курс «Основы менеджмента» предназначен для формирования у студентов необходимого объема знаний, представлений о сущности и особенностях управления социально-экономическими системами в условиях рыночных отношений. Особенностью курса является то, что он ориентирован на понимание необходимости комбинирования типов и методов управления в связи с увеличившимся разнообразием организационных форм осуществления деятельности. Это требует творческого, инновационного и стратегического подходов к управлению, что и отражено в структуре курса. Программа рассчитана на студентов 1 курса, которые имеют подготовку по дисциплинам: введение в специальность, экономическая теория, информатика и т.д.
Целью курса «основы менеджмента» является формирование целостного представления о базовых принципах, закономерностях, методах и основах управления.
Задачами курса являются:
- изучение предмета и метода теории управления;
- изучение особенностей функционирования механизма управления;
- выявление объективного и субъективного в системе управления;
- определение целей управления;
- рассмотрение классификации методов, принципов и функций управления;
- изучение отношений управления, их характера, структуры, места отношений в системе общественных отношений;
- определение понятийного аппарата, классификации систем и процедур управления;
- определение понятийного аппарата, классификации организаций и процедур управления;
- рассмотрение взаимодействия индивидуальных, коллективных и общественных интересов;
- выявление роли организационной культуры в управленческой деятельности;
- оценка мотивационной и контрольной деятельности в управлении;
- определение понятия «управленческое решение», рассмотрение этапов его разработки, принятия и реализации;
- оценка эффективности принятия «управленческого решения».
2. Программа курса «Основы менеджмента»
Лекционные занятия, их содержание
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники.
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Содержание
| | Раздел 1. Сущность и современные черты современного менеджмента
| 1.1
| Современные подходы к менеджменту
| Процессный подход, ситуационный подход, системный подход, маркетинговый подход
| 1.2
| История развития менеджмента
| Школа научного управления. Классическая школа управления. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Количественный подход.
|
| Раздел 2. Цикл менеджмента
| 2.1
| Принципы управления
| Принцип демократического централизма. Принцип планомерности. Принцип морального и материального стимулирования.
| 2.2
| Управленческий цикл
| Основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль, координация. Основные этапы управленческого цикла. Этапы жизненного цикла организации.
|
| Раздел 3. Структура организации, ее внешняя и внутренняя среда
| 3.1
| Организационные структуры
| Содержание понятий «организация» и «организационная структура управления (ОСУ)». Требования, предъявляемые к ОСУ. Факторы, влияющие на формирование ОСУ. Принципы формирования ОСУ. Методы разработки ОСУ. Виды ОСУ.
| 3.2
| Внешняя и внутренняя среда
| Факторы внешней и внутренней среды организации и их характеристики. Влияние внешних и внутренних переменных на функционирование организации. Внешние переменные прямого и косвенного воздействия.
| 3.3
| Корпоративная культура
| Содержание понятия «корпоративная культура». Уровни корпоративной культуры. Элементы и фундаментальные ценности корпоративной культуры. Адаптивность корпоративной культуры. Типология корпоративных культур. Формирование корпоративной культуры. Управление высокоэффективной культурой.
| 3.4
| Международный менеджмент
| Международная бизнес-среда. Этапы глобализации компании. Выход на международные рынки. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.
|
| Раздел 4. Планирование в системе менеджмента
| 4.1
| Миссия организации. Иерархия целей
| Содержание понятий «миссия организации», «цель организации», «планирование». Уровни целей и планов и их значение. Иерархия целей компании. Этапы планирования.
| 4.2
| Типы планирования
| Стратегический план. Тактический план. Оперативный план. Единовременные и постоянные планы. Долгосрочное и краткосрочное планирование.
| 4.3
| Критерии эффективности цели
| Критерии эффективности цели.
| 4.4
| Роль информации в управлении
| Виды информации. Основные требования к информации. Свойства информации.
|
| Раздел 7. Процесс принятия решений
| 7.1
| Типы решений и проблем
| Основные понятия «проблема», «решение», «Управленческое решение». Общие и специфические признаки управленческих решений. Классификация управленческих решений.
| 7.2
| Этапы процесса принятия решений
| Алгоритм разработки, принятия и реализации решений.
| 7.3
| Качество управленческих решений. Лицо принимающее решение.
| Основные характеристики, определяющие качество управленческого решения. Факторы влияющие на качество управленческого решения. Роль менеджера в разработке и принятии управленческого решения.
|
| Раздел 10. Контроль и его виды
| 10.1
| Сущность контроля
| Понятие и сущность процедуры контроля. Черты успешного контроля.
| 10.2
| Виды контроля
| Предварительный, текущий и заключительный контроль.
| 10.3
| Этапы контроля
| Процесс контроля. Стандарты. Результативность. Эффективность.
|
| Раздел 13. Основные понятия стратегического менеджмента
| 13.1
| Понятие стратегии и стратегического управления организацией.
| Понятия «стратегии» и «стратегического менеджмента». Назначение стратегии. Уровни стратегии. Основные стратегии.
| 13.2
| Процесс стратегического менеджмента
| Этапы разработки стратегии. SWOT – анализ. PEST – анализ.
| 13.3
| Формирование стратегии на корпоративном уровне
| Портфельная стратегия. Матрица BCG.
| 13.4
| Формирование стратегии уровня бизнес-единицы
| Пять конкурентных сил стратегии М.Портера.
|
|
| Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Лекция не может превратиться в лекцию – диктовку. В этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно. Конспект лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов.
Семинарские, практические занятия, их содержание
Во время практических занятий, на которых отведено время для аудиторной самостоятельной работы используются активные методы обучения – деловые, ролевые и имитационные игры, учебные фильмы, компьютерную технику.
№ раздела и темы
| Содержание и формы проведения
| Раздел 5
| Занятие 1. Мотивация и потребности
Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии.
Основы мотивации: основные потребности человека, значение мотивации в менеджменте
Содержательные теории мотивации: пирамида Маслоу, теория приобретенных потребностей Мак-Клелланд; теория ERG Альдерфера, теория двух факторов Герцберга. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации, соотношение групп потребностей содержательных теорий мотивации.
Процессуальные теории мотивации: пирамида Маслоу, теория приобретенных потребностей Мак-Клелланд; теория ERG Альдерфера, теория двух факторов Герцберга. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации, соотношение групп потребностей содержательных теорий мотивации.
| Раздел 6
| Занятие 2. Коммуникации и управленческое общение
Проводится в форме семинара – круглого стола.
Коммуникации и управленческая деятельность: понятие коммуникации, коммуникации между людьми (невербальные коммуникации), процесс коммуникации, каналы коммуникации.
Организационные коммуникации: формальные и неформальные каналы коммуникации, коммуникации в командах, барьеры коммуникаций.
Деловое общение: функции делового общения, правила переговорного процесса, проведение совещания, правила ведения телефонных переговоров.
| Раздел 8
| Занятие 3. Руководство: власть и партнерство
Проводится в виде симинара.
Лидерство и менеджмент: понятие «лидерства», структура и источники возникновения лидерства. стили лидерства.
Поведенческие подходы: стили лидерства Лайкерта, управленческая решетка менеджера.
Ситуационные подходы: модель Фидлера, подход Митчела и Хауза «путь-цель», теория жизненного цикла Херсея и Бланшара.
Власть и влияние: понятие власти: виды, источники власти.
| Раздел 9
| Занятие 4.Управление конфликтами и стрессами
Проводится в форме тренинга.
Конфликты: сущность, основные типы.
Сетка стилей выхода из конфликтной ситуации.
Алгоритм разрешения конфликтной ситуации
Методы управления конфликтом.
| Раздел 11
| Занятие 5. Работа в командах
Проводится в форме семинара с применением анализа практических ситуаций
Командная работа: понятие «команда», модель эффективности командной работы.
Типы и характеристики команд: формальные команды, самоуправляемые команды, команды в современных условиях, характеристики команд.
Процессы в командах: стадии развития команды, сплоченность команды, командные нормы.
Эффективность работы в командах: влияние команды на мотивацию и производительность индивида, удовлетворение участников команды, способность к адаптации и обучению.
| Раздел 12
| Занятие 6. Современная концепция управления (Современный менеджмент).
Проводится в виде практического занятия. Кейс-стади
Новейшие тенденции в менеджменте эпохи перемен: научающаяся организация, управление технологически ориентированным рабочим местом.
Информационные технологии и е-бизнес: эволюция информационных технологий, интернет и е-бизнес
Управление изменениями и инновациями: новые продукты и технологии, изменения в культуре и людях, модель плановых организационных изменений.
|
Приобретенные навыки помогают студентам в работе, позволяют проявить себя с первых дней, более успешно усовершенствовать профессиональные умения и навыки в дальнейшем, а также способствуют более уверенному принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов
Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Для улучшения качества подготовки специалистов в плане практического обучения созданы методические рекомендации организации самостоятельной работы студентов. Удельный вес самостоятельной работы по дисциплине «Теория менеджмента» составляет __% от всего времени изучаемой дисциплины (это отражено в учебных планах). Самостоятельная работа студентов включает подготовку к написанию курсовой работы.
Date: 2015-09-02; view: 311; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|