Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет и метод социологии Э.Дюргейма
Классический этап в развитии социологии конец 19 – 20-е гг. 20 века. Назовем причины выделения данного периода: 1. исторические предпосылки: резкое обострение социальных конфликтов между социальными группами; 2. кризис в естествознании – потребовался новый подход к анализу социальной действительности. Именно в этот период было дано истинно научное описание социальной реальности, были предприняты попытки использования эмпирических данных. Важнейшими задачами теоретиков данного периода были 1. поиск предмета новой науки; 2. выяснение соотношения личности и общества. Эмиль Дюркгейм (1857-1918) — патриарх французской социологической школы, признанный классик мировой социологии. Работы: “О разделении общественного труда” (1893), “Метод социологии” (1895), “Самоубийство” (1897) и “Элементарные формы религиозной жизни” (1912). Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в его работе «Правила социологического метода». Дюркгеймовсая социология основывается на теории социального факта. Социальный факт – это всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. Так, при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. В этой работе он излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы социологии существовать в качестве науки: 1. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещь». Это означает, что социальные факты: а) внешни для индивидов, б) они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие между фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества. 2. Второе правило состоит в том, чтобы социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды. 3. Третье правило состоит в признании примата (приоритета) целого над составляющими его частями. Это означает, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общество есть автономная система, управляемая своими законами не сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида. Признание объективной реальности социального факта является центральным пунктом социологического метода Дюркгейма. Социальный факт является предметом социологии по Дюркгейму. “Социологизм” - о сновополагающие принципы социологии Дюркгейма. Для понимания дюркгеймовского “социологизма” необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона “социологизма”, т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях. 1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и “реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов. 2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. 3. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной Таким образом, характерная онтологическая черта “социологизма” - это “социальный реализм”. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам Методологический аспект “социологизма” тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему. 1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе -социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. 2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата 3. Социология выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук. Солидарность, аномия, “Самоубийство” Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Аномия - сосояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состоянии в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. Выделяет три основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и анемическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот; вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего ее смысл вне её самой. Наконец, анемическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. аномия. Дюркгейм сопоставляет данные по самоубийствам в нескольких европейских странах. В итоге становится очевидным, что: 1. Протестанты более склонны к суициду, нежели католики. 2. Одинокие люди чаще женатых добровольно расстаются с жизнью. 3. Количество самоубийств в процентах больше в странах с неустойчивой экономикой и политическим устройством. 4. Репрессивные политические системы создают в стране суицидальную обстановку Понятие аномии, сформулированное еще в первой книге Дюркгейма, получает в “Самоубийстве” дальнейшее развитие и углубленную разработку. 29. Понятия «социальное пространство», «социальная мобильность» и теория стратификации в социологии Сорокина. Первым, кто стал энергично и успешно разрабатывать новую проблематику, был эмигрировавший из России в Европу, а затем в США Питирим Александрович Сорокин (1889-1968). В его работе «Современные социологические теории» (1928) дана систематизация всех классических концепций, и современная социология представлена как интегральный корпус идей и методов, разработанных в XIX — начале XX века. Сорокин также настаивал на соединении теоретической и эмпирической социологии, критикуя отвлеченное теоретизирование, не базирующееся на эмпирических обобщениях, но и критикуя бессмысленный сбор при помощи научных методик тривиальных фактов — «социологию пустяков». Свой подход, позднее названный им интегрализмом, Сорокин применил при разработке теории социальной стратификации и мобильности и теории социокультурной динамики. В новаторской книге «Социальная мобильность» (1927), оказавшей сильное влияние на исследования неравенства и характеристик системы социальных статусов в США, Сорокин рассматривает общество как социальное пространство — совокупность статусов, т. е. позиций, характеризуемых объемом доступных индивиду благ, набором прав и обязанностей. Социальное пространство стратифицировано: группы статусов, близких по своим характеристикам, образуют страты (от лат. stratum — слой), организованные в иерархический порядок. Указывая на относительную правоту таких исследователей неравенства, как Маркс, Вебер, Парето, Сорокин обобщает их подходы в концепции трех измерений и соответственно трех видов стратификации: экономической (по уровню богатства), политической (по уровню власти), профессиональной (по уровню престижа — общественного признания, квалификации или рода занятий). В социальном пространстве индивиды и группы могут перемещаться, изменяя свой статус. Это и есть социальная мобильность. Стратификация и мобильность рассматриваются Сорокиным как два необходимых и взаимосвязанных аспекта общественной жизни. Их формы и флуктуации (от лат. fluctuatio — колебание) Сорокиным прослежены на гигантском статистическом и историческом материале. Концепция многомерности стратификации и предложенные Сорокиным способы эмпирического определения — измерения уровня статусов — вошли в практику исследований. Таким образом, была достигнута интеграция теоретической и эмпирической составляющих социологии, когда содержание эмпирической социологии составляет фундамент теоретизирования, определяет основу развития социологии, а содержание теоретической социологии определяет достигнутый уровень развития социологии и направление дальнейших исследований Date: 2015-08-24; view: 571; Нарушение авторских прав |