Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормы реализации административно-правового регулирования. Нормы правоотношений





Реализация административно-правовой нормы представляет собой процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права содержащихся в нормах предписаний, правил поведения. В теории административного права выделяют 4 формы реализации правовых норм:

1) Соблюдение

Соблюдение правовых нормы характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения запрещённых действий.

2) Применение

Применение административно-правовых норм осуществляется соответствующими субъектами исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом индивидуальных юридических актов, основанных на требовании материальных либо процессуальных норм. Основные требования к применению: законность, обоснованность и целесообразность.

3) Исполнение

Исполнение административно-правовых норм – точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся[11].

4) Использование

Использование административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Любые общественные отношения преобразуются под регулирующим воздействием соответствующих норм права, т.е. приобретают правовую форму – становятся правовыми отношениями. Стороны таких отношений становятся носителями взаимных юридических обязанностей и прав, а их связи – правовыми. Это достигается тем, что именно правовая норма устанавливает обязанности и права, определяет ответственность за их неисполнение или нарушение прав одной из сторон. В этом смысле налицо следующий правовой механизм: правоотношение возникает непосредственно в процессе реализации предписаний, содержащихся в данной норме права.

Административно-правовые отношения – один из видов правовых отношений, урегулированных правом и являющихся результатом воздействия на общественные отношения правовой нормы. Норма права придаёт конкретному общественному отношению юридическую форму и регламентирует действия сторон этого отношения, их взаимные обязанности и права, а также юридическую ответственность за несоответствующее поведение. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь и образует правоотношение, в рамках которого праву одной стороны соответствует обязанность другой стороны и наоборот.

Правовые отношения охраняются государством от нарушений. За нарушение прав и обязанностей, составляющих правонарушения, устанавливается юридическая ответственность. Этим правовые отношения отличаются от других видов общественных отношений, в частности моральных.

Административно-правовое отношение можно определить, как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающееся в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления)[12].

Выделяют следующие основные черты административно-правовых отношений:

1. Административно-правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе административно-правовых норм, которые порождают эти отношения и реализуются через них. Эти отношения отличаются строгой регламентацией нормами административного права поведения сторон, их взаимных прав и обязанностей.

2. Административно-правовые отношения складываются в специфической сфере, а именно в области осуществления исполнительно-распорядительной, т.е. властно-организационной, деятельности субъектов государственного управления.

3. Для административно-правовых отношений характерно то, что в качестве обязательного субъекта в них выступает соответствующий орган исполнительной власти. Данная особенность административно-правовых отношений объясняется прежде всего тем, что исполнительно-распорядительную деятельность призваны осуществлять от имени государства органы исполнительной власти и их должностные лица.

4. Споры которые могут возникать между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в административном порядке, т.е. путём непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа государственного управления.

5. Ответственность субъектов административно-правовых отношений наступает перед государством в отличие от гражданско-правовых отношений[13].

Административно-правовое отношение — разновидность правовых отношений, обладающие общими признаками, характерными для всех видов правоотношений. Это, во-первых, первичность правовых норм и, как следствие, наличие регулирующего воздействия правоотношения на конкретное общественное отношение конкретной правовой нормы, придающей ему юридическую форму. Во-вторых, это регламентация правовой нормой действий сторон этого отношения, придающая им юридическую силу. В-третьих, это корреспонденция обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой. В-четвертых, это специфичность состава любого вида правоотношений, элементами которого являются субъекты (участники отношений), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание, в котором различаются фактическая сторона (поведение субъектов) и юридическая сторона (субъективные права и обязанности).

Элементами административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты.

Субъекты административно-правовых отношений, т.е. органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации, государственные служащие, граждане, апатриды, бипатриды, наделены административными правами и обязанностями. Участие данных субъектов в административных правоотношениях определяются их административной правоспособностью.

Общим объектом административно-правовых отношений являются отношения в сфере реализации исполнительной власти. В административно-правовых отношениях объектами конкретных правоотношений выступают поведения, действия, поступки субъектов в сфере управления и их результаты.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты. Особенностью юридических фактов по административному праву являются то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер.

Таким образом, реализация административно-правовых норм используется в целях административно-правового регулирования управленческих общественных отношений. Административно-правовые отношения носят внутриорганизационный характер, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия органов государственной власти.

 

Содержание и виды административно-правовых отношений

Содержание административно-правовых отношений совокупность прав, обязанностей, запретов, ограничений субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.

В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности). Данные права и обязанности, возникают в тот момент, когда лицо приобретает правосубъектность.

Правосубъектность – общее понятие правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность – закрепляемая за субъектом права возможность иметь права и обязанности, носящие юридический характер.

У физических лиц правоспособность возникает с момента рождения и заканчивается в связи со смертью, а у юридических лиц – с момента регистрации и до ее прекращения в порядке, определенном законом.

Специальная административная правоспособность у государственных и муниципальных служащих возникает с момента зачисления их на должность и прекращается с момента их увольнения.

Административная дееспособность – это закрепленная за субъектами права возможность своими действиями приобретать субъективные права и исполнять обязанности, предусмотренные законодательством.

Административно-правовые отношения носят двусторонний характер: например, праву властного субъекта управления соответствуют обязанности подвластного субъекта управления, и наоборот. Напр., праву подачи жалобы соответствует обязанность субъекта управления рассмотреть эту жалобу в срок и по существу и в срок сообщить результат по жалобе.

Содержание административных правоотношений, как и всех иных отраслевых правоотношений, является одновременно юридическим и фактическим, т.е. имеет двойственную природу. Юридическое содержание выражается в тех субъективных правах и обязанностях, обладателями которых становятся стороны (участники) административных правоотношений.

Носитель административного субъективного права управомоченная сторона административного правоотношения, а носитель административной юридической обязанности - его обязанная сторона. Управомоченному всегда противостоит обязанное лицо. Обе стороны в административном правоотношении связаны между собой взаимными правами и обязанностями, т.е. праву одной из них корреспондирует обязанность другой и наоборот. Нередко каждая из сторон является и управомоченной, и обязанной.

Фактическое содержание административных правоотношений состоит в самом поведении участников, основанном на их административных правах и обязанностях[14].

Административно-правовые отношения можно классифицировать по следующим критериям:

1. По содержанию

- материальные (общественные отношения возникающие в сфере управления и регулируемые материальными нормами административного права);

- процессуальные (отношения, которые складываются в сфере управления в связи с порядком разрешения индивидуально конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами);

2. По соотношению прав и обязанностей участников

- отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальное правоотношение);

- отношения, участники которых не находятся в подчинении друг друга (горизонтальные);

3. По характеру порождающих административно-правовые отношения юридических фактов

- возникающие в результате действий лиц и органов;

- возникающие в результате тех или иных событий;

Действия являются результатом активного волеизъявления. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия соответствуют нормам административного права, а неправомерные нарушают их. События – юридические факты, не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия.

5. Административно-правовые отношения по способу защиты:

- административные правоотношения, защищаемые в административном порядке и в судебном порядке;

- правоотношения, защищаемые только в суде;

6. Административно-правовые отношения по составу участников:

- внутри аппаратные;

- внешне аппаратные;

7. Административно-правовые отношения по цели:

- регулятивные;

- охранительные[15].

Таким образом, чтобы стать участником административных правоотношений, следует обладать административной правосубъектностью. Благодаря классификации, административно-правовые отношения можно отнести к определённому ряду действия, выяснить, как и где могут возникнуть данные правоотношения.

 

Заключение

Итак, под механизмом административно-правового регулирования следует понимать совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Благодаря этим юридическим средствам механизм административно-правового регулирования функционирует.

Так, административно-правовые нормы - общеобязательные, структурно-организованные, государственно-властные веления, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, преследующие цель обеспечения должного управленческого порядка.

Толкование административно-правовых норм является деятельность ю органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан по установлению содержания административно-правовой нормы, раскрытию выраженной в ней государственной воли.

Акты применения административно-правовых норм представляют собой индивидуальное, государственно-властное веление, принятое уполномоченными субъектами в установленном порядке, содержащее разрешение конкретного управленческого дела на основе административно-правовых норм.

Административно-правовые отношения это урегулированные административно-правовой нормой управленческие отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, установленными данной юридической нормой.

Принципы позволяют восполнить пробелы в механизме правового регулирования.

 

Date: 2015-08-24; view: 495; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию