Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Методические указания по изучению дисциплины и выполнению самостоятельной работы





ГЕНЕТИКА

 

 

Методические указания по изучению дисциплины и выполнению самостоятельной работы

 

НОВОСИБИРСК 2010


УДК 575 (075.5)

Рецензент: профессор, доктор с.-х. наук А.И. Желтиков.

 

 

Генетика: методические указания по изучению дисциплины и выполнению самостоятельной работы. // Сост.: Н.Н. Кочнев, М.Л. Кочнева, С.Г. Куликова/ Новосиб. гос. аграр. ун-т. - Новосибирск, 2010. - 51 с.

 

 

В методических рекомендациях представлены основные темы по «Генети­ке», вопросы для выполнения самостоятельной работы. Предназначены для студентов очной и заочной формы обучения по направлениям: «Зоотехния», «Технология производства и переработки с.-х. продукции», «Биология».

 

 

Рассмотрено и утверждено учебно-методическими советами биолого-технологического факультета и Института заочного образования и повыше­ния квалификации.

 

© Кочнев Н.Н., Кочнева М.Л., С.Г. Куликова 2010

© Кафедра ветеринарной генетики и биотехнологии, 2010

© Институт заочного образования и повышения квалификации, 2010

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Генетика как наука о наследственности и изменчивости является важнейшим разделом современной биологии. Основными задачами генетики стало изучение формирования и передачи наследственных признаков в поколениях, причин изменения признаков и способов регулирования индивидуальным развитием организма.

Термин «генетика» предложил в 1906 году английский биолог У. Бэт-сон. Определяющий вклад в становлении генетики как науки внес австрий­ский исследователь Грегор Мендель (1822-1884 гг.). На основании проведен­ных опытов по скрещиванию разных сортов гороха им были разработаны важные теоретические положения наследования признаков, методы изучения наследственности.

Началом формирования генетики как самостоятельной науки принято считать 1900 год, когда трое ученых — Гуго де Фриз (Голландия), Карл Корренс (Германия) и Эрих Чермак (Австрия) независимо друг от друга вторич­но открыли законы Менделя. Одному из этих ученых, Г. де Фризу, принад­лежит авторство мутационной теории, согласно которой наследственные признаки могут скачкообразно изменяться. Важным этапом развития генети­ки следует считать создание Томасом Морганом и его сотрудниками А. Стертевантом, К. Бриджесом и Г. Мёллером хромосомной теории наследст­венности, чему предшествовали значительные успехи в области такой науки как цитология. В частности, У. Сэттон в 1903 году предположил, что наслед­ственные факторы (гены) располагаются в хромосомах. Учение о наследст­венной изменчивости нашло свое отражение в работах советского генетика Николая Ивановича Вавилова (1887-1943 гг.), который сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Значительный вклад в развитие классической генетики внесли русские ученые: Ю.А. Филипченко, Н.К. Кольцов, А.С. Серебровский, С.С. Четвери­ков, Г.А. Надсон, Г.С. Филиппов, Е.А. Богданов, Б.Л. Астауров, Н.П. Дубинин и др.

Развитие биохимии позволило выяснить биохимические основы наследственности, а появление современной техники исследования — изучить молекулярное строение клетки, что дало возможность перейти к новому эта­пу развития генетики на молекулярном уровне. Революционным открытием XX века в области биологии стало доказательство генетической роли нук­леиновых кислот (О. Эвери, К. Мак-Леод и Мак-Карти; 1944) и разработка модели структуры молекулы ДНК (Дж. Уотсон, Ф. Крик; 1953). В 60-е годы XX века последовала расшифровка генетического кода и генетических меха­низмов синтеза белка.

На современном этапе развития генетики стало возможным клонирова­ние индивидуальных генов, создание подробных генетических карт человека и животных, идентификация генов, разработка методов биотехнологии и генной инженерии, позволяющие направленно получать организмы с задан­ными наследственными признаками.

Как биологическая наука генетика важна для всех специалистов, имеющих дело с живыми организмами. Велико ее значение для зоотехнии, селекции, племенного дела, так как знание генетики и понимание закономер­ностей наследственности позволяет правильно оценивать существующие способы совершенствования пород и линий животных, выбирать наиболее эффективные из них и разрабатывать новые.

Достижениям генетики в настоящее время придается большое значе­ние. Развитие научных исследований в области естественных наук должно обеспечить дальнейшую разработку теорий и методов генетики для создания новых ценных сортов растений, пород животных и культур микроорганиз­мов, а также способов получения физиологически активных веществ для ме­дицины, сельского хозяйства и ряда отраслей промышленности.


Большой круг вопросов, которые охватывает генетика, не может быть решен без связи с такими науками, как цитология, биология, органическая и биологическая химия, микробиология, математика. В связи с этим изучение генетики возможно после усвоения студентами указанных дисциплин и должно предшествовать изучению курсов «Разведение сельскохозяйствен­ных животных» и «Морфология и физиология сельскохозяйственных живот­ных».

В материале программы курса по генетике студент встретится с боль­шим количеством терминов, знание которых необходимо для правильного понимания этой науки. Кроме того, знание терминов облегчит усвоение, а в дальнейшем и использование генетики в практике. Поэтому в процессе рабо­ты полезно выписывать каждый новый термин и давать ему объяснение.

При разработке настоящих методических рекомендаций были использованы программа и государственный образовательный стандарт по изуче­нию дисциплины «Генетика и биометрия» по направлению «Зоотехния», «Генетика» - «Технология производства и переработки сельскохозяйствен­ной продукции» и «Генетика и эволюция» - «Биология».

При изучении курса генетики рекомендуется использовать следующие основные учебники:

1. Генетика/ В.Л. Петухов и др., - Новосибирск: СемГПИ, 2007г. - 628 с.

2. Генетика / Е.К. Меркурьева, З.В. Абрамова, А.В. Бакай, И.И. Кочиш. - М.: Агропромиздат, 1991. - 446 с.

3. Генетика с основами биометрии / Е.К. Меркурьева, Г.Н. Шангин-Березовский. - М.: Колос, 1983. - 400 с.

4. Ветеринарная генетика с основами вариационной статистики / В.Л. Петухова, А.И. Жигачева, Г.А. Назарова. -М.: Агропромиздат, 1985. - 368 с.

5. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. - М.: Высш. шк., 1989. - 591с.

6. Генетические основы селекции животных / В.Л. Петухов, Л.К. Эрнст, И.И. Гудилин. - М.: Агропромиздат, 1989. - 448 с.

7. Ветеринарная генетика / В.Л. Петухов, А.И. Жигачев, Г.А. Наза­рова. - М.: Колос, 1996. - 384 с.

8. Генетика / Стамбеков С.Ж., Короткевич О.С., Петухов В.Л./- Но­восибирск, 2006.- СПП «Наука» РАН. – 616 с.








Date: 2015-09-02; view: 528; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию