Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения (2-3 классификации). Характеристика методов обучения





Обучение – это процесс двусторонней активности. Эти виды деятельности (обучающего и обучающихся) могут осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Методы обучения являются и исторической, и социальной категорией, так как они меняются в зависимости от исторических и социальных условий. Реформируются учебные учреждения, меняется содержание образования, вслед за этим меняются и способы деятельности обучающих и обучающихся.

Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».

Приемы могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном – это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т.п. Располагая разнообразными приемами и по-разному организуя характер деятельности учащихся и педагогов, тем не менее трудно однозначно определить сущность методов обучения.

Классификация методов - упорядоченная по определенному признаку их система:

Традиционная классификация (Перовский Н.П., Лордкипанидзе Г.А.), общий признак - источник знаний. Выделяют:

· практические методы: опыты, упражнения, учебная практика и др.;

· наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;

· словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;

· работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана, реферирование;

· видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.

Классификация по типу познавательной деятельности (Лернер И.Н., Скаткин А.В.):

· объяснительно-иллюстративные методы;

· репродуктивные;

· методы проблемного изложения;

· частично поисковые методы;

· исследовательские.

Бинарные классификации. Методы преподавания:

· информационный;

· объяснительный;

· объяснительно-побуждающий;

· побуждающий.

· Им соответствуют методы учения:

· исполнительный;

· репродуктивный;

· частично-поисковый;

· поисковый.

По дидактическим целям (Данилов В.А., Есипов П.Н.):

· методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);

· методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

· Методы обучения образуют систему, так как они исторически конкретны и изменяются со временем, выступают в единстве, взаимопроникают друг в друга. И если мы в данный момент говорим об использовании одного метода, это означает, что он доминирует на данном этапе, но затем будет дополнен другими.

Методы в процессе обучения выполняют следующие функции:

· Обучающую.

· Развивающую.

· Воспитывающую.

· Мотивационную.

· Контрольно-коррекционную.

 

Особую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение. Методы называют активными, т.к. в них существенно меняется и роль обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения операций и действий, развития личностных качеств). Современные активные методы обучения включают с себя:

игровое/социальное/имитационное моделирование;

деловые игры;

анализ конкретных ситуаций (кейсы);

метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), отражающие в лабораторных условиях хитросплетения жизненных столкновений.

 







Date: 2015-09-02; view: 1469; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию