Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные концепции культуры в современной социологии
Фрейдистское направление По мнению 3. Фрейда, общество и культура выступают продуктами не столько сложных социально-исторических процессов, сколько сублимированных биологических инстинктов и влечений. Культура связана со структурой личности и механизмами психических процессов. Базисом культуры является передаваемый по наследству Эдипов комплекс. Происхождение культуры связано с мифической сексуально-психологической драмой (убийством взбунтовавшимися сыновьями деспотического главы первобытной орды), к возникновению системы социальных норм, запретов, социального контроля, санкций и т. д. Как утверждает 3. Фрейд, это великое событие, с которого началась культура, являющая собой в его же интерпретации совокупность норм и запретов, подавляющих биологические инстинкты и влечения. Чем полнее подавление и сублимация, тем выше уровень культуры, поскольку сексуальные и агрессивные импульсы в большей мере направляются на выполнение социально-значимых целей, но полное подавление представляет опасность, так как ведет к деформации и распаду человеческой личности. Культура репрессивна по отношению к человеку, и в этом заключается основное противоречие общества и культуры.
Символическое направление
Культура – это организация вещей и явлений, основанных на символах. Это язык, обычаи, орудия труда, убеждения и многое другое, рассматриваемые отдельно от их человеческих носителей. Основу культуры образуют символы. Истоки символических теорий восходят к И. Канту. По его мнению, человек живет в мире явлений, не тождественных объективной реальности. Явление в кантовском смысле отделено от действительности и выступает лишь как символ последней. Человек для себя самого так же, как и природа, есть «вещь в себе». Немецкий философ Э. Кассирер, противопоставляя символическую теорию культуры натуралистически-позитивистской, продолжает развитие идей И. Канта: человек живет в символической вселенной, он не может иметь дело с действительностью. Вместо того чтобы иметь дело с вещами, человек все время беседует сам с собой. И. Кант настолько облек себя в языковые формы, художественные образы, мифические символы и религиозные обряды, что не может видеть или знать что-либо без помощи этих искусственных средств. Даже в практической сфере человек не живет в мире твердых фактов или согласно своим непосредственным нуждам и желаниям. Он живет в мире воображаемых эмоций, в надеждах, страхах, иллюзиях и разочарованиях, фантазиях и мечтах. Культура целиком тождественна символам.
Марксистское направление
Основа культуры – производительные силы и производственные отношения, целесообразная деятельность человека. Культура выступает как продукт истории и рождается в общественно-исторической практике. Основная функция культуры заключена в производстве материальных благ. Материальные предметы, идеи, художественные образы – все имеет смысл в связи с практической деятельностью человека, направленной на преобразование природы, социальной среды и совершенствование собственной натуры. Date: 2015-09-02; view: 329; Нарушение авторских прав |