Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Навчальний матеріал. Пункт 1. Прочитайте пункт 1, дайте письмову відповідь на запитання до розділуІнструкції: Прочитайте пункт 1, дайте письмову відповідь на запитання до розділу.
Гендерный подход к изучению социализации дает понимание того, что в дополнение к биологической основе существуют социально-детерминированные представления о женщине и мужчине, которые оказывают мощнейшее влияние на культурный контекст развития мальчика и девочки, женщины и мужчины. Под гендерной социализацией мы будем понимать – освоение индивидами всех форм и моделей гендерно организованного социального бытия в процессе жизнедеятельности, приобретения ими социально-половой идентичности, самосознания принадлежности к мужскому или женскому полу и идентификация себя с ним. Гендерная социализация личности происходит на разных уровнях – уровне общества в целом (макроуровень), уровне социальных групп и институтов (средний уровень) и уровне личности (микроуровень). На макроуровне структура того или иного общества предлагает и даже "навязывает" мужчинам и женщинам типичные для их пола виды деятельности, социальные статусы, массовые представления. С древних времен в большинстве культур закрепилось стереотипное представление о мужских и женских ролях, предписывающих женщине – слабость, покорность, зависимость, а мужчине – силу, решительность, настойчивость. Но это стереотипизирование постепенно и при определенных условиях преодолевается, и в этом усматривается закономерный характер и ведущая тенденция развития гендерных отношений в современном обществе. Если взять средний уровень, то взаимодействуя в определенной малой группе, личность усваивает через общение и совместную деятельность с другими людьми определенные социальные нормы и установки, касающиеся поведения мужчин и женщин. (там же) В своем исследовании Н.Ю. Ерофеева выделяет группу факторов гендерной социализации ребенка, свидетельствующих, что пол определяется социально: § влияние референтной группы; § половое разделение в профессиональной ориентации и карьере; § ожидания и установки; § мотивация достижений; § средства массовой информации и язык; § распределение ролей в партнерских отношениях. Попробуем в обобщенном виде проанализировать суть названных факторов. Первым таким фактором является: влияние референтной группы. Под референтной автор понимает группу сверстников с высоким уровнем интеллектуального развития и притязаний, которые могут оказать решающее влияние на профессиональный выбор, поскольку в таких группах стремление к профессиональной деятельности скорее поощряется, чем наказывается. Влияние этого фактора недооценивается и не используется при подготовке профессиональных лидеров. Не менее значимым фактором выступает: половое разделение в профессиональной ориентации и карьере. Юноши и девушки чаще всего выбирают традиционные для каждого пола профессии. Общество само закладывает половое разделение в профессиональной ориентации, а затем и в карьере. Под влиянием традиционной социализации большинство подростков выбирает профессии, которые считаются соответствующими их гендерной роли. Следующим фактором является фактор ожиданий и установок. Традиционные стереотипы сильно влияют на обретение экономической независимости женщинами. Для девушек типичен конфликт между предписываемой гендерной ролью и ориентацией на достижения. В обществе, где главенствующую роль играют мужчины и где господствуют чисто мужские установки и мужская система ценностей, женщина должна приложить особые усилия, чтобы добиться своего признания и успехов в обществе. Женщины, стремящиеся к успеху, сталкиваются с серьезными проблемами: их стремление к достижениям расценивается как утрата женственности или как способ компенсации неудач в личной жизни. Представляющим особый интерес является фактор мотивации достижений. Для успешной профессиональной деятельности одних способностей недостаточно, необходимо учитывать социальное давление и потребность в достижениях. Причину того, что в самых различных областях деятельности любые незначительные успехи презрительно называют «женскими», а выдающиеся достижения женщин уважительно именуют «мужскими», мы видим в маскулинности нашей цивилизации. Поэтому мотивация достижений ориентируется в первую очередь на точку зрения мужчин или себя по отношению к мужчинам. Если нам ясна степень, до которой все наше существование, образ мыслей и действий приспособлены к меркам мужчин, то нам должно быть понятно, как трудно отдельному мужчине и отдельной женщине от них отойти. Не менее существенным является влияние фактора распределения ролей в партнерских отношениях. Важнейшей причиной, влияющей на распределение ролей в партнерских отношениях, является та, что мужчины и женщины по-разному воспитывались. Женщин готовили к взрослой жизни по-другому. Быть умной, самостоятельной, в состоянии помочь себе – все это становится второстепенным. Основой женского самосознания в период полового созревания окончательно закрепляется «женская привлекательность». В подавляющем большинстве случаев различия в поведении женщин и мужчин обусловлены не врожденным биологическим полом, а заученным распределением ролей по половому признаку («так ведет себя настоящая женщина/настоящий мужчина»). В наше время одним из самых влиятельных можно назвать такой фактор как средства массовой информации. Выше мы рассматривали действие этого фактора в отношении молодежи, в данном же случае наша задача состоит в том, чтобы показать его действие применительно к женщинам. Именно СМИ чаще всего информируют девушек о том, что смысл жизни они могут найти только через мужчину, что сами должны быть беспомощными и слабыми, что они являются сексуальными объектами и должны соблазнять мужчин. Не останавливаясь подробно на анализе влияния СМИ, сошлемся на мнение отечественного исследователя В. Агеевой: «Сейчас реклама навязывает образ: богатый дядюшка и девочка с длинными ногами. Из журналов, телевизора просто кричат: брачная лотерея, роскошное авто, в которое тебя посадят в 16 лет, вот твои длинные ноги, и тебе большее ничего не надо. И еще желательно много крема, которым каждый вечер и каждое утро смазывать всю свою кожу, чтобы она была бархатной. Ты — это товар, который должны пощупать. Подобные представления — это модификация мужского мифа о счастливой женщине на содержании. Мужчина взял на себя все общечеловеческие проблемы, и она должна быть счастлива. Это — колоссальное упрощение» [39]. Воспитание, четко ориентированное на половое различие, с помощью сложившихся традиций, литературы, средств массовой информации формирует поведение и мышление девочки, заставляя думать, что: · девочка самостоятельно не может решить проблемы, да это ей и не нужно. Для решения проблем девочкам и женщинам нужны мужчины; · для девочек и женщин важно быть красивыми, чтобы понравиться мужчинам. Красивые женщины имеют больше шансов получить социальное признание; · сила женщины в том, чтобы убирать, заботиться, ухаживать и помогать; · женщины не должны стремиться быть в центре внимания, а должны уступать первенство мужчинам и.д. Как следствие этого женщины упускают возможности: · подготовиться к самостоятельной жизни в партнерстве; · выработать пути преодоления настоящих опасностей, научиться решать проблемы; · спланировать свою собственную профессиональную карьеру и выйти в мир, чтобы соответствовать требованиям дня. Как фактор, влияющий на распределение ролей в партнерских отношениях, Н.Ю. Ерофеева называет и созданный обществом комплекс маскулинности. Этот комплекс, выделенный психоаналитиками, формируется на уровне подсознания. Суть его в том, что при более глубоком исследовании, проведенном психоаналитиками (Хорни, Фрейд), просматривается более или менее сильное желание собственной маскулинности или фантазии о ней. Даже если подобное желание отчасти осознается, всю силу и глубину подсознательной мотивации своего стремления женщина обычно не осознает. Комплекс маскулинности – это комплекс чувств и фантазий о ней. Даже если подобное желание отчасти осознается, всю силу и глубину подсознательной мотивации своего стремления женщина обычно не осознает. Комплекс маскулинности – это комплекс чувств и фантазий женщины, содержание которых определяется бессознательным желанием тех преимуществ, которые дает положение мужчины, зависть к мужчинам, желание быть мужчиной и отказ от роли женщины. Анализ группы факторов гендерной социализации позволяет говорить об особенностях и индивидуальных психологических различиях женщин и мужчин. В основном все эти особенности не столько биологического характера, сколько социального и закладываются обществом. Знание, понимание и учет этих факторов сегодня как никогда имеют большое значение. Меняются образ жизни, моральные устои и человеческие устремления, подвергаются изменениям и отношения между мужчиной и женщиной. Теперь женщины – соперницы, претендующие на повышение зарплаты и продвижение по службе [16]. Социально-экономические изменения, которые происходят в Украине с конца прошлого столетия, ведут к расширению вариативности гендерных конструктов. Гендерная социализация на современном этапе характеризуется сложностью и противоречивостью. Очевидно, что "мужские" и "женские" культуры – ранее традиционно четко деленные – сближаются и перемешиваются. Поэтому границы стереотипных мужских и женских ролей постепенно разрушаются, теряют жесткость и определенность, что создает дополнительные трудности в социализации. Представляется весьма вероятной дальнейшая трансформация взглядов относительно мужских и женских ролей в сторону их эгалитаризации, хотя, судя по невысоким темпам развития демократии, феминистская идеология в ее наиболее рациональных и гуманных проявлениях вряд ли найдет легкие пути к массовому общественному сознанию. (41) Исследовательница Говорун Т.А. также утверждает, что социум закладывает такой сценарий приобретения гендерной идентичности, который совмещает в себе как социально типичное, так и индивидуальное, которые, как правило, выступают дисгармоничными составляющими образа Я. Несогласованность, дисбаланс достижений и ожиданий, маргинализация полового сознания, за счет обеднения етнокультурних нормативов поло-ролевого поведения порождает дезориентованность юношей и девушек относительно реального и путей достижения идеального Я. Особенности социализации пола на территории Украины в эпоху социализма можно охарактеризовать процессом выравнивания позиции полов в получении образования и освоении профессиональных ролей и в то же время сужением возможностей для самореализации в поло-соответствующих ролях. Такой характер гендерной социализации можно назвать "бесполым сексизмом", поскольку равенство полов достигалось за счет нивелировки полосоответствующих свойств и ориентировало на освоение поло-нейтральных или нетипичных ролей. Сексизм проявлялся, в первую очередь, в нарушении принципа четности, гендерного равновесия в исполнении семейных и социальных ролей. Отсюда – современные проблемы половой социализации подрастающего поколения: девальвация семейных ролей, роста привлекательности их традиционного распределения, маскулинизация девушек и феминизация мальчиков. Оценка современного состояния украинского общества с позиций гендерного равенства (дисбаланс экономического, социального, семейного статуса мужчин и женщин, дифференциация ценностно-нормативных представлений о поведении в зависимости от пола и тому подобное) удостоверяет, что его ориентации являются далекими от оптимальных.
|