Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дополнительные элементы педагогической технологии
Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Дополнительные элементы воспитательных технологий: Одним из наиболее важных дополнительных элементов воспитательной технологии является создание психологического климата в группе. Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью следующих операций: · Установление личных контактов. · Этическое благородное поведение. · Предупреждение возможных неудач. · Применение аудиовизуального художественного ряда. · Привнесение элемента. · Через традицию. Групповая деятельность также является одним из дополнительных элементов воспитательных технологий. Следующий дополнительный элемент воспитательных технологий – это создание ситуации успеха и неуспеха. Ситуация неуспеха – это субъективное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий для личного индивидуального развития ребенка. Одним из дополнительных элементов воспитательных технологий также является педагогическая реакция на поступок ученика. Что же такое поступок? Поступок – это совершаемое субъектом всякого рода деяние, имеющее моральную оценку. Алгоритм, который предлагается ниже, был разработан совместно с доктором педагогических наук, профессором Н.Е. Щурковой и ее коллегами: · «Не удивляться» поведению ребенка. · Содействовать психическому уравновешиванию путем «оправдания» поведения школьника. · Инструментовать свободу выбора, чтобы помочь примирению ребёнка с самим собой. · Осветить предметный и социальный результат того, что сделано ребёнком, чтобы способствовать самостоятельному осмыслению. · Предъявить иной способ поведения как альтернативу для самоопределения. · Инициировать самосознание школьника, побуждая его выявить мотивы и объяснить причины случившегося. · «Защита» от внешних оскорблений, чтобы создать условия для реализации ребенком себя на другом уровне культуры. · Неожиданное индивидуальное решение, нарушающее логику выстраиваемого воздействия. Рассмотрим последний дополнительный элемент воспитательных технологий – этическая защита. С позиции функционально-операционного подхода перечисленные возможности представляют собой функции, реализуемые педагогом в ответ на недостойное слово или действие ученика. Но рассмотрим все по порядку. Первая функция – сохранение собственного достоинства в момент грубости, звучащей в наш адрес. · Операция «вопрос на воспроизведение» ставит обидчика в положение, когда, ссылаясь на то, что недослышали или были чем-то очень увлечены, его любезно просят повторить еще раз фразу, с которой он обращался, и тем самым нарушают логику его действий, подталкивают к поиску иных, более культурных форм обращения. · «Наивное удивление» тоже помогает сохранить достоинство, не допустить грубости в свой адрес. Большое значение для реализации этой операции имеет пластико-мимическое выражение. Вторая функция – корректировка поведения партнера – осуществляется как продолжение и развитие первой функции. В этих целях могут быть использованы следующие операции: · «Ссылка на свои слабости», позволяющая инструментовать внешнее принятие вины на себя, что заставляет партнера менять свою точку зрения и вслед за оскорблением извиняться или говорить комплимент. · «Окультуренное воспроизведение» – это произнесение фразы, повторяющей смысл, но оформленной культурно. Эта операция дает конкретный наглядный образец обращения в контексте возникшей ситуации. Реализация третьей функции – сохранение достоинства партнёра – развивает и углубляет взаимоотношения с ним, предоставляет ему возможность проявить себя иначе, на более высоком культурном уровне, реабилитироваться. Назовем и для этой функции две операции: · «Подстановка мотива», осуществляемая путем оглашения доброго, вероятно, намерения ребенка, которое внешне приобрело иную форму. Фраза строится как утверждение позитивной направленности, с которым трудно не согласиться: «Ты (вы), наверное, хотел...», «Ты (вы), скорее всего, хотел...». · «Оправдание поведения» выглядит как расценивание поступка ребенка в доброжелательном смысле. · Кроме перечисленных операций, для этической защиты могут быть использованы и более жесткие формы, применение которых требует больших психических затрат и одной, и другой стороной. Не использовав возможности легких и изящных операций этической защиты, педагог не имеет морального и профессионального права переходить к ним. · «Оставить человека наедине с собственным поступком» означает демонстративно прекратить (на какое-то время) отношения с ним, предварительно озадачив его оценкой собственного поступка или слов: «Вы, наверное, и сами не осознаёте...»; · «Противопоставление его поведению» осуществляется как сравнение «Вы такой... а...» Кажущаяся легкость этой операции порой оборачивается сложностью отыскания достоинства, особенно в момент напряженных отношений, поэтому фраза может иметь варианты: «Я считал вас...», «Вы производили впечатление...» и т.д. · «Великодушное прощение», или «царский подарок», выглядит как позволение подобного обращения с собой, но на самом деле жестко пресекает такую практику: «Если уж тебе так хочется...» Date: 2015-09-02; view: 1136; Нарушение авторских прав |