Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тувинская национальная игра - борьбы «хуреш» как одно из прогрессивных идей воспитания детей в тувинской семье
У каждого из народов России есть свои национальные традиции, виды спорта, единоборства, игры, праздники, нисколько не уступающие по красоте и динамике японским, корейским или канадским, но отвечающие воле и духу собственного народа. Вследствие известных причин, главным образом, сложного политического и социально-экономического положения России, содержание физической культуры становилось в значительной степени все более обеднённым, разрушенным, перестали функционировать традиционные формы и методы физического воспитания учащейся молодёжи. Особенно пострадали массовое физкультурно-спортивное и оздоровительное движения в стране и на местах. Небрежное отношение к наследию прошлого привело к утрате национальных, народных традиций, что, с одной стороны, отрицательно влияет на качественный уровень патриотического воспитания населения, с другой стороны, замыкание на своих узко национальных традициях и отрицание традиций других народов, прежде всего русского, искусственно вызванное прецедентами «суверенного» сепаратизма, приводит к откату назад, что негативно отражается на воспитании детей народностей России. Народные традиции физического воспитания тувинского народа рассматривались в отрыве от общего процесса формирования и развития подрастающего поколения, ранее не систематизировались и не находили достаточно полного теоретического обобщения. Таким образом, возникло противоречие между потребностью использования тувинской народной педагогики физического воспитания в школьном образовании и недостаточной разработанностью её теоретического, системного, содержательного и методического аспектов. Данное противоречие обусловило поиск решения проблемы в определении системы и содержания традиций физического воспитания в народной педагогике, с одной стороны, и в изучении условий их эффективного использования в практике учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ, с другой. Традиции тувинского народа, его обычаи и обряды всегда играли важную роль в гражданском становлении человека, в формировании его нравственных, эстетических, трудовых и физических качеств, в социализации личности в целом. Поэтому сегодня так необходима объективная оценка исторической роли этих феноменов, изучение воспитательного, образовательного и развивающего влияния педагогической культуры прошлого, на успешность решения современных проблем образования, воспитания и оздоровления подрастающего поколения. Традиции физического воспитания тувинского народа исследованы в диссертационных работах Х.Д-Н. Ооржак, 1996; О.Ч. Ондар, 1982, Е.М. Аг-оол, 1999, Ч.А. Дажы, 2005, Э.К. Кыргыс, 2008, в которых ученые раскрывают некоторые аспекты физического воспитания в истории народа и в практике учебно-воспитательной работы, где используется огромный фактический материал для физической подготовленности подрастающего поколения [1]. Тувинский народ, как и другие народы нашей многонациональной страны, вырабатывал в течение многих веков свои национальные традиции и обычаи, обусловленные конкретно-историческими, социально-экономическими и природными условиями их жизни. Это отразилось на физических упражнениях и видах спорта. Одним из специфических традиционных видов спорта тувинского народа является национальная борьба «хуреш». Хуреш является историко-этническим достоянием культуры тувинского народа. Об этом свидетельствуют все сокровища народного фольклора – сказки, эпос, песни и пословицы. Многие герои тувинских сказок являются отменными борцами, среди них нет человека, который бы не умел бороться. Детский республиканский фестиваль национальной борьбы «хуреш» проводится с 2003 года. Цель фестиваля – возрождение, сохранение и развитие национальной борьбы «хуреш». Древний обычай состязаний у тувинского народа представляет собой сложное этнокультурное явление, широко распространенное в ХIХ-ХХ веках, устойчивый элемент традиционной национальной культуры. С течением времени народная мудрость стала подмечать воспитательные результаты увлечения мужчин различными видами единоборств, формирование в результате единоборств определенных качеств личности [3,4]. Анализ детского республиканского фестиваля национальной борьбы «хуреш», посвященного Международному дню защиты детей, показал, что из года в год растет количество его участников: 2008 г. –505 участников; 2009 г. – 420 участников; 2010 г. – 770 участников; 2011 г. – 947 участников. Таким образом, национальные традиции тувинского народа вобрали в себя всю суровость колорита природы Тувы, особенность образа жизни тувинского народа, специфику их традиционных устоев. Простота, доступность, зрелищность, эмоциональность – характерные черты спортивных состязаний тувинцев, «первозданность» их, в какой-то степени таинственная ритуальность, делают их особенно привлекательными для подрастающего поколения [5]. В реалиях современной российской образовательной системы, основу которой составляют процессы интеграции и регионализации, особое значение приобретает изучение подрастающего человека не только как гражданина страны, но и как жителя конкретного региона, адаптированного к его социальным, экономическим, духовно-нравственным, этническим и климатическим условиям [2]. Решение этой задачи становится невозможным без понимания того, что одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание. Важную роль в этом процессе играют различные социальные институты. Однако общая позиция современных исследований позволяет утверждать, что именно семья является не просто важным, но и необходимым, в высшей степени действенным компонентом физического воспитания детей [3]. Семья – сложное образование и является объектом изучения различных отраслей науки. Большинство исследователей (педагогов, психологов, социологов, философов) рассматривают семью как систему взаимоотношений между ее членами. Одним из аспектов рассмотрения особенностей семьи в исследованиях А.В. Мудрика, 1994, Д.С. Лихачева, 1985; Н.Ф. Дика, 1993 является изучение влияния на семейные отношения семейных традиций. В работах Е.С. Бабуновой, 1996, Т.А. Березиной, 1998, А.Э. Измайлова, 1991; И.С. Кон, 1988 наиболее глубоко изучены этнические традиции социализации ребенка и традиции народной педагогики. Ряд исследований посвящен изучению процесса физического воспитания детей разного возраста на основе национальных обычаев и традиций [1]. Вместе с тем, анализ научной литературы свидетельствует о том, что традиции физического воспитания в современной семье специальному изучению не подвергались, а также не рассматривался вопрос об их влиянии на формирование у ребенка потребности в систематических занятиях физическими упражнениями. Кроме того, сама семейная традиция физического воспитания как культурно-педагогическое явление не получила до сих пор разносторонней оценки; открытым остается вопрос и о ее роли и месте в целостной системе физкультурно-оздоровительной работы [5]. Семья как многогранная система в своем воздействии на формирование основ физической культуры ребенка опосредуется субъективными и объективными условиями и факторами, что экспериментально доказано отечественными и зарубежными исследователями. К факторам, влияющим на структуру, традиционные формы и содержание физического воспитания в семье, относятся региональные климатические условия. Учет этого влияния играет важную роль в процессе повышения адаптации организма к конкретному набору особых условий среды обитания. В связи с этим изучение роли семейных традиций физического воспитания в деле сохранения и укрепления здоровья, обогащения двигательного опыта ребенка дошкольного возраста представляется, несомненно, значимым [4]. Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Проанализировав проблему исследования, мы пришли к следующим выводам: 1. Повышение интереса к проблемам семьи в настоящее время обусловлено изменением социально-экономической жизни, поломкой сложившихся институтов и понятий. В этой ситуации семейный уклад оказывается единственной сферой жизни, сохранившей в известной мере свою устойчивость. При этом особенно серьезное внимание педагогическая наука уделяет сегодня опыту семейного воспитания у различных народов. 2. У тувинского народа существуют понятия «слушаться старшего», «слушать старших». В первом случае: любой, который старше тебя, должен тебя опекать. Ты должен его слушаться. Во втором случае: любой человек должен слушать старшего, он считается мудрее, справедливее, опытнее в жизни. 3. Воспитательная система тувинского народа направлена на культурную среду. В этой веками отлаженной программе детально разработаны принципы воспитания и обучения с момента зачатия ребёнка и обращения с ним до признания его сложившейся личностью. 4. Трудовое воспитание детей тувинцев было прямо связано с физической подготовкой. Уже с 5-6 лет дети начинали ухаживать за скотом. Во время перекочёвки мальчиков учили запрягать и распрягать коней, управлять ими, ориентироваться на местности по рельефу. Двигательные умения и навыки, приобретенные при участии в труде, в охоте, являются условием формирования и развития других, более сложных игровых двигательных умений и навыков, которые приобретаются в среднем и старшем возрасте. 5. Традиционная охота у тувинского народа была подчинена достижению высокого уровня физической и психической подготовки для преодоления трудностей, связанных сбытом и промысловой деятельностью в экстремальных условиях. С помощью охотничьего навыка, специфических физических упражнений воспитывали волю, смелость и мужество; молодежь приобретала специальные навыки, умения и знания охотника; общность традиционных промыслов способствовала использованию в воспитательном арсенале наиболее эффективных, универсальных средств.
Заключение
Анализ семьи и семейных отношений в Республике Тыва, уровень ее социальной защищенности позволяет утверждать, что семья выступает сегодня и как определенная социально-экономическая структура общества, и как специфический институт воспитания. Она находится в настоящее время в состоянии кризиса. Особенно тревожно то, что большинство семей неспособно противостоять снижению жизненного уровня, нарастающей бедности. Тяжелое материальное положение и стрессы сказываются на нравственно-психологическом климате семьи. Снижение возможностей детей, особенно из бедных семей может, в конечном итоге, привести к потере части интеллектуального потенциала республики. Социально-экономические перемены, происходящие в процессе исторического развития республики, привели к разрушению основ традиционного кочевого хозяйства и быта, к созданию городов и многочисленных оседлых центров, к активным миграционным процессам. Приобщение к новому образу жизни вызвало не только изменения в традиционном хозяйстве, но и пересмотр некоторых этнических ценностей, отход от истоков самобытной культуры. Ломка традиций, обычаев и обрядов, ослабление родственных связей, нарушение связей с природой, алкоголизм и рост наркомании представляют реальную угрозу. Ослабляются стимулы к труду, нарастают иждивенческие настроения среди населения, особенно среди подрастающего поколения и молодежи. Принятие в августе 1993 года Правительством Республики Тыва «Республиканской государственной программы по укреплению семьи, охране материнства и детства в Республике Тыва до 2000 года» становится стратегической перспективой и реальным механизмом укрепления семьи как основного фактора сохранения генофонда нации. Основные цели в реализации данной государственной программы в Республике Тыва состоят в том, чтобы обеспечить необходимые условия для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций; создать условия для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами человека; обеспечить создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства, отцовства и детства, нормальных условий для жизни пожилых людей. В воспитании детей у тувинцев существовали выработанные в течение столетий свои традиции, сложившаяся система духовно-нравственного воспитания, определенные этические принципы и нормы. Важным в воспитании было привитие детям послушания и почтительного отношения к родителям, уважения, внимания и чуткости к старшим, особенно к старикам. В присутствии старших считалось неприличным громко разговаривать, кричать, прерывать, или вмешиваться в разговор. Существовали свои правила этикета, которым обучали детей с ранних лет. В развитии духовно-нравственного воспитания решающую роль играли нравы, традиции и обычаи народа. Воспитание детей в прошлом заключалось в заботе о том, чтобы сохранить и предать им все богатства традиций и духовной культуры народа. Последовательное усвоение этих богатств, норм социального поведения в духе этнических традиций должно стать основой духовно-нравственного воспитания детей.
Список использованной литературы
1. Власова Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике // Педагогика. 2006. № 10. 2. Гребнев Л.В. Переход тувинских аратов-кочевников на оседлость. Редактор А. Козленко. Кызыл, 1995. - 100 с. 3. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993. 513 с. 4. Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев теленгитов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л, 1988. – с.152 5. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006. 6. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. – К., 2001 7. Кужугет А.К. Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX – XX века). – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2002. 8. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики в семейном воспитании. Автореф. кан-та пед. наук.-Казань.,1990.16с. 9. Педагогика любви. Материалы международной научно-практической конференции «Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии». – Кызыл, 2009. 10. Потаповская О.М.Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. – М.: Издательство «Планета», 2002. 11. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. – М., 1989. – 362 с. 12. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Просвещение, 2009. 13. Салчак К.Б., Салчак Л.П. Развитие тувинской народной педагогики. – Кызыл: Тув.кн.изд., 1984.-170с 14. Сабитова Г.В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы // Педагогика. 2007. № 3. 15. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – Ереван, 2005.
Date: 2015-08-24; view: 1323; Нарушение авторских прав |