Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Навчальний матеріал. Пункт 1. Прочитайте пункт 1, дайте письмову відповідь на запитання до розділу
Інструкції: Прочитайте пункт 1, дайте письмову відповідь на запитання до розділу. Гендерные роли Роль – поведение человека в соответствии с предписанными нормами и правилами. Поскольку мы уже рассмотрели разделение понятий «пол» и «гендер» и определили, что пол – это понятие, в большей степени характеризующее биологические особенности, то гендер – это социальный пол. В каждом обществе существуют определенные представления о функциях людей того или иного пола, его социальных обязанностях и возможностях – это является основой для формирования социального пола. Гендерные роли – это набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин при выполнении социальной роли в различных ситуациях. В основе гендерных ролей лежат гендерные стереотипы. Гендерная идентификация – это усвоение образцов поведения, предписанных социальной ролью. Социальная роль – это статусная позиция личности в многоликом обществе. Каждой статусной позиции соответствует образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Чем выше статусная позиция, тем выше предписания относительно допустимых действий и т. д. Один из первых исследователей понятия «социальная роль» Р. Линтон обозначил его как отвечающий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их позиции или статуса в обществе. Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом, ведет к многообразию ролевого набора (к репертуару социальных ролей). Тендерные роли относятся к предписанным ролям. Статус будущего мужчины или женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе тендерной социализации ребенок обучается выполнять ту или иную гендерную роль. Достаточно убедительную характеристику гендерным ролям дала А. Чекалина. Роль, таким образом, включает установки, ценности и поведение, предписываемые обществом для каждого, имеющего определенный статус. К ролевому поведению окружающих предъявляются соответствующие ролевые ожидания того, что человек обязательно должен делать в данной роли, и того, чего человек не должен делать. Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным. Неуспешное выполнение той или иной роли может вызвать конфликт – столкновение несовместимых желаний. Это дает возможность возникновения ролевого конфликта. Такой конфликт может возникнуть между ролями как несовместимость в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть в связи с различными требованиями к выполнению одной и той же роли. Возможна ситуация, когда личность находится в пограничной, маргинальной ситуации. Различают два типа ролевых конфликтов: межролевые и внутриролевые конфликты могут возникнуть тогда, когда индивиду приходится одновременно выполнять слишком много ролей и их качественное выполнение в соответствии с предписанными требованиями невозможно. В такой ситуации чаще всего оказываются женщины, так как им необходимо выполнять одновременно несколько ролей дома и на работе. Дома: умелая хозяйка, замечательная жена, потрясающая мать, заботливая дочь и т. п.; на работе: исполнительный, ответственный работник, профессионал высокого уровня, умеющий работать в команде, понимающий коллега и т. п. Внутриролевой конфликт порождается, как правило, противоречивыми требованиями, предъявляемыми к исполнителю одной роли значимыми для него людьми и разными социальными группами. Ролевые конфликты дают основу для внутриличностных конфликтов, которые возникают на основе ролевых как противоречие между несовместимыми интересами, потребностями. Ситуация внутреннего конфликта – это целая психологическая проблема (чувство вины, боязнь успеха, страх). Самая простая модель гендерных ролей построена по принципу «или – или». На в одном полюсе – мужские роли, на другом – женские. Эта модель долго существовала как незыблемая, однако, по мере того как разделение труда утрачивало свою жесткость, круг исключений расширялся, гендерные роли начали требовать взаимодополнения. Спектр гендерных ролей и представлений о потенциальных возможностях в восприятии мальчиков более узкий, чем в восприятии девочек. Благодаря исследованиям Сандры Бем в научном лексиконе появилось понятие «андрогиния», обозначающее одновременную выраженность маскулинных (мужественных) и фемининных (женственных).
Гендерные типы. Исследования С. Бем позволили провести классификацию гендеров по гендерным типам, в основе которой лежит демонстрация маскулинности и фемининности мужчинами и женщинами. Маскулинный тип (высокая маскулинность – низкая фемининность). Маскулинные мужчины нечувствительны, энергичны, честолюбивы и свободолюбивы. Испытывают большие трудности в тех видах деятельности, которые не совпадают с гендерными стереотипами. Маскулинные женщины обладают сильной волей, склонны соперничать с мужчинами и претендовать на их место в профессии, социуме. Фемининный тип (высокая фемининность – низкая маскулинность). Фемининные мужчины чувствительны, ценят человеческие отношения и творческие достижения, нередко принадлежат к миру искусства. Фемининные женщины отличаются покорностью, верностью, заботливостью, нежностью. Чувствуют себя некомфортно в общении, если их поведение не совпадает с гендерными стереотипами. Андрогинный тип (высокий) (высокая фемининность – высокая маскулин-ность). Меньше подвержены эмоциональным стрессам, поскольку обладают высоким уровнем саморазвития. Андрогинные мужчины сочетают в себе проективность и чувствительность, нередко выбирая гуманные профессии педагога и врача. Андрогинные женщины выполняют мужские задачи, используя женские средства (гибкость, коммуникабельность). Андрогинный тип (низкий) (низкая маскулинность – низкая фемининность) – страдают от нехватки жизненных сил. Маргарет Мид, американская исследовательница, отвергает бытующее убеждение о том, что мужчины и женщины созданы для определенных ролей. Наши гендерные роли зависят от статусов, позиций, которые мы занимаем в семье, окружении, социуме. Их исполнение связано с тем, насколько мы осознаем то, что должны исполнять, насколько мотивированы и принимаем требования роли. В любом случае наши гендерные роли взаимосвязаны с представлениями о себе и отношением к себе, с тем, как человек решает проблему взаимоотношений «я» и «мы». В свою очередь, и самооценка человека зависит от характера исполнения им гендерных ролей. Чтобы выжить, человеку было необходимо ролевое различие полов. В прошлом роли мужчин и женщин были четко определены. Мужчина был главой семьи. Он добывал хлеб насущный, его слово было законом, и все решения принимал только он. Он был защитником и добытчиком. Его жена была матерью, домохозяйкой, секретаршей и сиделкой. Мужчина знал свои обязанности, женщина – свои. Жизнь была простой. На протяжении миллионов лет мозг создавал эти условия и приспосабливался к ним. Женщины должны были отличаться вербальными способностями, а мужчины – лучшим пространственным мышлением и повышенной физической агрессивностью. Женщинам приходилось добиваться согласия в небольшой группе, а мужчины больше ориентировались на неофициальную иерархию с доминирующим лидерством. Женщины должны были слушать, смотреть, использовать все органы чувств и запоминать множество разнообразных вещей, необходимых для постепенного развития мозга ребенка и его воспитания; мужчины должны были сосредотачиваться на одной задаче – обеспечении и защите группы людей. Сегодня многое изменилось. Мир – странное место для мужчин. Их основные навыки оказались в этом мире излишними, и женщины нападают на них со всех сторон. Мужчины больше не знают, что им делать, а новые ролевые модели еще не сформировались. Женщины берут на себя роль матери, отца и добытчика. Женщины получают язвы желудка, страдают от сердечных приступов и болезней, вызванных стрессом, которые раньше были привилегией мужчин. На кафедре возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университета (Э.А. Антропова) проводилось исследование гендерного аспекта межпоколенной трансмиссии культуры в семьях по мужской и женской линиям. Используя глубинное структурированное интервью, были опрошены в каждой семье (35 семей) представители одного пола трех разных поколений. Испытуемым было предложено поделить свою жизнь на этапы, выделяя на каждом значимых людей, важные события, ценности и задачи, которые решались. Испытуемым также предлагалось назвать девиз жизни, который бы они передали своим потомкам, и сказку, на которую похожа их жизнь. Результаты, полученные при интервьюировании женской линии, показали, что третье поколение (это были в основном старшеклассники и студенты) в большинстве своем не приемлет тех сказок-сценариев, тех девизов, что транслируются старшими. Так, бабушки (54-89 лет) почти все выбрали своей героиней Золушку, Спящую Красавицу или другую героиню с той же судьбой. В качестве девиза часто звучало «с милым рай в шалаше», «помогать мужу и во всем поддерживать его», «удачно выйти замуж, жить в достатке» и т. п. Мамы (30-56 лет) часто принимали и транслировали эти ценности дальше. Внучки же выбирали «Гадкого утенка», «Снежную королеву» (Герду), такие девизы, как «Я есть я, я ценю себя», «Достигать поставленных целей», «Стремиться к совершенству» и т. п. Они в основном негативно отнеслись к сценарному наследию бабушек и мам. Они сознательны в выборе своего жизненного сценария и потому не бессильны. Итак, налицо та тенденция, что представительницы женского пола нового поколения развивают в себе маскулинные качества (активность, независимость, самостоятельность, созидание, ориентация на себя и др.). Это обусловлено тем, что еще с детства девочка видит: мужчины в выигрыше в современном мире, у них больше возможностей для самореализации. А ведь она тоже не хочет быть второстепенной в этой жизни! В связи с этим гораздо сложнее складываются фемининные предпочтения, осложняется гендерная идентичность, но в то же время и большой плюс. Исследуя мужскую линию, мы увидели, что мужчины более подвержены традициям. Новое поколение приветствует и принимает сказки-сценарии родителей и предложенные ими образы-роли богатырей (стереотипное представление о настоящем мужчине»). В современном мире стандарты для мужчин гораздо жестче, чем для женщин. Отношение к маскулинным девочкам менее категорично, чем фемининным мальчикам. Активную, независимую женщину общество примет к и лучше, чем беспомощного мужчину. В связи с этим мальчик испытывает жесткое давление и может ощущать себя некомфортно, если не соответствует и стереотипу. Таким образом, мы пришли к выводу, что в период социальных трансформаций общества преемственность ценностей, девизов и жизненных сценариев между поколениями терпит преломление по женской линии. В мужском мире прежние ценности и стереотипы принимаются и наследуются, что в настоящее время поощряется, одобряется и стимулируется социумом. Гендерная идентичность. Гендерная идентичность – это соответствие поведения человека гендерным ролям на основе сложившихся в сознании гендерных стереотипов и установок. Игли (Eagly, 1987) выдвинула предположение, что гендерные стереотипы, в сущности, являются социальными нормами. Это означает, что у всех нас есть представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные нары конкретных качеств и моделей поведения, что подавляющее большинство под ей придерживается этой же точки зрения и что обычно мы отдаем себе отчет, какое именно поведение считается правильным для представителей того или иного пола. Существуют две основные причины, из-за которых и стараемся соответствовать гендерным ожиданиям, – это нормативное и информационное давление. Эти термины ввели Дойч и Жерар (Deutsch и Gerard) в 1955 году. Человеческой психике свойственно экономить время и силы. Тенденция подчиняться социальным нормам фактически экономит мышление: все, что от нас требуется в определенной социальной ситуации, – это бездумно демонстрировать социально ожидаемое поведение. Большинство людей принимают их бессознательно, даже не ставя под сомнение. Уступчивость – это процесс подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение. Одобрение – это процесс подчинения социальным нормам, когда человек с ними полностью согласен. Идентификация – это процесс подчинения социальным нормам, при котором человек повторяет действия ролевой модели просто потому, что хочет быть похожими на них. Ученые еще не знают, какой из процессов чаще заставляет людей подчиняться гендерным ролям: уступчивость, одобрение или идентификация. К сожалению, эта тема пока мало разработана, но, по данным нескольких исследований, и мужчины и женщины сильнее выражают свою приверженность гендерным стереотипам на публике, чем среди близких людей (Eagly & Crawley, 1986; Eagly etal., 1981; Eisenberg & Lennon, 1983). Это скорее указывает на уступчивость, чем на одобрение или идентификацию. На процесс гендерной идентичности влияют: собственный жизненный опыт, анализ поведения, анализ общения, анализ результатов деятельности и средств достижения этих результатов. Как это не покажется странным, но нормы, ценности, представления меняются и их содержание определяется уровнем социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни индивида. Переход к рыночным отношениям изменил представления о различных гендерных ролях. Процесс овладения социально-половой ролью в обществе протекает незаметно, постепенно и неуклонно. На наш взгляд, не следует недооценивать те подсознательные процессы идентификации и усвоение гендерных идеалов и ролей, которые развиваются с помощью различных процессов в школе и вузе. В них входит большинство механических операций социального научения, а также создание стартовых условий, когда правильное поведение усваивается с помощью системы поощрения и наказания, в результате чего оно обобщается и переносится на многие другие ситуации. Поощрение может делаться как сознательно, так и бессознательно учителями, преподавателями, одноклассниками и одногруппниками. Именно на этой стадии и происходит изменение соотношения биологического и социального. Человек, пытаясь соответствовать предложенному стереотипу, а иначе «Что обо мне подумают окружающие?», меняет самого себя. Сложно сказать: хорошо это или плохо? Но личность, не желающая принимать и усваивать стереотипы, однозначно вызывает неодобрение окружающих. Кто-то становится «колючим» как ежик, кто-то смиряется и не протестует, возможно, пока не представятся соответствующие условия. Нам неоднократно приходится принимать тот факт, что человек меняется просто на глазах. Процесс формирования гендерной идентичности сопровождается двумя составляющими – гендерным дисплеем и гендерным контрактом. Эти два понятия взаимодополняющие. Гендерный контракт – это набор социально сконструированных ожиданий (стереотипов) или идеальных представлений о социальной роли, которые порождены обществом и вложены в сознание индивидуумов. Понятие «гендерного контракта» было использовано шведской исследовательницей U. Hirdmair для характеристики гендерной системы как совокупности гендерных контрактов. Понятие «гендерного дисплея» было введено И. Гоффманом как характеристика множества проявлений культурных составляющих пола, предписанных обществом нормами мужского и женского. Это проявление личностью ее понимания о той или иной социальной роли, совокупность представлений о нравственных категориях, заложенных в сознание индивидуума. Вызывает интерес определение нравственности, которое дал Даниил Гранин: «Нравственность – это система ограничений». У каждой личности своя система ограничений, свое понимание «что такое хорошо и что такое плохо». Хотя поколение дедушек и бабушек вряд ли сегодня сможет четко ответить на этот вопрос, как раньше. Гендерный дисплей – это характеристика множества проявлений культурных составляющих пола, предписанных обществом норм мужского и женского поведения. Украина принадлежит к тому типу синкретических культур (синкретизм – греч. «соединение, объединение»), которые называются «стыковыми» или «пограничными» культурами. Такие культуры являются продуктом взаимовлияния различных цивилизаций во временном и пространственном измерениях. Для них (культур) характерны полиэтичность, веротерпимость, толерантность, способность к быстрой культурной адаптации. Их неотъемлемыми чертами являются способность вбирать в себя элементы других культур без разрушения, через ассимиляцию (лат. – уподобление); способность к бесконфликтному существованию и взаимодействию с различными этносами, религиозными и социальными группами, – то есть все то, что мы могли бы назвать диалогом культур. Это соотношение «гендерный дисплей (я так понимаю и поступаю) – гендерный контракт (так должно быть)» влияет на процесс гендерной идентичности (процесс соответствия социальной роли). Гендерная система Процесс гендерной идентичности эффективнее всего проходит в гендерной системе. Понятие «гендерная система» не имеет однозначного толкования. В зарубежной научной литературе это понятие используется достаточно широко. Шведская исследовательница U. Hirdman обозначает гендерную систему как совокупность гендерных контрактов – отношений между мужчинами и женщинами, включая туда идеи, неформальные и формальные правила и нормы, выделенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе. Ученые рассматривают гендерную систему как институт, поведение и социальные взаимодействия которого предписываются полом. Наши ученые предлагают свою трактовку понятия, так, А. Темкина в понятие гендерной системы включает гендерный раздел труда в публичной и приватной сферах и социальную регуляцию сексуальности. Таким образом, можно сказать, что в понятие гендерной системы включены такие компоненты, как: социальные институты, социальное разделение труда, социальное поведение, социальное взаимодействие. Вводя понятие гендерной системы в педагогическую концепцию, мы представляем гендерную систему как форму организации гендерной культуры, основанную на специально разработанной системе норм, правил, инструкций для выполняемых в ней социальных ролей. Примером гендерной системы может служить семья, коллектив. Объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, отношения и интересы в соответствии с биологическим полом. К примеру, семья представляет из себя пока еще полоролевую систему, хотя появились уже семьи, где семья – это гендерная система, в которой нет четкого разграничения на то «кто и что должен» выполнять по дому. Культура – это понятия, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению. «Культура является продуктом человеческой психологии, но не наоборот». Гендерная культура – это совокупность стереотипов поведения, порожденных обществом и вложенных в сознание индивидуумов (гендерных контрактов) и множества проявлений культурных составляющих пола (гендерных дисплеев), определяющих соотношение между мужественностью и женственностью культуры. У каждой гендерной системы формируются свои гендерные контракты, и человек, пытаясь войти в эту систему, предъявляя свой набор культурно составляющих характеристик личности (гендерный дисплей), может быть принят этой системой или отвергнут. Все зависит от понимания той социальной роли, которую необходимо проиграть. Великий В. Шекспир, конечно, прав: «Весь мир театр, а люди в нем актеры». Система может отвергнуть человека по разным причинам: либо он не захочет исполнять эту роль, либо не знает как ее исполнить, либо не имеет необходимых качеств. Информация к размышлению В интервью для журнала «Psychologies» американская актриса Рене Зель-вегер рассказала о своем замужестве, длившемся 4 месяца. Познакомились с будущем мужем во время участия в благотворительной кампании по сбору средств жертвам цунами в Азии. «Это был такой подъем... У твоей жизни вдруг появилась ясная, конкретная и, извините за пафос, возвышенная цель – помочь людям, выжившим в катастрофе. Это приподнятое состояние сказалось на нашем знакомстве: мы оба были в некой эйфории. Эйфория приняла за нас решение: мы поженились». После этого события они приезжают в дом к актрисе, где в это время проживали(на время ремонта собственной квартиры) ее подруга с семьей. В результате оказалось... Молодожен Кении приехал в дом, где кроме жены живут еще маленький ребенок, беременная женщина, незнакомый мужчина, три их кошки и моя кошка. А со всей этой компанией он делить меня был не готов. И я, и Кении "вчитали" друг в друга смыслы, которых в нас не было. Я перед замужеством явно начала искать какой-то другой жизни». Популярная актриса, живущая в жестком графике дня: съемки, встреча с агентами, режиссерами, участие в церемониях и прочем официозе. «Мне нужно было остановиться. Я остановилась на Кении. Я считала в него свой, ему несвойственный смысл. Я написала для него роль. Он какую-то роль написал для меня. Но оба мы оказались неважными исполнителями ролей, на которые были утверждены. Я даже думаю, что это самая распространенная причина распада отношений: мы сообщаем человеку некий смысл, вписываем в свои планы, а он другой и тоже имеет право на планы». У каждого свое представление о семье и тех отношениях, какие должны ней быть. Проявляя свои личностные качества в новой ситуации, человек не учитывает тот факт, что новая семья (как гендерная система) выстраивается на тех отношениях, о которых договариваются. Например, встречаются два человека из совершенно разных семей (гендерных систем), с различным представлением о семье и тех отношениях, которые должны быть (гендерный контракт). Мало того, что нужно просто договориться о тех нормах и правилах, которые могут быть в новой семье, нужно еще уметь адаптироваться к ним, проявляя соответствующие качества (гендерный дисплей). Вот он не простой процесс гендерной идентификации – соответствие тем новым социальным ролям, которые необходимо выполнить. Самая сложная гендерная система – это педагогическая. Это система отношений, которую выстраивают в основном женщины, но исполняют различные гендерные роли. Выполнение этих ролей (педагог, классный руководитель, методист, руководитель, учитель – почему-то все мужского рода?) требует наличие качеств, присущих как мужчинам, так и женщинам, но все ли могут проявлять эти качества? И надо ли? Может быть, поэтому все школы у нас предназначены для обучения в основном девочек? Посмотрите, кто больше всего получает медалей окончанию школы? Девочки. И это не только потому, что их больше, просто методы преподавания основаны на транслировании информации (женское начало), а не на экспериментальной и исследовательской деятельности (мужское начало). Информация к размышлению «Да, урок 45 минут, когда проводить исследование? Успеть бы дать программу». Так и расписание (как лоскутное одеяло) состоит из различных предметов, не связанных по содержанию между собой (я пониманию, это идеальный вариант, мы так привыкли жить). Да, раньше при наличии одного учебника на предмет и отсутствии компьютерных технологий мы могли перестроиться с одной информации на другую. А сейчас... Когда по одному предмету несколько учебников, объем информации возрос в невероятных размерах, а методы преподавания пока в основном все те же. В педагогическом процессе социализация личности или формирование гендера имеет свою особенность. Педагогическая система как гендерная система – это совокупность гендерных контрактов, то есть набор социально сконструированных стереотипов или идеальных представлений о социальной роли ученика. Понятие «хороший ученик» порождено обществом и может меняться в зависимости от направления образовательных реформ. Ребенок, попадая в образовательное учреждение, проходит процесс гендерной идентичности, то есть соответствия социальной роли «хорошего» ученика. Процесс гендерной идентичности в образовательной среде происходит на стыке двух процессов: проявления культурной составляющей личности (гендерный дисплей) и атмосферы социальных ожиданий, стереотипов (гендерный контракт). В педагогической концепции в основе процесса социализации личности находятся гендерные стереотипы и установки, которые создаются обществом под выполнение различных гендерных ролей, именно они служат эталоном или нормой соответствующего поведения личности, являются основополагающими в изменении соотношения биологического и социального, мужского и женского в человеке. «Основная цель общественно-социологических наук ХХ столетия заключалась в выявлении фактов влияния социальных условий на наше поведение» Педагогика – это наука, позволяющая использовать все новейшие достижения в процессе обучения и воспитания. Весь вопрос только в том, как это сделать. Изучением гендера (социального пола) занимаются многие науки, наступило время систематизировать знания о воспитании и обучении не просто ребенка, а мальчиков и девочек, опираясь на результаты научных исследований. Питання для самоконтролю: 7. Какие типы ролевих конфликтов Вы знаете? Дайте краткую характеристику. 8. Что такое гендерный контракт? Гендерный дисплей? 9. В современном украинском обществе семья представляет собой полоролевую систему или гендерную? Ответ аргументируйте. Date: 2015-09-02; view: 352; Нарушение авторских прав |