Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задержание подозреваемого





Задержание – это неотложное комплексное (сочетающее в себе оперативное мероприятие и меру принуждения) действие, направленное на кратковременное ограничение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, пресечение его сопротивления и доставление в орган внутренних дел с последующим выдворением в место содержания задержанных.[25]

Вопрос о природе и сущности задержания подозреваемого был и остается одним из самых дискуссионных. Одни авторы полагают, что задержание подозреваемого – мера уголовно-процессуального принуждения[26]; другие – следственное действие, направленное на собирание доказательств[27]; третьи – одновременно мера принуждения и следственное действие.

Задержание подозреваемого, по мнению В.В. Вандышева – это интегративная мера воздействия на человека, сочетающая в себе элементы уголовно-процессуального принуждения и следственного действия и заключающаяся в кратковременном ограничении свободы при отсутствии судебного решения сроком до 48 часов с помещением его в изолятор временного содержания (ИВС)[28].

Н.В. Жогин и Ф.Н. Фаткуллин полагают, что задержание, это не только мера принуждения, но и следственное действие, в результате которого закрепляются доказательства причастности лица к совершению преступления[29].

С таким утверждением не совсем согласны А.В. Смирнов и К.Б. Калиновский. Они по этому поводу пишут: «В отличие от действующего законодательства УПК РСФСР 1960 г. относил задержание к следственным действиям, тем самым протоколу задержания придавалось доказательственное значение (ст. 87, 119). Протоколом теоретически могли быть установлены основания задержания, однако практически они всегда устанавливались с помощью других доказательств. Протокол был доказательством места и времени задержания, фиксировал объяснения задержанного. Последнее утверждение остается справедливым и для действующего УПК РФ, который прямо не называет в числе доказательств протокол задержания, но и не исключает этого (ст. 83, 92, 259)»[30].

Существует также точка зрения о том, что задержание подозреваемого – это повод для возбуждения уголовного дела.

В.Т. Томин полагает, что задержание – это повод для возбуждения уголовного дела. Он считает, что задержание – это непосредственная реакция компетентного органа, чаще всего полиции, на обнаружение им признаков преступления. Далее В.Т. Томин пишет: «Прямое указание закона на то, что задержание есть повод к возбуждению уголовного дела, положило бы конец давним и никуда не ведущим спорам о том, возможно ли задержание до возбуждения уголовного дела или нет. Девять из десяти пишущих по этому поводу утверждают, что задержание, будучи следственным действием, до возбуждения уголовного дела невозможно. Автор этой книги принадлежит к тому меньшинству, которое не может понять, откуда взять возбужденное уголовное дело, если подозреваемый задерживается в момент совершения преступления. Вне зависимости от этих споров чаще всего реальное задержание осуществляется до возбуждения уголовного дела»[31].

Эту точку зрения развивает И.А. Ретюнских, которая пишет: «В практической деятельности органов дознания и следствия необходимость в задержании подозреваемого зачастую возникает, когда уголовного дела еще нет и быть не может, так как факт задержания служит первым сигналом о преступлении, поводом к возбуждению уголовного дела, например, если лицо задерживается в момент совершения преступления»[32].

И.А. Ретюнских полагает, что уголовно-процессуальное задержание состоит из доследственного задержания на стадии возбуждения уголовного дела и следственного задержания в рамках стадии предварительного расследования. Кроме того, существует внепроцессуальное задержание, которое указанный автор называет полицейским, и определяет его как фактическое (физическое) ограничение сотрудниками полиции свободы лица, заподозренного в совершении преступления[33].

Различаются два вида задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений: фактическое и уголовно-процессуальное. Фактическое задержание объясняется тем, что сотрудники правоохранительных органов или граждане осуществляют захват такого лица, лишают его свободы, всяческой возможности скрыться и в принудительном порядке доставляют задержанного к следователю или дознавателю, который уполномочен законом произвести уголовно-процессуальное задержание.

Нередко лица, которых подозревают в совершении преступления, отказываются идти добровольно при попытке доставить их в правоохранительные органы, оказывают физическое сопротивление вплоть до вооруженного, пытаются скрыться. Поэтому фактическое задержание осуществляет не следователь, а сотрудники органов дознания, которые экипированы и подготовлены надлежащим образом для выполнения подобного рода операций.

Роль следователя в данном случае состоит в том, что решение о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, он обретает в форму постановления или письменного поручения органу дознания о задержании конкретного гражданина, а также в проведении инструктажа участников группы задержания по вопросам, какие меры следует предпринять по обеспечению сохранности доказательств, а также следов преступления, которые, по обстоятельствам дела, могут быть обнаружены на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище. В деятельности по задержанию различается два этапа: подготовка к задержанию и непосредственный захват (задержание) подозреваемого (подозреваемых).

Фактическое задержание начинается с момента захвата лица, подозреваемого в совершении преступления, и завершается передачей задержанного лица следователю или дознавателю, уполномоченному принять решение о применении уголовно-процессуального задержания либо об освобождении задержанного. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения применяется органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.[34]

Согласно ст. 92 УПК после доставления лица в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания подозреваемого.

В протоколе задержания указывается:

1. дата и время, место составления протокола

2. сведения о подозреваемом

3. основания и мотивы задержания

4. объяснения подозреваемого и результаты его личного обыска

Протокол объявляется подозреваемому, при этом ему разъясняются его права, о чем в протоколе делается соответствующая отметка. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

В соответствии со ст. 91 УПК орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда очевидцы, в том числе потерпевшие, укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.[35] Дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то не позднее 12 часов с момента задержания об этом уведомляется посольство или консульство этого государства.

Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя, прокурора, если: 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложил принятие решения об избрании меры пресечения. При отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания.[36]

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя, прокурора об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.[37]

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что задержание подозреваемого – мера воздействия на человека, которая включает в себя меры уголовно-процессуального принуждения и следственные действия, а также кратковременное ограничение свободы сроком до 48 часов, с помещением в изолятор временного содержания без судебного решения.

Date: 2015-08-24; view: 464; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию