Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Минимальный набор бумажных образцов





1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Бумага Гофрокартон Цветной картон Упаковочный картон Бумага Гофрокартон Цветной картон Бумага Гофрокартон Цветной картон Бумага Цветной картон Бархатная Альбомная Календарная Гофрированная
Писчая (макулатура) Газетная (макулатура) Писчая (макулатура) Газетная (макулатура) Писчая (макулатура) Газетная (макулатура) Писчая Переплетная Упаковочная с полимерным покрытием Переплетный картон

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ] Описание конструкции каждого изделия см. в книге: Геронимус Т. М. Методика преподавания технологии с практикумом / Т.М. Геронимус. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

 

[1] Описание конструкции каждого изделия см. в книге: Геронимус Т. М. Методика преподавания технологии с практикумом / Т.М. Геронимус. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

 

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Аппликационная Аппликационная Аппликационная  
Альбомная Альбомная Альбомная  
Бумажные Бумажные Калька  
салфетки салфетки Бумажный  
Гофрированная Гофрированная шпагат  
  Копировальная Календарная  
  Бархатная Окантовочная  
  Календарная (?)  
  Калька    
  Бумажный    
  шпагат    

Как видно из таблицы, во втором классе понадобятся все раз­новидности бумаг, с которыми работал первоклассник. К ним до­бавится, в первую очередь, бархатная бумага, потому что на ней в первой четверти будут собирать в круглой пластиковой крышке- рамке великолепные орнаменты из семян, причем кружок из бар­хатной бумаги разметить можно будет только через копироваль­ную бумагу, подложив ее под пластиковую крышку [6: с. 14].

Плотная, с глянцевой поверхностью календарная бумага ис­пользуется как вторсырье от настенных календарей для игрушек- оригами, гофрированных воротничков, елочных фонариков, игру­шек для украшения кукольного домика.

Без кальки второклассникам не удастся освоить универсаль­ный вид разметки — на просвет, для плоской и выпуклой мо­заики.

Бумажный шпагат — фактически изделие из скрученной бу­мажной ленты. Он используется во втором классе как отделочный материал для ажурной льняной салфетки.

В третьем классе мы видим, что среди ранее использованных видов бумаги появится только окантовочная бумага. Это разно­видность переплетных бумаг, с ее помощью отделывают кромки аппликаций, собранных на картоне. В таком виде они приобрета­ют исключительно привлекательный вид. На базе уже знакомых разновидностей бумаг усложняются обработочные технологии.

Кроме бумажных, все больше используются полимерные мате­риалы (о них речь пойдет ниже).

И в четвертом классе по сравнению с бумажными все боль­ше используются текстильные и полимерные материалы, а также разнообразные полуфабрикаты. Поэтому к хорошо известным бумажным образцам добавляются только те, которые обеспечи­вают новую, очень интересную и достаточно сложную работу по изготовлению переплетных изделий — тетрадей, папочек, блок­нотов. В эту группу войдет писчая бумага (не как вкладыш, а как базовый материал), переплетная (ледерин, петкор, бум винил и др.), упаковочная бумага с полимерным покрытием, переплет­ный картон.

Итак, на каждом уроке-практикуме мы начинаем понемногу накапливать структурированную информацию. Дети осознают, что «материал» — это не только бытовое название ткани, но и любое сырье для игрушки, что материалы делятся на большие группы. Например, есть природные (пока не разделяем на рас­тительные и минеральные), а есть — сделанные человеком, ис­кусственные. Среди искусственных материалов очень часто ис пользуются бумажные.

Именно поэтому параллельно с текущими наблюдениями за отдельными свойствами какого-либо вида бумаги необходимо не только обсуждать общие и особенные свойства каждого, но и сравнивать одни и те же свойства у разных видов материала. Та­кая работа будет продолжаться в течение всех 4 лет обучения. Она потребует расширения коллекции в каждом классе.

Рассмотрим методику организации обобщающих наблюдений по теме «Работа с бумажными материалами» на примере перво­го класса.

Для обобщающих наблюдений но теме (например, «Работа с бумажными материалами») специально выделяют целый урок. Готовятся к нему заранее, обсуждая (в разной степени подроб­ности) на каждом уроке-практикуме отдельные свойства исполь­зуемого материала, вырезая образцы для коллекции, анализируя странички учебника, посвященные свойствам материалов.

Теперь нужно обобщить все наблюдения, относящиеся к одно­му материалу, установить причинно-следственные связи между их свойствами и особенностями технологических операций.

В первом классе такая работа проводится в последней четвер­ти, потому что именно тогда в коллекции появится гофрирован­ная бумага (последний в этом году новый вид бумаги), из которой дети сделают бумажные розы для украшения класса к 8 марта.

Чтобы обсуждение было связано с технологическими вывода­ми по использованию конкретных материалов, необходимо иметь также образцы изделий из указанных материалов.

Главная цель обобщающего наблюдения по теме состоит в со­поставлении физических свойств материалов одного вида. Рас­смотрим пример такого наблюдения.

Итак, перед каждым ребенком будет находиться его конверт со стандартным набором образцов: гофрокартон и цветной кар­тон, писчая, газетная, аппликационная и альбомная, гофрирован­ная бумага и бумажная салфетка. В качестве добавок в коллекцию появились материалы г— «близкие родственники». Кроме кусочка серого и бежевого гофрированного картона с крупной волной (от упаковочных коробок для пищевых продуктов и приборов), у де­тей появились белые образцы с очень мелкой волной (от упако­вок флаконов с косметическими средствами) и образцы цветного двухслойного гофрокартона с открытой волной (из детских набо­ров бумаги и картона).

Образцы писчей бумаги могут иметь разную градуировку: в клетку, в линейку. Труднее будет найти нелинованную бумагу (возможно, с вензелем) из специальных почтовых наборов.

Из печатных бумаг, кроме газетной бумаги, в коллекции будет также книжная и журнальная.

Цветная бумага для аппликаций может быть дополнена об­разцами, окрашенными с двух сторон, либо в массе.

«Родственницей» альбомной бумаги будет бумага для акваре­ли, образцы гофрированной бумаги будут различаться окраской. Завершат расширенную коллекцию первоклассника белые, окра­шенные в один цвет или с рисунком бумажные салфетки разных размеров и плотности, бумажный носовой платок, прямоуголь­нички туалетной бумаги и бумажного полотенца.

В первом классе урок-наблюдение лучше всего проводить в форме игры: заселяем Бумажкино царство. Для этого заранее раз­делим класс на несколько групп по количеству разновидностей минимального набора бумаги. Учащиеся каждой группы будут представителями какой-то «бумажки».

Каждая «бумажка» должна рассказать о себе (чем она отлича­ется от других, что у нее самого хорошего, отчего она может стать некрасивой) и где в жизни она пригодится.

Вначале под руководством учителя проведем коллективную подготовку, чтобы освежить в памяти информацию, усвоенную в течение всего года.

Все учащиеся разложат перед собой на парте стандартный на­бор образцов и, не прикасаясь к ним, ответят на вопросы учителя:

- Что у них общего?

Они все — листы, потому что толщина по сравнению с дли­ной и шириной очень маленькая.

- Что еще у них общего?

Если в ответ повиснет пауза, дополнительно спросим, из чего они все сделаны? В ответ мы хотели бы услышать, что все эти об­разцы сделаны из волокон.

- Откуда это узнали?

Во второй четверти делали обрывную аппликацию, рассматри­вали в лупу по краям деталей бахрому из волокон, читали в учеб­нике сказку «Приключения Фантика», рассматривали картинки.

—А чем же они отличаются друг от друга на глаз?

Цветом, блеском, иногда прямо на глаз видно, что бумажка не гладкая, а шершавая (например, гофрированная бумага).

После такой подготовки начинают выступать представители отдельных видов бумажек (как правило, это 2-3 человека). Они просят всех взять в руки образец из своей коллекции, например, гофрокартон, ощупать его, попробовать очень осторожно согнуть вдоль волны гофра, посмотреть на свет через покровный матери­ал, погладить ладонью поверхность.

И на этом основании выступающие могут сформулировать вывод (учитель отредактирует его): серый упаковочный гофрокар­тон твердый, толстый, непрозрачный, он не гнется, не сминается. Покачаем его на ладони: тяжелый ли он при такой толщине? Нет, он легкий! А почему? Если посмотреть через срез гофрированной волны нашего образца, мы увидим свет, значит, он пустотелый. Вот почему он легкий!

Вспомним, что в «обобщающем» наблюдении на уроке прак­тикуме [4: с. 16] мы анализировали странички учебника, где пер­сонаж — Барбос — пытался сесть на картон и сделал вывод, что картон не просто толстый, он еще и прочный, он даже не проги­бается!

Рассказывая про дополнительные образцы гофрокартона (бе­лый с мелкой волной и цветной с открытой волной) и макулатур­ного цветного картона учащиеся называют сходства и отличия в свойствах.

Сходство: все образцы непрозрачные, твердые. Различия: разная величина волны и, соответственно, разная толщина. Об­разец с открытой волной на глаз ребристый, на ощупь не гладкий, шероховатый.

Попробуем сделать несколько предположений:

Зачем нужен гофр внутри картона? Припоминаем опыт1: мы сравнивали возможности плоского и гофрированного листа удер­живать вес яблока. У листа после гофрирования повышается кон­струкционная жесткость — способность не только удерживать груз, но даже не прогибаться (не деформироваться).

Почему у гофров волна разной величины?

Для этого постучим пальцем по двум образцам, лежащим на парте... Через толстый гофрокартон пальчик совсем не чувствует крышку парты, тонкий тоже пружинит, но гораздо меньше. Отсю­да делаем «детский» вывод (с помощью учителя): тяжелые или очень хрупкие вложения требуют высокой волны, она сама не сми­нается, лучше защищает их от ударов. Форма гофра фиксируется верхним и нижним слоем бумаги (он не расплющивается в пло­скость). Приведем примеры таких вложений в упаковки гофрокар­тона: холодильник, коробки со свежими яйцами.

Другие образцы покажут нам, что гофрированный картон не всегда бывает одноцветным: иногда его верхний покровный слой делают не из упаковочной, а из глянцевой плотной бумаги, на которой заранее напечатан многоцветный рисунок вложенного изделия, написано его название и многие другие полезные све­дения. Учащиеся приведут примеры таких упаковок: коробки с бытовой техникой (утюг, миксер и др.).

Цветной картон для аппликаций гладкий, окрашенный с одной стороны, он тоньше упаковочного гофрокартона, но толще любой бумаги, тоже непрозрачный, но его можно немного согнуть. Он выпускается специально для декоративных работ. И последнее: а почему у цветного картона нет внутри гофра? Мы бы хотели услышать в ответ: потому что ему это не нужно! Мы же ничего в него не собираемся в него упаковывать, чтобы не разбилось, про­сто приклеим к нему детали аппликации. У него тоже есть жест­кость, он почти не гнется, на нем аппликация не покоробится.

И отчего же картонки делаются некрасивыми? (Как их можно случайно испортить?)

И опять мы вспомним опыт «Как увлажнение действует на внешний вид бумажных материалов»1. Как любая бумага, картон не любит быть в воде — он размокнет, а когда высохнет — поко­робится, то есть уже не будет таким красивым. Смять его гораздо труднее, чем бумагу, при сминании он ломается.

Следующие представители жителей «Бумажкиного цар­ства» — писчая и печатная бумаги. В коллекции они представле­ны различными образцами тетрадной, почтовой, газетной, книж­ной и журнальной бумаги. И опять учащиеся назовут физические свойства этих видов бумаги, видимые на глаз. Это тоже листы, они белые (у кусочков книжной, газетной и журнальной бумаги при вырезании образцов нужно захватить незапечатанные поля),

 

[1] Опыты и наблюдения в течение года чередуются. Описание ука­занного опыта см. в параграфе 2.1.2. настоящего пособия поверхность их гладкая, они непрозрачные, потому что текст, на­печатанный с одной стороны, не просвечивает на другую.

Ощупывая одновременно в разных руках газетную и книжную бумаги, учащиеся делают вывод, что книжная более гладкая. Та­кое же сравнение книжной и писчей (тетрадной) показывает, что тетрадная еще более гладкая. Это свойство (высокая гладкость) придано ей специально, чтобы в тетради легко было писать не только шариковой, но и перьевой ручкой. Дети дополнят инфор­мацию об использовании писчей бумаги: из такой же плотной (ча­сто линованной) бумаги делают записные книжки, ежедневники, почтовые наборы.

Поскольку для образцов книжной бумаги могут быть исполь­зованы только вышедшие из употребления книжки-раскраски, при обсуждении можно будет использовать также для демонстра­ции учебники и художественную литературу с бумагой разной толщины и степени белизны.

Газетная бумага по сравнению с остальными из этой группы менее плотная. Поскольку плотность — механическое свойство, зависящее от массы волокон в единице объема, первоклассники его понимают через название качественной особенности «рых­лость». Рыхлую бумагу легко смять, это мы исследовали в опыте. Кроме того, и характер поверхности у этих бумаг тоже неодина­ков — газетная бумага по сравнению с книжной и журнальной шероховатая.

Итак, рассмотрев все образцы названной группы, сравнив их на глаз и на ощупь, дети подведут итоги: самая белая, плотная и гладкая из них — писчая. Самая рыхлая (менее плотная) из этой группы — газетная. Большая плотность этому виду бумаги не нужна, потому что газета «живет» один день, потом новости в ней устареют, и она превращается в макулатуру. Но и в качестве макулатуры мы используем ее, подкладывая под деталь при на­клеивании именно потому, что ее легко будет потом смять, чтобы после работы выбросить1. Журнальная бумага гораздо плотнее газетной, она тонкая и блестящая, рассчитана на довольно дол­гое использование. Листы из нее часто перегибают, поэтому она должна быть достаточно прочной.

Следующая группа — так называемая цветная бумага. Базо­вый образец коллекции — бумага для аппликаций, окрашенная с одной стороны. Она предназначена для декоративных работ. Именно цвет является главным свойством, отличающим ее от других видов бумаги. Но и эту группу бумаг дети дополняют не только образцами других цветов (окрашенных в один тон, в не­сколько плавно перетекающих друг в друга), среди них появятся образцы, окрашенные с двух сторон, и в массе.

И опять, рассматривая и ощупывая, перегибая все образцы из этой группы, учащиеся называют общие и особенные признаки. Общие — это непрозрачность окрашенных листов (на некоторых с обратной стороны даже нанесены контурные рисунки — детали будущих аппликаций).

Особенные, отличающие друг от друга признаки: они все раз­ные по толщине, по степени гладкости поверхности, по блеску, по плотности, по способу окрашивания (срезы листов, окрашенных в массе, тоже цветные).

Поскольку учащиеся в первом классе использовали для из­делий, в основном, бумагу для аппликаций, сделать технологиче­ский прогноз об особенностях приклеивания более плотной бума­ги, окрашенной в массе, можно будет только во втором классе при изготовлении выпуклых аппликаций. А пока мы услышим, что из такой бумаги получаются красивые игрушки оригами, и особенно гофрированная бабочка (цветная со всех сторон, плотная, хорошо удерживает форму — пластичная').

И опять, в ответ на возможность изменения внешнего вида (отчего она становится некрасивой), дети назовут сминание, вы­зывающее на поверхности беспорядочные заломы, коробление после возможного слишком обильного намазывания клеем и вы­сыхания без пресса

___________________________________________________________________________

Date: 2015-08-24; view: 483; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию