Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Системы дифференциальных уравнений
Система дифференциальных уравнений вида
где х 1, х 2, … х n – неизвестные функции независимой переменной t, называется нормальной системой (системой в нормальной форме) или системой, разрешённой относительно производных от неизвестных функций x i = x i(t). Если правые части нормальной системы дифференциальных уравнений являются линейными функциями относительно х 1, х 2, … хn , то система дифференциальных уравнений называется линейной. Нормальная система двух дифференциальных уравнений первого порядка записывается в виде:
Решением системы (11.2) называется всякий набор из двух функций Задача Коши для системы (11.2) состоит в том, чтобы найти такое решение, которое при
Общее решение системы (11.2) содержит две произвольные постоянные С 1, С 2, фиксируя которые находят любое частное решение в области изменения начальных условий
Соотношения (11.4) называют первыми интегралами системы. Геометрически решение Рассмотрим два метода решения систем дифференциальных уравнений в нормальной форме.
Метод нахождения интегрируемых комбинаций Сущность этого метода состоит в том, что с помощью арифметических операций из уравнений данной системы образуют так называемые интегрируемые комбинации, то есть легко интегрируемые уравнения относительно новой неизвестной функции. Пример 1. Решить систему уравнений D Складывая почленно эти уравнения, находим одну интегрируемую комбинацию:
Почленно вычитая из первого уравнения системы второе, получаем другую:
Из найденных уравнений определяем решение системы
где Пример 2. Решить систему уравнений Ñ Замечаем, что при сложении уравнений системы в правой части пропадают неизвестные х и у. То же самое происходит при сложении уравнений с множителями х и у соответственно:
Или dx +dy = -dt, xdx + ydy = − tdt. Интегрируя эти равенства и перенося влево член с t, получим первые интегралы системы в виде:
x+ y +t =C 1, x 2 + y 2 + t 2 =C 2. Отсюда можно выразить х и у через t, C 1, C 2.т.е. получить общее решение системы. Ñ
Геометрическая интерпретация. Эти интегралы в пространстве
Пример 3. Решить систему уравнений D Умножив обе части первого уравнения на у, а второго – на х и сложив почленно полученные уравнения, имеем
Отсюда xу =C 1 t . (*) Вводя (*) в первое уравнение системы, получим Интегрируя это уравнение, находим х:
Из равенства (*) в случае
Кроме того, если у = 0, из первого уравнения системы х = С, а если х = 0, то из второго уравнения у = Сt. Ñ Метод исключения неизвестных Иногда нормальную систему дифференциальных уравнений удаётся привести к одному уравнению более высокого порядка, содержащему одну неизвестную функцию. Общая схема приведения состоит в следующем. Дифференцируя, например, первое из уравнений (11.1) последовательно (n- 1) раз и подставляя каждый раз вместо производных
Определив х 2, х 3, … х n из первых (n- 1) уравнений системы (11.5) и подставив эти выражения в последнее уравнение системы, получим дифференциальное уравнение n- ого прядка
Решив это уравнение, найдём решения исходной системы уравнений.
Пример 4. Решить систему уравнений D Дифференцируя обе части первого из данных уравнений, имеем
Из второго уравнения находим
Подставив это выражение в (**), получим уравнение второго порядка с постоянными коэффициентами:
Для его решения составим и решим характеристическое уравнение:
k 2 – 2 ak +(1 +a 2) = 0, k 1,2 = a ±
Следовательно, x = eat (C 1 cos t + C 2 sin t). Из первого уравнения исходной системы определяем y (t): y=
Пример 5. Решить систему уравнений D Дифференцируя второе уравнение: Далее находим
Пример 6. Решить систему уравнений D Дифференцируя обе части первого из данных уравнений, имеем
Из второго уравнения находим Общее решение этого уравнения:
Понятие о системах линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами
Пусть мы имеем систему дифференциальных уравнений
……………………………..…
Здесь t – аргумент, x 1(t), x 2(t),… x n(t)- искомые функции, Эту систему можно решать путем сведения к одному уравнению n -ого порядка, которое в данном случае будет линейным. Но можно решать систему (11.7) и другим методом, не сводя к уравнению n- ого порядка. Рассмотрим его на примере решения системы двух уравнений
Будем искать частное решение системы в виде:
Требуется определить постоянные a1, a2 и k так, чтобы функции a 1 ekt, a 2 ekt удовлетворяли системе уравнений (11.7а). Подставляя их в систему (11.7а), получаем:
ka 2 ekt = (a 21 a 1 + a 22 a 2) ekt
Сократим на ekt. Перенося все члены в одну сторону и собирая коэффициенты при a 1 и a 2, получим систему уравнений:
(11.9) a21a 1+ (a22- k) a2 = 0 Для того чтобы эта система имела нетривиальное (ненулевое) решение, необходимо и достаточно, чтобы её определитель был равен нулю:
=0 (11.10) a21 a22 –k
Уравнение (11.10) называется характеристическим уравнением системы (11.9). Из уравнения (11.10) мы и получаем те значения k, при которых система (11.9) имеет нетривиальные решения. Ограничиваясь рассмотрением случая, когда корни характеристического уравнения (k 1 и k 2) действительные и различные, на основе системы уравнений (11.9) находим
и
Ее общим решением является система функций
Пример 7. Решить систему уравнений D Частные решения этой системы ищем в виде x 1 = aekt, x 2 = bekt (новые обозначения искомых постоянных ввели для удобства записи). Подставляя эти выражения в данную систему, для определения a и b получим линейную однородную систему уравнений
(*) −4 a + (−1− k) b = 0. Составляем характеристическое уравнение:
=0 −4 −1− k
и находим его корни: k 1 = 1, k 2 = 3.
При k = k 1 = 1 система уравнений (*) эквивалентна уравнению 4 a + 2 b = 0, одно из решений которого есть a =1, b = −2. Поэтому x 1(1) = et, x 2(1) = −2 et являются решением исходной системы уравнений. Подставив корень k = 3 в систему (*), получим эквивалентное ей уравнение 2 a + 2 b = 0. Одно из его решение есть a = 1, b = −1. Таким образом, найдено ещё одно решение исходной системы уравнений: x1(2) = e3t, x2(2) = −e 3t. Поскольку
= e 4 t¹ 0, −2 et − e 3 t найденные два решения являются линейно независимыми, а следовательно, образуют фундаментальную систему решений.
Поэтому общее решение исходной системы будет x 1 =C 1 et + C 2 e 3 t x2 = −2 C 1 et – C 2 e 3 t , где С 1 и С 2 – произвольные постоянные. Ñ
Раздел «Дифференциальные уравнения» в программе курса математики на технологических факультетах обеспечивается лишь шестью лекциями. Поэтому важно в рамках самостоятельной работы углубит и расширить полученные знания, изучить как учебную литературу, так и специальные монографии, рекомендуемые преподавателями. Очень советую познакомиться, в частности, с замечательными книгами: А.М. Смойленко, С.А. Кривошея, Н.А. Перестюк. «Дифференциальные уравнения: примеры и задачи». «Высшая школа». 1989; В.В. Амелькин. «Дифференциальные уравнения в приложениях». «Наука». ГРФМЛ. 1987. Важно получить представление о возмодностях использования дифференциальных уравнений при изучении реальных явлений и процессов, осознать широкое использование при их составлении геометрического и физического смысла производной, а также законов естественных наук. В качестве примеров полезно рассмотреть задачи о движении точки под действием постоянной и периодической силы, а также силы, пропорциональной скорости, о колебании точки под действием упругой силы, задачу о колебаниях математического маятника. Наконец, необходимо с методами приближенных решений, с качественной теорией дифференциальных уравнений, одним из основных вопросов которой является проблема устойчивости решения или устойчивости движения.Этот вопрос исследован в работах выдающегося русского математика А.М. Ляпунрва (1857-1918). Желаю Вам, мои юные друзья, успехов в учебе и прошу высказать критические замечания по содержанию представленного конспекта лекций. Это очень важно для мен в деле дальнейшего совершенствования учебного процесса.
Date: 2015-09-02; view: 1085; Нарушение авторских прав |