Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Минимальный набор бумажных образцов
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ] Описание конструкции каждого изделия см. в книге: Геронимус Т. М. Методика преподавания технологии с практикумом / Т.М. Геронимус. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.
[1] Описание конструкции каждого изделия см. в книге: Геронимус Т. М. Методика преподавания технологии с практикумом / Т.М. Геронимус. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.
Как видно из таблицы, во втором классе понадобятся все разновидности бумаг, с которыми работал первоклассник. К ним добавится, в первую очередь, бархатная бумага, потому что на ней в первой четверти будут собирать в круглой пластиковой крышке- рамке великолепные орнаменты из семян, причем кружок из бархатной бумаги разметить можно будет только через копировальную бумагу, подложив ее под пластиковую крышку [6: с. 14]. Плотная, с глянцевой поверхностью календарная бумага используется как вторсырье от настенных календарей для игрушек- оригами, гофрированных воротничков, елочных фонариков, игрушек для украшения кукольного домика. Без кальки второклассникам не удастся освоить универсальный вид разметки — на просвет, для плоской и выпуклой мозаики. Бумажный шпагат — фактически изделие из скрученной бумажной ленты. Он используется во втором классе как отделочный материал для ажурной льняной салфетки. В третьем классе мы видим, что среди ранее использованных видов бумаги появится только окантовочная бумага. Это разновидность переплетных бумаг, с ее помощью отделывают кромки аппликаций, собранных на картоне. В таком виде они приобретают исключительно привлекательный вид. На базе уже знакомых разновидностей бумаг усложняются обработочные технологии. Кроме бумажных, все больше используются полимерные материалы (о них речь пойдет ниже). И в четвертом классе по сравнению с бумажными все больше используются текстильные и полимерные материалы, а также разнообразные полуфабрикаты. Поэтому к хорошо известным бумажным образцам добавляются только те, которые обеспечивают новую, очень интересную и достаточно сложную работу по изготовлению переплетных изделий — тетрадей, папочек, блокнотов. В эту группу войдет писчая бумага (не как вкладыш, а как базовый материал), переплетная (ледерин, петкор, бум винил и др.), упаковочная бумага с полимерным покрытием, переплетный картон. Итак, на каждом уроке-практикуме мы начинаем понемногу накапливать структурированную информацию. Дети осознают, что «материал» — это не только бытовое название ткани, но и любое сырье для игрушки, что материалы делятся на большие группы. Например, есть природные (пока не разделяем на растительные и минеральные), а есть — сделанные человеком, искусственные. Среди искусственных материалов очень часто ис пользуются бумажные. Именно поэтому параллельно с текущими наблюдениями за отдельными свойствами какого-либо вида бумаги необходимо не только обсуждать общие и особенные свойства каждого, но и сравнивать одни и те же свойства у разных видов материала. Такая работа будет продолжаться в течение всех 4 лет обучения. Она потребует расширения коллекции в каждом классе. Рассмотрим методику организации обобщающих наблюдений по теме «Работа с бумажными материалами» на примере первого класса. Для обобщающих наблюдений но теме (например, «Работа с бумажными материалами») специально выделяют целый урок. Готовятся к нему заранее, обсуждая (в разной степени подробности) на каждом уроке-практикуме отдельные свойства используемого материала, вырезая образцы для коллекции, анализируя странички учебника, посвященные свойствам материалов. Теперь нужно обобщить все наблюдения, относящиеся к одному материалу, установить причинно-следственные связи между их свойствами и особенностями технологических операций. В первом классе такая работа проводится в последней четверти, потому что именно тогда в коллекции появится гофрированная бумага (последний в этом году новый вид бумаги), из которой дети сделают бумажные розы для украшения класса к 8 марта. Чтобы обсуждение было связано с технологическими выводами по использованию конкретных материалов, необходимо иметь также образцы изделий из указанных материалов. Главная цель обобщающего наблюдения по теме состоит в сопоставлении физических свойств материалов одного вида. Рассмотрим пример такого наблюдения. Итак, перед каждым ребенком будет находиться его конверт со стандартным набором образцов: гофрокартон и цветной картон, писчая, газетная, аппликационная и альбомная, гофрированная бумага и бумажная салфетка. В качестве добавок в коллекцию появились материалы г— «близкие родственники». Кроме кусочка серого и бежевого гофрированного картона с крупной волной (от упаковочных коробок для пищевых продуктов и приборов), у детей появились белые образцы с очень мелкой волной (от упаковок флаконов с косметическими средствами) и образцы цветного двухслойного гофрокартона с открытой волной (из детских наборов бумаги и картона). Образцы писчей бумаги могут иметь разную градуировку: в клетку, в линейку. Труднее будет найти нелинованную бумагу (возможно, с вензелем) из специальных почтовых наборов. Из печатных бумаг, кроме газетной бумаги, в коллекции будет также книжная и журнальная. Цветная бумага для аппликаций может быть дополнена образцами, окрашенными с двух сторон, либо в массе. «Родственницей» альбомной бумаги будет бумага для акварели, образцы гофрированной бумаги будут различаться окраской. Завершат расширенную коллекцию первоклассника белые, окрашенные в один цвет или с рисунком бумажные салфетки разных размеров и плотности, бумажный носовой платок, прямоугольнички туалетной бумаги и бумажного полотенца. В первом классе урок-наблюдение лучше всего проводить в форме игры: заселяем Бумажкино царство. Для этого заранее разделим класс на несколько групп по количеству разновидностей минимального набора бумаги. Учащиеся каждой группы будут представителями какой-то «бумажки». Каждая «бумажка» должна рассказать о себе (чем она отличается от других, что у нее самого хорошего, отчего она может стать некрасивой) и где в жизни она пригодится. Вначале под руководством учителя проведем коллективную подготовку, чтобы освежить в памяти информацию, усвоенную в течение всего года. Все учащиеся разложат перед собой на парте стандартный набор образцов и, не прикасаясь к ним, ответят на вопросы учителя: - Что у них общего? Они все — листы, потому что толщина по сравнению с длиной и шириной очень маленькая. - Что еще у них общего? Если в ответ повиснет пауза, дополнительно спросим, из чего они все сделаны? В ответ мы хотели бы услышать, что все эти образцы сделаны из волокон. - Откуда это узнали? Во второй четверти делали обрывную аппликацию, рассматривали в лупу по краям деталей бахрому из волокон, читали в учебнике сказку «Приключения Фантика», рассматривали картинки. —А чем же они отличаются друг от друга на глаз? Цветом, блеском, иногда прямо на глаз видно, что бумажка не гладкая, а шершавая (например, гофрированная бумага). После такой подготовки начинают выступать представители отдельных видов бумажек (как правило, это 2-3 человека). Они просят всех взять в руки образец из своей коллекции, например, гофрокартон, ощупать его, попробовать очень осторожно согнуть вдоль волны гофра, посмотреть на свет через покровный материал, погладить ладонью поверхность. И на этом основании выступающие могут сформулировать вывод (учитель отредактирует его): серый упаковочный гофрокартон твердый, толстый, непрозрачный, он не гнется, не сминается. Покачаем его на ладони: тяжелый ли он при такой толщине? Нет, он легкий! А почему? Если посмотреть через срез гофрированной волны нашего образца, мы увидим свет, значит, он пустотелый. Вот почему он легкий! Вспомним, что в «обобщающем» наблюдении на уроке практикуме [4: с. 16] мы анализировали странички учебника, где персонаж — Барбос — пытался сесть на картон и сделал вывод, что картон не просто толстый, он еще и прочный, он даже не прогибается! Рассказывая про дополнительные образцы гофрокартона (белый с мелкой волной и цветной с открытой волной) и макулатурного цветного картона учащиеся называют сходства и отличия в свойствах. Сходство: все образцы непрозрачные, твердые. Различия: разная величина волны и, соответственно, разная толщина. Образец с открытой волной на глаз ребристый, на ощупь не гладкий, шероховатый. Попробуем сделать несколько предположений: Зачем нужен гофр внутри картона? Припоминаем опыт1: мы сравнивали возможности плоского и гофрированного листа удерживать вес яблока. У листа после гофрирования повышается конструкционная жесткость — способность не только удерживать груз, но даже не прогибаться (не деформироваться). Почему у гофров волна разной величины? Для этого постучим пальцем по двум образцам, лежащим на парте... Через толстый гофрокартон пальчик совсем не чувствует крышку парты, тонкий тоже пружинит, но гораздо меньше. Отсюда делаем «детский» вывод (с помощью учителя): тяжелые или очень хрупкие вложения требуют высокой волны, она сама не сминается, лучше защищает их от ударов. Форма гофра фиксируется верхним и нижним слоем бумаги (он не расплющивается в плоскость). Приведем примеры таких вложений в упаковки гофрокартона: холодильник, коробки со свежими яйцами. Другие образцы покажут нам, что гофрированный картон не всегда бывает одноцветным: иногда его верхний покровный слой делают не из упаковочной, а из глянцевой плотной бумаги, на которой заранее напечатан многоцветный рисунок вложенного изделия, написано его название и многие другие полезные сведения. Учащиеся приведут примеры таких упаковок: коробки с бытовой техникой (утюг, миксер и др.). Цветной картон для аппликаций гладкий, окрашенный с одной стороны, он тоньше упаковочного гофрокартона, но толще любой бумаги, тоже непрозрачный, но его можно немного согнуть. Он выпускается специально для декоративных работ. И последнее: а почему у цветного картона нет внутри гофра? Мы бы хотели услышать в ответ: потому что ему это не нужно! Мы же ничего в него не собираемся в него упаковывать, чтобы не разбилось, просто приклеим к нему детали аппликации. У него тоже есть жесткость, он почти не гнется, на нем аппликация не покоробится. И отчего же картонки делаются некрасивыми? (Как их можно случайно испортить?) И опять мы вспомним опыт «Как увлажнение действует на внешний вид бумажных материалов»1. Как любая бумага, картон не любит быть в воде — он размокнет, а когда высохнет — покоробится, то есть уже не будет таким красивым. Смять его гораздо труднее, чем бумагу, при сминании он ломается. Следующие представители жителей «Бумажкиного царства» — писчая и печатная бумаги. В коллекции они представлены различными образцами тетрадной, почтовой, газетной, книжной и журнальной бумаги. И опять учащиеся назовут физические свойства этих видов бумаги, видимые на глаз. Это тоже листы, они белые (у кусочков книжной, газетной и журнальной бумаги при вырезании образцов нужно захватить незапечатанные поля),
[1] Опыты и наблюдения в течение года чередуются. Описание указанного опыта см. в параграфе 2.1.2. настоящего пособия поверхность их гладкая, они непрозрачные, потому что текст, напечатанный с одной стороны, не просвечивает на другую. Ощупывая одновременно в разных руках газетную и книжную бумаги, учащиеся делают вывод, что книжная более гладкая. Такое же сравнение книжной и писчей (тетрадной) показывает, что тетрадная еще более гладкая. Это свойство (высокая гладкость) придано ей специально, чтобы в тетради легко было писать не только шариковой, но и перьевой ручкой. Дети дополнят информацию об использовании писчей бумаги: из такой же плотной (часто линованной) бумаги делают записные книжки, ежедневники, почтовые наборы. Поскольку для образцов книжной бумаги могут быть использованы только вышедшие из употребления книжки-раскраски, при обсуждении можно будет использовать также для демонстрации учебники и художественную литературу с бумагой разной толщины и степени белизны. Газетная бумага по сравнению с остальными из этой группы менее плотная. Поскольку плотность — механическое свойство, зависящее от массы волокон в единице объема, первоклассники его понимают через название качественной особенности «рыхлость». Рыхлую бумагу легко смять, это мы исследовали в опыте. Кроме того, и характер поверхности у этих бумаг тоже неодинаков — газетная бумага по сравнению с книжной и журнальной шероховатая. Итак, рассмотрев все образцы названной группы, сравнив их на глаз и на ощупь, дети подведут итоги: самая белая, плотная и гладкая из них — писчая. Самая рыхлая (менее плотная) из этой группы — газетная. Большая плотность этому виду бумаги не нужна, потому что газета «живет» один день, потом новости в ней устареют, и она превращается в макулатуру. Но и в качестве макулатуры мы используем ее, подкладывая под деталь при наклеивании именно потому, что ее легко будет потом смять, чтобы после работы выбросить1. Журнальная бумага гораздо плотнее газетной, она тонкая и блестящая, рассчитана на довольно долгое использование. Листы из нее часто перегибают, поэтому она должна быть достаточно прочной. Следующая группа — так называемая цветная бумага. Базовый образец коллекции — бумага для аппликаций, окрашенная с одной стороны. Она предназначена для декоративных работ. Именно цвет является главным свойством, отличающим ее от других видов бумаги. Но и эту группу бумаг дети дополняют не только образцами других цветов (окрашенных в один тон, в несколько плавно перетекающих друг в друга), среди них появятся образцы, окрашенные с двух сторон, и в массе. И опять, рассматривая и ощупывая, перегибая все образцы из этой группы, учащиеся называют общие и особенные признаки. Общие — это непрозрачность окрашенных листов (на некоторых с обратной стороны даже нанесены контурные рисунки — детали будущих аппликаций). Особенные, отличающие друг от друга признаки: они все разные по толщине, по степени гладкости поверхности, по блеску, по плотности, по способу окрашивания (срезы листов, окрашенных в массе, тоже цветные). Поскольку учащиеся в первом классе использовали для изделий, в основном, бумагу для аппликаций, сделать технологический прогноз об особенностях приклеивания более плотной бумаги, окрашенной в массе, можно будет только во втором классе при изготовлении выпуклых аппликаций. А пока мы услышим, что из такой бумаги получаются красивые игрушки оригами, и особенно гофрированная бабочка (цветная со всех сторон, плотная, хорошо удерживает форму — пластичная'). И опять, в ответ на возможность изменения внешнего вида (отчего она становится некрасивой), дети назовут сминание, вызывающее на поверхности беспорядочные заломы, коробление после возможного слишком обильного намазывания клеем и высыхания без пресса ___________________________________________________________________________
|