Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из истории ремесла





Л. П. Дорофеева

 

 

 

Практическое пособие

 

 

Котлас

УДК 745(470.11)(076.5)

ББК 85.125я81

Д 69

 

 

Дорофеева Людмила Павловна

Д 69 Русские северные росписи: пермогорская, мезенская, ракульская, уфтюжская, борецкая, пижемская, шенкурская, онежская, пучугская: практическое пособие / Л.П.Дорофеева. – Котлас, 2015. – 64 с.: ил.

Агентство CIP Архангельской ОНБ

 

 

Рецензенты:

А.В.Шутихин, народный мастер по бересте

В.П.Чиркин, писатель

 

 

Художественное оформление, роспись на изделиях, рисунки и фото автора

Фото на обложке Сергея Дацюка

 

 

УДК 745(470.11)(076.5)

ББК 85.125я81

 

 

© Дорофеева Л. П., 2015

© ОАО «Котласская типография», 2015


 

Содержание     стр.
1. От автора
2. Из истории ремесла
3. Карта-схема Русского европейского Севера
4. Борецкая роспись
5. Мезенская роспись
6. Онежская роспись
7. Пермогорская роспись
8. Пижемская роспись
9. Пучугская роспись
10. Ракульская роспись
11. Уфтюжская роспись
12. Шенкурская роспись
13. Программа обучения росписи по дереву
14. Расписные изделия автора и работы младших школьников 15. Используемая литература

От автора

Человек всегда стремился к красоте, гармонии и украшал своё жилище, посуду, орудия труда, предметы быта. В настоящее время, когда есть огромный выбор художественных изделий машинного производства, всё большую ценность приобретают предметы народного искусства, выполненные мастером-художником.

Какое разнообразие цвета, рисунка, форм обыкновенных вещей, необходимых в повседневной жизни, можно встретить в музеях, на выставках и ярмарках! Душа русского народа воплощается в поистине сказочных туесах, коробах, солоницах и ложках, шкатулках и панно.

Всю эту красоту впервые я увидела в музее предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры» в Архангельске в 1979 году. Захотелось самой участвовать в таком интересном процессе, как нанесение узоров на гладко отшлифованное деревянное изделие. Одно удовольствие доставляет держать в руках берестяной туес. А если на его бархатистую поверхность лёгкими движениями кисти добавить красочные мазки, − будет просто загляденье!



Теперь наши росписи осваивают и дети, и взрослые − те, кто хочет своими руками сотворить уют в доме. Для этого нужна краска гуашь, лучше восковая, беличьи или колонковые круглые кисти 1-4 номеров и масляный лак для покрытия расписанной деревянной поверхности изделия.

Чтобы лучше узнать различные росписи, необходимо смотреть подлинные старинные вещи или их хорошие снимки. Богатый ассортимент таких расписных предметов находится в Музее изобразительных искусств и Краеведческом музее города Архангельска. А ещё самый мудрый учитель – Природа. В ней мы находим нужные краски, линии и формы, восхищаемся неизбывной её фантазией в мире цветов.

В Котласской школе-интернате №1 ОАО «РЖД» росписью по дереву увлекаются многие ученики начальных классов. Кого всерьёз заинтересует древнее ремесло, те продолжают совершенствовать свои навыки и дальше. Детям нравится сам процесс превращения обычной фанерки в красивое изделие – разделочную доску, подставку под горячее, панно или шкатулку.


Затем сделанное своими руками «чудо» они несут домой, радуя своих родных и близких. Расписывая досочку, ребёнок учится ценить свой труд, зримо на практике постигает законы гармонии, ощущает радость от качественно выполненной работы. Ученица 5 класса Настя Шишман так отзывается о занятиях в кружке росписи: «Мне нравится рисовать на дереве, особенно комплекты. А обводка – это самое интересное, потому что досочки становятся ярче». Приобщение к живому народному творчеству почувствовал и преподаватель из США Филипп Гоньяр, испытав свои силы в росписи панно для календаря (фото Е.Л.Чирковой).

Предлагаю и вам, дорогие друзья, познакомиться с девятью основными русско-европейскими видами росписи по дереву, центры которых располагались, в основном, на территории Архангельской области. Это пособие пригодится тем, кто уже имеет некоторый опыт художественного оформления изделий из природных материалов, и начинающим мастерам. Книжка будет интересна воспитателям, педагогам, методистам Домов детского творчества и Центров народной культуры, учащимся. Желаю успехов!

Людмила Дорофеева


Из истории ремесла

Крестьянское искусство находится в постоянной и неразрывной связи с вещественным бытом. Жилище, его обстановка, костюм, утварь, орудия труда, средства передвижения, предметы культа служат объектами художественного внимания. Декоративность крестьянского предмета быта органически слита с его практическим назначением.

В 16-17 веках важными центрами ремесла и торговли стали крупные города – Холмогоры, Сольвычегодск, Великий Устюг. В Сольвычегодске промышленники Строгановы собрали лучших мастеров живописи. Здесь создалась своя манера, особый стиль росписи. Река создавала удобную связь между городом и прибрежными селами. Резчики и живописцы, выезжая в деревни для отделки церквей, охотно принимали заказы по украшению крестьянских бытовых предметов.



С давних времён Русь поддерживала связи со своими соседями, но именно с юго-запада больше всего проникала сюда переводная литература. И наиболее близкие русскому читателю герои становились популярными и присоединились к любимым народным героям.

Южную ветвь русов, заселяющих современный крымский полуостров, называли таврами в соответствии с их собственным названием этого полуострова – Таврида; именно по этой причине конный рус-скиф превратился в КОНного ТАВРА – КЕНТАВРА.Человек и лошадь становились как бы одним существом, когда быстрота и сила лошади становилась продолжением человека. При таком единстве у человека оказывались свободными обе руки, конь немедленно реагировал с радостью на мысленную просьбу-приказ своего хозяина, и такой воин становился практически неуязвим. В русских народных сказках КЕНТАВР был наделён всеми достоинствами русского богатыря: силой, мужеством, быстротой. Имя его, непривычное для русского уха, сменилось на знакомое ПОЛКАН.

Птицам приписывали мифическую силу и власть. Считалось, что ПАВЛИН своим криком может прогнать змей. У СТРАТИМ-птицы, владычицы океана, сильное вытянутое туловище, которое под прямым углом переходит в такую же длинную шею, заканчивающуюся маленькой головкой с большим загнутым клювом. ГРИФОН – сильная хищная птица с туловищем льва – символ существа, сочетающего в себе «земное» и «небесное», «звериное» и «духовное». Иногда Грифон держит в лапах лань или другое животное, но выглядит при этом, скорее, как сильный покровитель. Вещая птица АЛКОНОСТ, птица печали, в отличие от Сирина, всегда изображается в древнерусской женской одежде и, кроме крыльев, имеет руки. Непременными атрибутами её являются корона и цветок в руке. СИРИН – легендарная райская птица – отличалась сладкозвучным пением, изображалась с женской головой и ярким красочным оперением. По легенде, человек, услышав сладкогласое пение Сирина, очарованный идёт за птицей следом до тех пор, пока не умрёт.

Из геральдических зверей особенно часто встречается Лев и Единорог, которые на прялках изображаются над шатром комнаты, в которой прядут пряхи. ЛЕВ, очевидно, привлекал могуществом и силой. Как непобедимый царь зверей, он вошёл в русские народные сказки, утратив отрицательные качества. В сказках Лев не свирепый злой хищник, а доброе и благородное существо, друг человека. ЕДИНОРОГ – мифическое существо, изображение которого живописцы часто могли видеть на переплёте старопечатных книг, т. к. Лев и Единорог входили в герб, с 16 века ставший фирменным знаком Московского печатного двора. Легенды наделили рог животного магической силой, способной поражать злых людей и еретиков. В росписи Единорог изображался в виде коня с горизонтальным прямым отростком на лбу.

Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий и праздников: братины и ковши, скопкари и ендовы. Богато украшались резьбой и росписью различные бытовые предметы: скамьи, полки, шкафчики, сундуки, ларцы, деревянная посуда, детские деревянные игрушки. Северные кистевые росписи хронологически относятся к 17-19 векам.

 







Date: 2015-08-24; view: 1226; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию