Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Инфляция и методы ее регулирования





Целью практического занятия является анализ причин и сущности инфляции, форм ее проявления. Анализ закономерности инфляционного процесса. Методы регулирование инфляции: методы, границы, противоречия.

Для измерения инфляции необходима абсолютная сопоставимость реализуемых товаров как по характеру, назначению, так и по качеству, техническому уровню. Практическим инструментом такого измерения является индекс потребительских цен (ИПЦ). Госкомстат России рассчитывает ИПЦ как соотношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем (базисном) периоде.

Индекс потребительских цен = (Цена потребительской корзины в данном периоде) / Цена потребительской корзины в базовом периоде) х 100%. (1)

Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. В этом индексе в конечном счете интегрально отражается динамика изменений цен на всех предшествующих стадиях общественного производства (начиная с изменений цен на продукцию базовых отраслей экономики).

Именно рост денежной массы, находящейся в распоряжении населения, обусловливает повышение цены фиксированного набора потребительски товаров и услуг или, наоборот, при повышении цены потребительской корзины для ее реализации потребуется рост денежной массы. Только такой подход позволяет увязать два аспекта инфляции — обесценение денег и повышение цен. Если же под инфляцией понимается общее увеличение цен, то правомерно использовать индексы цен промышленной продукции, валового внутреннего продукта и другие индексы (правда, при этом невозможно добиться полной сопоставимости рыночной «корзины», поскольку растет технический уровень оборудования, изменяется качество материалов, комплектующих элементов и т. д.).

Федеральная служба государственной статистики России рассчитывает индекс потребительских цен ежемесячно нарастающим итогом с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен в организациях розничной торговли, на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, в стационарных торговых заведениях и при передвижной торговле (палатки, киоски и т. д.), а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося в стране уровня потребления за предыдущий год. При этом индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления; измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде. В набор товаров и услуг включены 411 товаров (услуг) — представителей. Наблюдение за ценами и тарифами производится во всех столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и выборочно — в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов.

Расчет индексов потребительских цен позволяет определить уровень инфляции. Уровень инфляции — это темп увеличения (прироста) уровня цен по сравнению с предшествующим периодом:

I инф= {(I1пц- I0пц)/ I0пц{ х 100 (2)

Уровень инфляции исчисляется обычно за год в процентах.

Причины бумажно-денежной инфляции. Бумажно-денежная инфляция обусловлена внутренними и внешними причинами, важнейшими среди которых являются: а) избыточная эмиссия; б) падение доверия к валюте; в) неблагоприятный платежный баланс страны.

Среди внутренних причин (факторов) правомерно различение денежных (монетарных) и неденежных компонентов. Для рассмотрения действия денежных причин целесообразно обратиться к уравнению обмена. После преобразования получим:

Р= (МхV)/Q (3).

Инфляция наступает, если денежная масса с учетом скорости обращения денег превышает потребности товарооборота.

Однако далее обычно вступает в силу психологический фактор инфляции — инфляционные ожидания и вызванные ими действия субъекта на потребительском, товарном, фондовом, валютном и других рынках, основывающиеся на предположениях о высоких темпах инфляции в перспективе. Действия субъектов хозяйственной жизни заключаются в размещении своих денежных средств и других теряющих от инфляции ценностей в товарные запасы, в стабильную конвертируемую валюту, недвижимость, помещении в банк на валютные депозиты и т. д., т. е. в те ценности, рыночная стоимость которых не зависит от обесценения национальной валюты. Для уменьшения потенциальных потерь эти процессы необходимо осуществлять как можно скорее. Но это ведет к ускорению обращения денег (росту показателя V ), что еще в большей мере усиливает инфляцию; Отсюда можно вывести закономерность инфляционных процессов (при наличии инфляционных ожиданий) как саморазвивающихся и самоускоряющихся. Образно говоря, инфляция похожа на «снежный ком», скатывающийся с горы.


При отсутствии инфляционных ожиданий в условиях гибких цен и процентных ставок проявляется другая закономерность — так называемый «эффект Пигу». Внезапный скачок цен потребители могут посчитать случайным и кратковременным явлением. Тогда они начинают сберегать денежные средства. Уменьшение потребительского спроса оказывает давление на цены в сторону их снижения.

Увеличение денежной массы (М) обусловливается рядом причин: а) несбалансированностью государственных расходов и доходов, дефицитностью бюджета; широкое использование внутренних заимствований на цели покрытия бюджетного дефицита способствует увеличению денежной массы в обращении (Покрытие дефицитов в бюджетной системе за счет выпуска государственных ценных бумаг формально считается неинфляционным способом. Однако, во-первых, обслуживание государственного долга в части выплаты процентов уже требует роста денежной массы. Во-вторых, и это главное, возврат основной суммы государственного долга, как показывает практика, суть отложенная эмиссия новых выпусков государственных ценных бумаг, а в конечном счете — бумажно-денежная эмиссия, поскольку возможности использования для этой цели налоговых поступлений объективно и субъективно ограничены.), а следовательно, повышению цен; б) ростом массы кредитных орудий обращения в результате расширения кредитной системы; в) выпуском в обращение не полностью контролируемых государством платежных средств (например, финансовых векселей); г) чрезмерностью инвестиций, которые приводят к перепроизводству одних товаров и одновременно к дефициту других, что усиливает диспропорции в экономике и в сфере денежного обращения; д) опережающим ростом заработной платы по сравнению с повышением производительности труда (это явление может иметь место в государственном секторе экономики вследствие проведения популистской политики увеличения доходов населения) и др.

Внутренние причины инфляции:

 

Неденежные причины инфляции определяют ее опосредованно, но в конечном счете также ведут к повышению цен и обесценению денег. Правомерно выделение ряда неденежных причин:

1. Деформированность структуры экономики. В случае чрезмерного развития отраслей тяжелой и добывающей промышленности их работники, не создавая непосредственно товаров непроизводственного назначения, выходят на потребительский рынок с высоким уровнем доходов. В связи с этим создается избыточный спрос при отставании предложения необходимых и потребительских товаров. Кроме того, закладывается основа роста издержек производства последних. В случае неоправданного, превышающего разумные рамки роста сферы услуг также наблюдаются негативные последствия. Дело в том, что сфера услуг характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой — большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства.


2. Милитаризация экономики. Финансирование государством военных расходов неизбежно ведет к росту денежной массы при относительном обеднении рынка потребительских товаров и услуг.

3. Монополизм в экономике. Естественные, экономические, искусственные монополии имеют возможность повышать цены на свою продукцию без соответствующего увеличения потребительских качеств. Цены обычно устанавливаются по принципу «фактические издержки производства плюс гарантированная прибыль». Это приводит к незаинтересованности в снижении издержек, затратному хозяйствованию. В результате, в частности, в отраслях естественных монополий обычно плохо применяется новая техника, если она ведет к снижению затрат. И наоборот, активно внедряются капиталоемкие технологии.

4. Экстраординарные обстоятельства социально-политического и экономического характера (требования профсоюзов о росте зарплаты, забастовки, нарастание политической и экономической нестабильности). Стоит, например, вспомнить, как после объявления дефолта и девальвации российского рубля в августе — сентябре 1998 г. наблюдался скачок ажиотажного спроса, когда цены на некоторые товары повышались по нескольку раз в день.

5. Ошибки в проведении денежно-кредитной, налогово-бюджетной, ценовой политики государства. В частности, в Российской Федерации в налогообложении акцент сделан на косвенных налогах. Но косвенные налоги непосредственно входят в структуру цены. Таким образом, российская практика налогообложения обусловливает рост цен и требует соответственного роста денежной массы.

Среди внешних причин инфляции следует особо выделить следующие: а) приток иностранной валюты в страну в обмен на национальную валюту вызывает необходимость дополнительной эмиссии национальных платежных средств; б) падающий курс национальной валюты приводит к повышению импортных цен и способствует росту общего уровня цен в стране; в) ввоз пользующихся высоким спросом импортных товаров, более дорогих по сравнению с аналогичными национальными товарами, способствует удорожанию последних посредством механизма «подтягивания» уровня цен.

Задача 1. В течение полугода каждые 2 месяца цены росли соответственно на 8%;15%;10%.

Определите индекс и темп инфляции.

Ответ: I0,5 = 1,08 х 1,15 х 1,1= 1,3662 - индекс цен;

H0,5 = (1,3662 – 1) х 100 = 36,62% темп инфляции.

Задача 2. Определите годовой индекс инфляции, если среднемесячный темп инфляции равен 10%.

I =1+0,112= 3,1384 – индекс инфляции за год;

H = 3,1384 – 1 = 2,1384 – темп инфляции.

Задача 3. Используя «правило 70», определите в какой период удвоятся цены при среднегодовых темпах инфляции, равных 10%.

Правило заключатся в следующем: если h – темп инфляции выраженный в % за некоторый период, то число периодов, за которые исходный уровень цен приблизительно удвоится n = 70/h; h =10; n = 70/10 = 7 лет.







Date: 2015-08-24; view: 634; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию