Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Из истории ремеслаСтр 1 из 12Следующая ⇒ Л. П. Дорофеева
Практическое пособие
Котлас УДК 745(470.11)(076.5) ББК 85.125я81 Д 69
Дорофеева Людмила Павловна Д 69 Русские северные росписи: пермогорская, мезенская, ракульская, уфтюжская, борецкая, пижемская, шенкурская, онежская, пучугская: практическое пособие / Л.П.Дорофеева. – Котлас, 2015. – 64 с.: ил. Агентство CIP Архангельской ОНБ
Рецензенты: А.В.Шутихин, народный мастер по бересте В.П.Чиркин, писатель
Художественное оформление, роспись на изделиях, рисунки и фото автора Фото на обложке Сергея Дацюка
УДК 745(470.11)(076.5) ББК 85.125я81
© Дорофеева Л. П., 2015 © ОАО «Котласская типография», 2015
От автора Человек всегда стремился к красоте, гармонии и украшал своё жилище, посуду, орудия труда, предметы быта. В настоящее время, когда есть огромный выбор художественных изделий машинного производства, всё большую ценность приобретают предметы народного искусства, выполненные мастером-художником. Какое разнообразие цвета, рисунка, форм обыкновенных вещей, необходимых в повседневной жизни, можно встретить в музеях, на выставках и ярмарках! Душа русского народа воплощается в поистине сказочных туесах, коробах, солоницах и ложках, шкатулках и панно. Всю эту красоту впервые я увидела в музее предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры» в Архангельске в 1979 году. Захотелось самой участвовать в таком интересном процессе, как нанесение узоров на гладко отшлифованное деревянное изделие. Одно удовольствие доставляет держать в руках берестяной туес. А если на его бархатистую поверхность лёгкими движениями кисти добавить красочные мазки, − будет просто загляденье! Теперь наши росписи осваивают и дети, и взрослые − те, кто хочет своими руками сотворить уют в доме. Для этого нужна краска гуашь, лучше восковая, беличьи или колонковые круглые кисти 1-4 номеров и масляный лак для покрытия расписанной деревянной поверхности изделия. Чтобы лучше узнать различные росписи, необходимо смотреть подлинные старинные вещи или их хорошие снимки. Богатый ассортимент таких расписных предметов находится в Музее изобразительных искусств и Краеведческом музее города Архангельска. А ещё самый мудрый учитель – Природа. В ней мы находим нужные краски, линии и формы, восхищаемся неизбывной её фантазией в мире цветов. В Котласской школе-интернате №1 ОАО «РЖД» росписью по дереву увлекаются многие ученики начальных классов. Кого всерьёз заинтересует древнее ремесло, те продолжают совершенствовать свои навыки и дальше. Детям нравится сам процесс превращения обычной фанерки в красивое изделие – разделочную доску, подставку под горячее, панно или шкатулку. Затем сделанное своими руками «чудо» они несут домой, радуя своих родных и близких. Расписывая досочку, ребёнок учится ценить свой труд, зримо на практике постигает законы гармонии, ощущает радость от качественно выполненной работы. Ученица 5 класса Настя Шишман так отзывается о занятиях в кружке росписи: «Мне нравится рисовать на дереве, особенно комплекты. А обводка – это самое интересное, потому что досочки становятся ярче». Приобщение к живому народному творчеству почувствовал и преподаватель из США Филипп Гоньяр, испытав свои силы в росписи панно для календаря (фото Е.Л.Чирковой). Предлагаю и вам, дорогие друзья, познакомиться с девятью основными русско-европейскими видами росписи по дереву, центры которых располагались, в основном, на территории Архангельской области. Это пособие пригодится тем, кто уже имеет некоторый опыт художественного оформления изделий из природных материалов, и начинающим мастерам. Книжка будет интересна воспитателям, педагогам, методистам Домов детского творчества и Центров народной культуры, учащимся. Желаю успехов! Людмила Дорофеева Из истории ремесла Крестьянское искусство находится в постоянной и неразрывной связи с вещественным бытом. Жилище, его обстановка, костюм, утварь, орудия труда, средства передвижения, предметы культа служат объектами художественного внимания. Декоративность крестьянского предмета быта органически слита с его практическим назначением. В 16-17 веках важными центрами ремесла и торговли стали крупные города – Холмогоры, Сольвычегодск, Великий Устюг. В Сольвычегодске промышленники Строгановы собрали лучших мастеров живописи. Здесь создалась своя манера, особый стиль росписи. Река создавала удобную связь между городом и прибрежными селами. Резчики и живописцы, выезжая в деревни для отделки церквей, охотно принимали заказы по украшению крестьянских бытовых предметов. С давних времён Русь поддерживала связи со своими соседями, но именно с юго-запада больше всего проникала сюда переводная литература. И наиболее близкие русскому читателю герои становились популярными и присоединились к любимым народным героям. Ю жную ветвь русов, заселяющих современный крымский полуостров, называли таврами в соответствии с их собственным названием этого полуострова – Таврида; именно по этой причине конный рус-скиф превратился в КОНного ТАВРА – КЕНТАВРА. Ч еловек и лошадь становились как бы одним существом, когда быстрота и сила лошади становилась продолжением человека. При таком единстве у человека оказывались свободными обе руки, конь немедленно реагировал с радостью на мысленную просьбу-приказ своего хозяина, и такой воин становился практически неуязвим. В русских народных сказках КЕНТАВР был наделён всеми достоинствами русского богатыря: силой, мужеством, быстротой. Имя его, непривычное для русского уха, сменилось на знакомое ПОЛКАН. Птицам приписывали мифическую силу и власть. Считалось, что ПАВЛИН своим криком может прогнать змей. У СТРАТИМ-птицы, владычицы океана, сильное вытянутое туловище, которое под прямым углом переходит в такую же длинную шею, заканчивающуюся маленькой головкой с большим загнутым клювом. ГРИФОН – сильная хищная птица с туловищем льва – символ существа, сочетающего в себе «земное» и «небесное», «звериное» и «духовное». Иногда Грифон держит в лапах лань или другое животное, но выглядит при этом, скорее, как сильный покровитель. Вещая птица АЛКОНОСТ, птица печали, в отличие от Сирина, всегда изображается в древнерусской женской одежде и, кроме крыльев, имеет руки. Непременными атрибутами её являются корона и цветок в руке. СИРИН – легендарная райская птица – отличалась сладкозвучным пением, изображалась с женской головой и ярким красочным оперением. По легенде, человек, услышав сладкогласое пение Сирина, очарованный идёт за птицей следом до тех пор, пока не умрёт. Из геральдических зверей особенно часто встречается Лев и Единорог, которые на прялках изображаются над шатром комнаты, в которой прядут пряхи. ЛЕВ, очевидно, привлекал могуществом и силой. Как непобедимый царь зверей, он вошёл в русские народные сказки, утратив отрицательные качества. В сказках Лев не свирепый злой хищник, а доброе и благородное существо, друг человека. ЕДИНОРОГ – мифическое существо, изображение которого живописцы часто могли видеть на переплёте старопечатных книг, т. к. Лев и Единорог входили в герб, с 16 века ставший фирменным знаком Московского печатного двора. Легенды наделили рог животного магической силой, способной поражать злых людей и еретиков. В росписи Единорог изображался в виде коня с горизонтальным прямым отростком на лбу. Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий и праздников: братины и ковши, скопкари и ендовы. Богато украшались резьбой и росписью различные бытовые предметы: скамьи, полки, шкафчики, сундуки, ларцы, деревянная посуда, детские деревянные игрушки. Северные кистевые росписи хронологически относятся к 17-19 векам.
|