Различают три вида карьеры: профессиональную, внутриорганизационную и предпринимательскую
Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обу- чение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и фиксация индивиду- альных профессиональных способностей (разряды, категории и т.п.), уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.
Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях:
вертикальное - именно с этим направлением часто связывают само понятие карье- ры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальным направлением карьеры понимают подъем на более высокую ступень организационной иерархии;
горизонтальное - имеется в виду либо перемещение в другую функциональную об- ласть деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имею- щей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выпол- нение роли руководителя временной группы, программы и т.п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени с увеличени- ем вознаграждения;
центростремительное - данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях является весьма привлекательным для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимают движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, неформальные совещания, отдельные важ- ные поручения и т.п.
Предпринимательская карьера в качестве предшествующих ступеней имеет или профессиональную (как правило, нельзя стать предпринимателем, не имея никакой профес- сии, профессиональных навыков), или внутриорганизационную (вертикальное продвиже- ние с превращением во владельца предприятия, соучредителя и т.п).
На разных этапах карьеры поведение строится с учетом удовлетворения различных потребностей.
Предварительный этап включает учебу в школе. Среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько видов работ (учебных заведений) в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности.
Далее наступает этап становления, который длится примерно пять лет: от 25 до 30. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые профессиональные и поведенческие навыки, создает семью, стимулирующую карьерный рост.
Этап продвижения обычно длится от 30 до 45 лет. В этот период идет рост квалифи- кации, профессиональная карьера, как правило, сопровождается внутриорганизационной.
Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых резуль- татов и длится от 45 до 55 лет. Наступает пик профессионального совершенствования, по- является заслуженное уважение окружающих как следствие внутриорганизационной карье- ры. Поведение работника ориентировано на увеличение зарплаты и заботы о здоровье.
Этап завершения длится от 55 до 65 лет. Человек готовится к уходу на пенсию. Хогя этот период характеризуется кризисом карьеры, и люди в этом возрасте все меньше полу- чают удовлетворения от работы, потребность в уважении и самовыражении сохраняется.
На последнем, пенсионном этапе карьера в данной организации завершена. Интере- сы переключаются на хобби, внуков, работу в общественных организациях, здоровье.
Научно установлено, что оптимальный срок пребывания на одном руководящем по- сту четыре года. Перемещение же в должности по горизонтали или вертикали не позволяет кривым активности и заинтересованности опускаться, и они вновь начинают движение вверх. Горизонтальная профессиональная межорганизационная карьера сохраняет и разви- вает личностный потенциал лучше, чем постоянная работа в фирме. Например, инженер, который в течение 20 лет работал в четырех компаниях, ценится выше, чем тот, который все эти годы проработал в одной. Работая долгое время в одной должности, работник огра- ничивает свой кругозор рамками данной организации, свыкается с недостатками, обрастает стереотипными приемами работы и поведения. Сменивший много мест работы инженер имеет возможность сравнивать ситуации, быстрее адаптируется к новым условиям работы. Даже японцы в отношении инженерно-технических работников отказались от пожизненной системы найма, поскольку для этой категории главное - сохранение инновационного по- тенциала.
При всем многообразии применяемых промышленными фирмами систем про- движения работников по службе их можно свести к нескольким основным. Одни из систем основаны на учете личных качеств, другие учитывают стаж работы, ротацию и т.д. Система учета личных качеств, делая акцент на трудовых показателях, проявляется в быст- ром продвижении способных и медленном - неспособных. С точки зрения наемного работ-' ника - это нестабильная система, чреватая субъективизмом руководства в оценке качеств. Ее противоположностью является система учета социального происхождения, при которой пренебрегают деловыми качествами. Способности в расчет не берутся. Система, учиты- вающая стаж работы в компании и личные качества, находится посередине. Она эффектив- на и обеспечивает определенную стабильность для тех, кого охватывает. Американская система продвижения близка к системе оценок личных качеств, японская - к системе оце- нок стажа работы (наряду с оценкой личных качеств). В Великобритании обычно опирают- ся на две системы: для высших эшелонов власти используется система учета личных ка- честв, а для нижних - система, учитывающая также демографические и социальные харак- теристики.
В то время как американцы, англичане и другие европейцы специализируются в рамках карьеры, японцы, корейцы специализируются в рамках организации. Большинство американских фирм придерживаются «вертикальной модели» карьеры менеджера, которая предусматривает, что финансист всю свою жизнь будет расти только как финансист, а ин- женер - как инженер.
На траекторию карьеры в конкретной организации влияют и социокультурные осо- бенности найма персонала. Существуют два основных пути: внешний (за счет притока лиц извне) и внутренний (за счет собственных работников). Внешний обходится дорого, (за- траты по набору одного нового квалифицированного менеджера в США составляют до 30 тысяч долларов), поскольку сюда входят затраты на публикацию объявлений, оплату услуг посредников, тестирование и собеседование, транспортные расходы претендента и т.п. Его положительной стороной является о, что в организации появляются новые люди нередко с оригинальными идеями, способными обогатить организационную культуру фирмы. Отри- цательная сторона состоит в длительном этапе адаптации новых работников к организаци- онной культуре. Традицией США является деятельность пятнадцати тысяч компаний, за-
нимающихся поиском и наймом служащих. Кадровые компании специализированы по профессиям. В США регулярно издаются специальные справочники - списки ищущих ра- боту с подробным описанием профессиональных и деловых качеств работников.
Организационная культура японских фирм предполагает пожизненный найм. Здесь доминирует внутренний найм персонала. Управленцы в большинстве японских корпораций считают, что служба в одном месте на протяжении всей жизни дает много преимуществ: плановый набор и обучение персонала, хороший моральный климат в коллективе, устойчи- вые доброжелательные отношения между работниками и управляющими. Японцы не боят- ся инвестировать в обучение персонала, поэтому не боятся, что служащие уволятся и зай- мутся конкуренцией. Служащий знает, что в плохие времена он может потерять в доходах, но в другие времена наверстает в экономическом вознаграждении. В японской фирме от- сутствует мотивация для «подсиживания», продолжения карьеры за счет кого-то, так как в течение первых 10 лет служащий рассматривается просто как час1ь группы. В последую- щем неспециализированные карьерные пути в организации обеспечат японцу многократ- ную смену функций, участков работы, и даже смену места жительства.
Динамика зарплаты японского служащего отражает специфику его карьеры. Моло- дой человек, принятый на работу, обычно живет в общежитии и не имеет семьи. Его отец еще работает, и нет необходимости помогать родителям. Поэтому у новичков низкая зар- плата. Через несколько лет молодой сотрудник женится, обзаводится своим жильем. Фирма учитывает рост потребления и ежегодно повышает ему зарплату. Потом появляются дети, им нужно дать образование, а также помогать престарелым родителям. Рост зарплаты со- провождается повышением квалификации и ротацией в рамках внутриорганизационной карьеры. Так продолжается до 55 лет. В это время дети сотрудника уже сами работают. Расходы сокращаются. В 55 лет работнику предлагают уйти с работы с большим выходным пособием, или стать временным работником с небольшим окладом. На место ушедшего приходит новичок, чья зарплата в три раза меньше, чем у отправленного на пенсию. Тем не менее, он знает, что ему гарантировано продвижение по службе и рост зарплаты в связи с планомерной отправкой на пенсию его старших коллег. Это правило не распространяется лишь на менеджеров высшего звена, руководителей компании.
Непосредственно связана с поведением в организации и такая особенность японской деловой культуры как отношение к оценкам качеств сотрудников. На вопрос П. Друкера о причинах отказа от оценок деловых качеств работников один из японских менеджеров ог- ветил: «Задача ваших оценок - это выявление недостатков и слабостей человека. Это абсо- лютно нас не интересует, так как мы не можем уволить человека или отказать ему в про- движении по службе. Наоборот, чем меньше мы знаем о слабостях человека, тем лучше. Ведь нам необходимо знать сильные стороны и способности человека. Ваша система оце- нок на это не направлена» (3. С.133). Действительно, если человек попал в списочный со- став предприятия, будь то рабочий, служащий, специалист, он будет делать карьеру в зави- симости от своего возраста и стажа работы, зарплата его удваивается в среднем каждые 15 лет. Он не может уйти со своей работы, но его нельзя и уволить. Карьерная дифференциа- ция выявляется в верхних эшелонах службы по отношению к людям старше 45 лет. На этом этапе начинается отбор небольших групп работников по их индивидуальным качествам и достижениям. В целом же японская система построена так, чтобы игнорировать недостатки работников.
Что касается карьеры высших руководителей, то обычно учитывается подготовка в трех областях: концептуальные знания, знание людей и технические знания. Первые два элемента наиболее важны, хотя директорам необходимо получать и какую-то специальную подготовку, прежде чем их выдвинут в высшее руководство. Например, в Японии наиболее часто в директора выдвигались руководители следующих подразделений: исследования и разработки, производство, сбыт, кадры и общее руководство.
В карьере любого менеджера наступает такой момент, когда дальнейшее продви- жение по служебной лестнице становится маловероятным. Здесь возможны следую- щие варианты.
1. В организации нет соответствующих вакансий (любая организация имеет форму пирамиды, поэтому, чем выше, тем меньше вакансий и жестче конкуренция).
2. Препятствующим фактором выступает возраст (отличного сотрудника, пере- шедшего критическую возрастную отметку, не выдвигают на более высокую должность).
3. В организации утвердилось мнение, что эти сотрудники не способны с более сложной работой.
4. Руководитель настолько хорошо справляется со своими функциями в настоящем качестве, что его не выдвигают на более высокий пост из-за невозможности найти замену/
5. Остановку в карьере обуславливают личные качества (недостаток знаний, навы- ков, отсутствие амбиций и честолюбия).
По результатам серии интервью о перспективах карьеры, проведенных в конце 80-х годов с руководителями, занятыми НИОКР, были выделены следующие категории.
«Новички» - сотрудники, чей потенциал оценивается высоко, но в настоящий мо- мент работающие ниже общепринятых стандартов. В первую очередь это те, кто еще не вписался в культуру компании, или долго работает в организации, но получил новое назна- чение.
«Звезды» - это руководители, имеющие блестящую репутацию, от которых ждут стремительной карьеры. Как правило, им уделяют много внимания.
«Твердые середняки» - те, что имеют мало шансов для дальнейшего продвижения, получают за работу в своей должности хорошие (но не блестящие) оценки. Эти руководи- тели составляют большинство в любой организации и выполняют основной объем работы.
«Сухостой» —это сотрудники, которые с точки зрения коллег не имеют шансов на продвижение, поскольку их профессиональная деятельность оценивается низко. Иногда та- кие сотрудники просто должным образом не мотивированы, или не вписались в организа- ционную культуру. Работник, который проработал в одной фирме десяток лет и не добился служебного роста, по американским стандартам считается неудачником. В связи с этим в США обычной практикой является отправка на пенсию работников, проработавших в ком- пании 20 - 26 лет, хотя и не достигших пенсионного возраста. Таким путем руководство компаний стремится создать условия для служебного роста молодых специалистов, привя- зать их к своей организации. Ведь потеря специалиста обходится очень дорого. Подготовка управленческих кадров по программе магистров стоит не менее 15 тысяч долларов в год и требует семи-восьми лет обучения.
Управленческие усилия, как показывают исследования, тратятся на две крайние группы: «звезды» и «сухостой». Гораздо меньше внимания отводится «твердым середня- кам», хотя именно они создают стабильность, обеспечивают преемственность в развитии внутрифирменной культуры, поддерживают традиции. В большинстве организаций они предоставлены самим себе. Между тем стимулирование карьерных усилий обычно возна- граждается ростом производительности труда и общей эффективности организации. По- этому преуспевающие фирмы планируют ряд мер по поддержанию тонуса конкурентных сотрудников. Например, используют ротацию на одном уровне, методы, связанные с обо- гащением труда, делегированием полномочий, организуют образовательные программы и т.п.
С точки зрения карьеры вполне правомерен и вопрос об исследовании организаци- онной культуры личности. Человек составляет основу любой организации. Он может как конформист усваивать культуру организации, в которую приходит на работу, а может по- пытаться изменить ее. При высокой плотности организации с корпоративной культурой карьера новатора, как правило, мало перспективна. Здесь поощряется чинопочитание, по- слушание, отказ от инициативы. В организации с инновационным потенциалом, наоборот, проявление инициативы гарантирует успешную и быструю карьеру. Существует предпри- нимательская организационная культура, культура службы в государственных учреждени- ях, культура предприятия с коллективной собственностью. Попытки определения призна- ков организационной культуры личности безотносительно к типу культуры организации малопродуктивны. Тем не менее, считается, что успешная карьера предполагает сле- дующие качества:
- позитивная реакция на лиц, обладающих властью. Власть - обязательное явление в организациях. Личность должна уважать власть как обязательный атрибут руководства. Негативная реакция на руководство, склонность к анархизму, критике начальства снижают шансы успешной карьеры;
- склонность к конкуренции, честолюбие. Ограниченные ресурсы, в том числе ко- личество должностных вакансий - обычное явление в деловой организации. Работники должны конкурировать в целях достижения оптимального решения организационных во- просов;
- стремление к роли неформального лидера;
- умение убеждать, отстаивать свою точку зрения, что дает возможность для прояв- ления влияния;
- соблюдение норм групповой культуры;
- ролевая гибкость. Чем большим ролевым набором овладевает личность, тем выше уровень ее организационной культуры.
Контрольные вопросы к модулю 2
1. Что такое организационная культура?
2. Как организационная культура влияет на поведение личности?
3. Почему ценности считаются главным элементом организационной культуры?
4. Какие элементы входят в организационную культуру компании?
5. Каковы основные свойства организационной культуры?
6. Можно ли говорить об организационной культуре учебного заведения?
7. Как вы считаете, есть ли особая организационная культура на вашем факульте-
те?
8. Какие типологии организационной культуры вы знаете?
9. Можно ли говорить об организационной культуре личности?
10. Как организационная культура влияет на карьеру в организации?
11. Какие вы знаете виды карьеры в организации?
12. Может ли организационная культура стать источником организационного кон- фликта?
13. Чем различается организационная культура и субкультуры?
14. Что вы знаете о ритуалах в вашей организации?
|