Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назначение, основные элементы и принципы механизма административно-правового регулирования





Общее назначение административно-правового регулирования обще­ственных отношений состоит в том, что с его помощью достигается установление и организация процесса реа­лизации прав и юридических обязанностей различными субъектами общественных отношений. Таким путем правовое регулирование придает общественным отноше­ниям определенность и устойчивость, поскольку установ­ленное правило, с одной стороны, указывает наиболее целесообразное поведение субъектов при сложившихся обстоятельствах, а с другой стороны, это правило гаран­тируется содействием, поддержкой и охраной государ­ства с целью непременного достижения преследуемого результата в урегулированных правом общественных отношениях

Механизм административно-правового регулирования – система административно правовых средств с помощью которых осуществляется правовое воздействие на участников управленческих отношений с целью достижения юридически значимого результата[1]. Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать правовые средства воздействия на общественные отношения, а также определить место и роль того или иного юридического средства в общественной жизни.

Под системой элементов механизма административно-правового регулирования понимается совокупность элементов и правовых средств, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом в целях упорядочивающего воздействия и устойчивого развития управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ, уполномоченных должностных лиц и иных, регулируемых административными правовыми нормами управленческих отношений, возникающих в государстве и обществе.

Что касается элементов механизма административно-правового регулирования, то разные авторы выделяют различные элементы.

Четвериков В. С. в систему основных элементов механизма административно-правового регулирования включает[2]:

1) нормы административного права;

2) акты толкования норм административного права;

3) индивидуальные акты, например, принятие указа Президента РФ о награждении ряда должностных лиц органов государственной власти орденами и медалями;

4) акты применения норм административного права;

5) административно-правовые отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Бахрах Д. Н., Старилов Ю. Н., Россинский Б. В. выделяют только 3 элемента[3]:

1. Административно-правовые нормы;

2. Применение норм административного права субъектами права;

3. Административно-правовые отношения.

Но несмотря на различие в классификациях элементов механизма административно-правового регулирования, наиболее важными из них являются:

1. Общие принципы административного права;

2. Административно-правовые нормы;

3. Акты официального толкования и применения административно-правовых норм;

4. Административно-правовые отношения;

5. Административно-правовая ответственность[4].

Каждый из этих составных частей влияет на процесс правового регулирования и на общественные отношения в целом.

Принципы административного права - основополагающие идеи руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, определяют юридическую основу административного права, устанавливают важнейшие законности в системе организаций и функционирования исполнительной власти и управления[5].

Принципы закрепляются по средствам административно правовых норм и выступают средством ликвидации пробелов в административно правовом регулировании управленческих отношений.

Существует два способа закрепления принципов в законодательстве:

1) Текстовой (когда один из принципов закрепляется в норме закона);

2) Смысловой (принцип, который вытекает из нормы).

Все принципы делятся на конституционные, отраслевые и специальные.

Выделяют следующие конституционные принципы:

- законности (любое решение должно приниматься только на основании закона, уполномоченным на то законным лицом и в пределах компетенции уполномоченного лица);

- федерализма (система построения органов власти в соответствии с территориальным устройством на основании ст. 71, 72, 73 Конституции Российской Федерации);

- демократизма (участие народа в голосовании, референдумах, выражение своих интересов путём непосредственного и опосредованного волеизъявления);

- гуманизма (уважение прав, свобод и интересов);

- социализма;

- объективной (материальной) истины (любое решение должно основываться на полном, объективном и всестороннем рассмотрении всех вопросов, имеющие значение по данному делу);

- состязательности сторон процесса;

- оперативности и эффективности (максимально короткие сроки рассмотрения дела и минимум затрат);

- своевременности (любое дело должно быть рассмотрено и разрешено в точно установленные процессуальные сроки);

- ответственности (ст. 1069 и 1070 Гражданского кодекса о взаимной ответственности сторон).

Отраслевые принципы:

- принцип управления (линейный и горизонтальный);

- прогнозирования (любое решение планируется на анализе ситуации и прогнозе его развития);

- плановости управления;

- непрерывности управления;

- учёта, контроля и координации.

Специальные принципы:

- научности;

- квалификации;

- соблюдения режима служебной и государственной тайны;

- открытости;

- адресности;

- упреждающего воздействия (профилактика правонарушений).

Акты официального толкования – акт государственного управления, предназначенный для уяснения правоприменителя содержания и порядка применения выбранной административно-правовой нормы[6].

Признаки:

- носит государственно-властный характер, поскольку исходит от лица уполномоченного на это;

- не порождает новых норм административного права, не отменяет и не изменяет содержание толкуемой нормы;

- действуют только во время действия толкуемой нормы;

- предназначены для правоприменителя.

Акты официального толкования применяются, когда используются специальные термины и понятия, когда смысл заложенный законодателем не соответствует норме и т.д.

Выделяют следующие виды актов официального толкования:

1. Аутентичные (т.е. авторский);

2. Казуальные (применительно к управленческой ситуации);

3. Нормативные (применяется в отношении неопределённого круга лиц и в аналогичных ситуациях).

Акты применения – разновидность юридического акта, содержащий в себе решение по конкретному управленческому делу на основе административно-правовых норм.

Он носит властно государственный характер, так как всегда исходит от полномочного на то лица, принимается в строго процессуальном порядке. Не исполнение его требований влечёт к негативным последствиям.

Таким образом, благодаря элементам (средствам) механизм правового регулирования осуществляет правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Принципы выступают в качестве основополагающих начал устанавливающие законную организацию и функционирование исполнительной власти и управления. Акты официального толкования помогают правоприменителю правильно выбрать ту или иную административную норму и уяснить её содержание и порядок применения.

Date: 2015-08-24; view: 319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию