Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект наблюдения — технологическая операция





Исключительно важную роль для повышения самостоятель­ности, улучшения качества результатов работы играет организа­ция наблюдений за особенностями выполнения технологической операции. Чаще всего именно на эту часть работы учителя не об­ращают внимания, поскольку считается, что если ребенок много раз видел, как, например, режут ножницами, обводят шаблон, то он все это знает и умеет. В лучшем случае ребенку говорят: смо­три, вот как надо делать. Вот только результаты его действий по­сле такого показа зачастую будут низкого качества. Ребенок видел, но никаких особенностей не заметил. Поэтому в его работе неиз­бежно появится брак.

Приведем простейший пример: в первом классе учащиеся начинают составлять коллекцию образцов бумажных материа­лов. Учительница дает первый образец — картонный прямоу­гольник, который впоследствии пригодится также как шаблон, его нужно будет многократно обводить на остатках самых раз­ных бумажек, чтобы потом вырезать одинаковые прямоугольни­ки для коллекции.

Операция разметки по шаблону известна первоклассникам только по сутй — ёбйедка Приспособления Но вНсПшеМу Контуру. Осознание содержания каждого рабочего движения в дошкольном возрасте не проводилось. Теперь же учитель организует наблюде­ние за своими действиями, демонстрируя на доске все рабочие движения, и при этом под диктовку учащихся будет составлять схему движений инструмента при разметке.

Объект наблюдения — процесс разметки по шаблону, пред­мет—направление движения левой и правой рук при этой работе.

 

 

__________________________________________________________________________

Подробно см. в книге: Геронимус Т. М. Методика преподавания техно­логии с практикумом / Т .М. Геронимус. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

 

Правила разметки по шаблону известны всем: шаблон при­кладывают к изнаночной стороне бумаги в самый уголок, чтобы сэкономить материал и избежать брака; прижимают к бумаге, чтобы не сдвинулся, и обводят. Эта очень простая операция при условии получения точного контура требует скоординированных движений двух рук.

Расскажем детям, что будем делать, и сформулируем точно задание на наблюдение:

- Смотрите, на доске цветным мелком нарисован прямоуголь­ник. Ровненький, красивый. Около каждого уголка — его номерок (первый, второй, третий и четвертый). А вот это — картонный шаблон такого же размера (прикладывает его точно в контур), это я его обводила мелом. Этот меловой прямоугольник (снимает ша­блон) будет нашим помощником.

Нам тоже нужно научиться очень точно обводить любой пря­моугольный шаблон, но на бумаге, а не на доске.

Сейчас я буду показывать, как это сделать правильно. Вот на этом неправильной формы обрезке цветной бумаги (прикреплю его магнитом к доске, чтобы не упал), я буду обводить картонный шаблон (вот он!) но не карандашом, как всегда, а фломастером (если возьму карандаш, вы не увидите его след, потому что сиди­те далеко от доски).

А вы будете замечать и запоминать, откуда и куда двигается фломастер — направо или налево, вниз или вверх, от какого угол­ка к какому... И что в это время делала левая рука?

Чтобы не забыть, откуда и куда двигался фломастер, мы потом стрелочками покажем на меловом прямоугольнике-помощнике его шаги.

ВНИМАНИЕ! В процессе наблюдения ничто не должно отвлекать детей. На рабочем месте не должно быть никаких инструментов, ни- каких материалов. Иначе внимание рассеется.

После такого вступления учитель, молча, не торопясь, пооче­редно обводит каждую сторону шаблона.

- Итак, что мы заметили?

Учащиеся ответят:

- Фломастер двигался от левого верхнего уголка (№ 1) на­право (как пишем) до второго уголка (№ 2). (Учитель сразу же закрепляет результаты наблюдения, рисуя белым мелком под диктовку учащихся, стрелки на схеме.). Потом фломастер сразу, не отрываясь, обвел шаблон справа вниз до нижнего уголка (№ 3). Значит, фломастер за один шаг обвел (разметил) две стороны пря­моугольника. Левая рука пока не мешала.

- А дальше? Вспоминаем...

- Потом фломастер делал два коротеньких шага - внизу слева направо (рисую стрелочку), и слева снизу вверх, от последнего уголка (№ 4) к первому (опять рисую стрелочку).

- А что же левая рука? Она не шевелилась, просто прижи­мала шаблон?

- Сначала не шевелилась, потому что не мешала обводить шаблон сверху и справа. А вот потом, во второй половине рабо­ты, пришлось то локоть поднимать, то всю руку (ребенок имеет в виду предплечье) наклонить направо.

А теперь смотрим на схему (меловой прямоугольник- помощник со стрелочками) и проверяем, не ошиблась ли я.

Итак, учитель повторяет еще раз все рабочие движения, све­ряясь со схемой. Таким образом, учащиеся не просто заметили каждое рабочее движение, составляющее операцию, но закрепи­ли ход работы на схеме.

Проверим, кстати, что еще дети заметили непроизвольно, без установки на дополнительный предмет наблюдения?

Снимем лист с размеченным прямоугольником с доски, спря­чем и зададим первый вопрос:

- На какой его стороне обводили шаблон? На цветной (лице­вой) или белой (изнаночной)?

Ответ учитель должен услышать от каждого на ушко. Очень важно определить, кто из детей даже этого не заметил, не обратил внимания?

- Я прикладывала шаблон на обрезок бумаги с неровными краями, а куда точно, на середину? И опять ответ нужно услы­шать на ушко.

Озвучит учитель верный вариант: мы еще вот что заметши: оказывается, шаблон кладут на изнаночную сторону, да еще по­ближе к краю.

А зачем? Почему?

В ответ мы хотим услышать, что даже обрезки бумаги надо экономить, пригодятся для мозаики (покажем замечательную ап­пликацию). А на изнанке обводим шаблон, чтобы не бояться оши­биться. Если получится где-то неровно, мы просто разметим еще раз, поровнее. Все равно брака не будет — это ведь изнанка!

Зададим вопрос себе: Почему мы не определили сразу все пред­меты наблюдения, оставили часть на непроизвольную форму?

Очевидно, что при большом количестве заданий внимание рассеется, дети не заметят ничего или не смогут сформулировать ответ; умственное напряжение будет очень тяжелым, интерес к уроку сразу упадет.

При такой организации наблюдения будет достигнута не толь­ко дидактическая цель (научить рациональным приемам размет­ки), учащиеся на конкретном примере будут учиться понимать разницу между «смотреть» и «замечать».

Date: 2015-08-24; view: 355; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию