Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. По регионам (географический признак)





а) универсальное, всемирное научно-техническое сотрудничество (например, в рамках ООН);

б) региональное, характерно для государств одного региона;

в) межрегиональное, охватывает государства, не принадлежащие к одному региону;

г) субрегиональное, т.е. сотрудничество ограничивается группой государств, между которыми, например, заключены официальные соглашения в рамках экономической интеграции;

д) двустороннее - сотрудничество между двумя государствами.

Таким образом, очевидно существование разнообразных классификаций международного научно-технического сотрудничества. Возвращаясь к началу рассмотрения вопроса о видах сотрудничества, отметим, что поскольку, на наш взгляд, проводить разграничение на виды целесообразно по предметному составу, т.е. по содержанию правоотношений, то все многообразие отношений межгосударственного сотрудничества в сфере науки, техники и технологий может быть сведено к следующим видам:

- научное;

- техническое;

- в области технологий (технологическое);

- комплексное (смешанное).

Эффективность и перспективы международного научно-технического сотрудничества в значительной мере определяются теми формами, которые используются для решения поставленных в этой области задач. К настоящему времени сложились определенные формы международного межправительственного сотрудничества в сфере научно-технической деятельности, однако по мере диверсификации деятельности применяемые формы и средства изменяются, а также возникают новые.

Выделим основные формы, наиболее характерные для научно-технического сотрудничества: международные конференции; научно-исследовательские программы; совместные научные исследования; создание межгосударственных финансово-промышленных групп и транснациональных компаний; обмен технической документацией, образцами и материалами, технологическими процессами, информацией; взаимное командирование специалистов; консультации и проведение экспертиз.

Существует иная классификация форм научно-технического сотрудничества:

- координация - выработка государствами общей политики, результатом которой являются международные программы в сфере совместной научно-технической деятельности;

- кооперация, в результате которой государства осуществляют научно-исследовательские разработки, связанные общей темой или программой исследований, на основе международного договора;

- ассоциация, т.е. объединение государств с широкими внешними связями в научно-технической области, например научные объединения в рамках Британского содружества наций;

- гармонизация - международно-правовой акт, преследующий цель гармонизации, устанавливает принципы деятельности, осуществляемой под эгидой международных организаций, например технологическая программа ЕС "Эврика";

- региональная интеграция, позволяющая обеспечить более тесное сотрудничество на всех уровнях, в том числе непосредственно между коллективами ученых. Такой степени интеграции достигли Скандинавские страны: Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция. В области науки и высшего образования в этих странах установлены единообразные требования к учебным программам <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Борисов К.Г. Указ. соч. С. 447.

 

Большой вклад в развитие форм международного научно-технического сотрудничества внесен Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., в Заключительном акте которого предлагаются наиболее целесообразные формы сотрудничества:

- обмен книгами, периодическими изданиями и другими научно-техническими публикациями между соответствующими организациями и отдельными лицами;

- обмены и визиты, а также другие непосредственные контакты между учеными и специалистами;

- проведение международных и национальных конференций и других научных совещаний;

- совместная разработка и осуществление программ и проектов, представляющих взаимный интерес;

- использование коммерческих каналов и методов для изучения и передачи передового научно-технического опыта <1>.

--------------------------------

<1> См.: Международное право в документах: Учебное пособие / Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. 3-е изд. М., 2000.

 

Безусловно, приведенные формы предполагают научно-техническое сотрудничество не только на многосторонней, но и на двусторонней основе, в том числе и на неправительственном уровне.

 

§ 4. ООН и международное научно-техническое сотрудничество

 


Специализированные международные организации научно-технического характера имеют глубокие исторические корни. Некоторые из них, вызванные к жизни необходимостью организации устойчивого обмена научно-техническими знаниями по отдельным направлениям науки и техники, существовали еще в XIX в. С тех пор число таких организаций значительно возросло. По данным Ассоциации международных организаций, много лет ведущей анализ их деятельности, в 1908 г. из 176 международных организаций 21 организация занималась вопросами науки и восемь - техническими проблемами <1>. В последующие годы их число неуклонно увеличивалось <2>.

--------------------------------

<1> Yearbook of International Organizations. Brussels, 1978.

<2> Энциклопедия международных организаций / Сост. С.В. Бахин, Л.Н. Галенская, В.С. Иваненко и др. СПб., 2003. Т. 1.

 

Значительный объем научно-технического сотрудничества и координации деятельности государств в этой области осуществляется в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), деятельность которой направлена на использование достижений науки и техники в целях развития человечества. Спецификой научно-технической деятельности ООН является в основном ее децентрализованный характер. Непосредственную работу по достижению ее целей и задач проводят отдельные органы ООН, а также специализированные учреждения.

В рамках ООН вопросы научно-технического сотрудничества входят в компетенцию различных органов. Среди органов общей компетенции рассматриваемая проблематика входит в круг задач Экономического и Социального совета. Подразделения ООН специальной компетенции ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ, ФАО, УООН, ПРООН и др. осуществляют деятельность в указанной сфере исключительно в рамках своих предметных областей.

В 70-х гг. XX в. в органах ООН, занимающихся вопросами научно-технического сотрудничества, возникла идея о необходимости упорядочения научно-технической деятельности. Был создан Комитет по науке и технике в целях развития (далее - КНТР) как центральный орган, возглавивший работу по выработке научно-технической политики ООН. В 1992 г. ЭКОСОС учредил функциональную Комиссию по науке и технике в целях развития, а также Центр по науке и технике.

Современная деятельность КНТР связана с анализом научно-технических проблем и их воздействием на развитие государств. Одной из перспективных тематик является исследование потенциала в сфере биотехнологии, здравоохранения, экологии. КНТР имеет мандат на содействие научно-техническому развитию развивающихся стран, а также готовит рекомендации научно-технического характера в рамках системы ООН <1>.

--------------------------------

<1> www.un.org/ russian/ ecosos/ science.htm

 

Основным органом, координирующим деятельность в сфере науки и техники, является ЮНЕСКО. Областями, в которых рассматриваемая организация осуществляет свою деятельность, являются: образование, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация и информация. ЮНЕСКО реализует свои цели посредством осуществления программ, проведения конференций, организации обучения специалистов и научных исследований, финансирования проектов и проведения других мероприятий. В настоящее время для определения приоритетов ЮНЕСКО основывается на выводах и рекомендациях Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.), а также Всемирной конференции по науке (Будапешт, 1999 г.).


ООН ведет активную деятельность по развитию международного научно-технического сотрудничества в рамках региональных комиссий, входящих в структуру организации. К настоящему времени расширены функции подразделений научно-технического характера, являющихся составной частью региональных комиссий ООН, приняты меры по укреплению самих этих подразделений в организационном плане.

Важной задачей подобных подразделений является оказание помощи странам региона в подготовке конкретных программ регионального сотрудничества по интересующим их научно-техническим проблемам.

Механизм научно-технического сотрудничества на региональной основе включает в себя и региональные подразделения многих органов и специализированных учреждений ООН, действующих в тесном контакте с региональными экономическими комиссиями. Например, в организации научно-технического сотрудничества по линии ЮНЕСКО на региональной основе видное место занимает Бюро по научному сотрудничеству в Европе.

Каждая из пяти существующих в настоящее время региональных экономических комиссий ЭКОСОС отличается своей спецификой в отношении научно-технических мероприятий, что зависит в большой степени от входящих в нее государств и от характера их основных целей и задач в сфере научно-технического сотрудничества.

 

§ 5. Региональное международное научно-техническое

сотрудничество

 

В сфере межгосударственного научно-технического сотрудничества наблюдается тенденция к регионализации, т.е. сотрудничеству государств по географическому признаку. Как свидетельствует практика, региональное сотрудничество способствует эффективной концентрации усилий государств для более плодотворного сотрудничества. Особенно удачным является опыт международных региональных организаций, в частности Европейского союза.

Региональное научно-техническое сотрудничество представлено довольно разнообразными отношениями, большим количеством субъектов, осуществляющих и регулирующих сотрудничество, а также способствующих его развитию.

В настоящее время большинство государств африканского континента создали крупные институциональные механизмы для разработки научно-технической политики. В рамках Всеафриканского научного и технического союза подготовлена программа по использованию достижений науки и техники в целях развития, которая является международным многосторонним региональным договором в этой области <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Борисов К.Г. Указ. соч. С. 437.

 

В системе органов Организации африканского единства (ОАЕ) особое место занимает Комиссия по вопросам науки, техники и исследованиям, занимающаяся широким кругом вопросов научно-технического сотрудничества государств Африки. В рамках настоящей Комиссии функционирует Межафриканский исследовательский фонд.


В данном регионе действует Африканский центр технологических исследований (АЦТИ), образованный в 1988 г. и первоначально являвшийся исследовательским институтом. В 1997 г., после того как его официально признали Кения, Уганда, Малави и Мальта, АЦТИ получил статус международной межправительственной организации. Основная цель деятельности данной организации заключается в исследовании и консультациях по проблемам окружающей среды.

С 1994 г. начала свою деятельность межправительственная организация - Комиссия по науке и технике в целях поддержки развития Юга. В состав названной Комиссии вошли представители 21 государства с трех континентов.

В Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе достигнут значительный прогресс в создании материально-технической базы, подготовке кадров и в организации научно-технической информационной инфраструктуры. Сложились благоприятные условия для научно-технической деятельности в целях развития. Разработан и подписан всеобъемлющий свод нормативных актов, направленных на развитие науки и техники государств различных интеграционных экономических объединений этого региона. Характерной чертой политики государств в области науки и техники является отражение программ национального развития в совместных мероприятиях и программах.

Наиболее значимой международной организацией данного региона является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Для координации научно-технического сотрудничества государств - участников АСЕАН создано Бюро по вопросам науки и техники. В рамках настоящей международной организации происходит осуществление различных региональных проектов в области науки и техники.

Опыт функционирования АСЕАН полезен для развития регионального сотрудничества государств, например в сфере промышленного сотрудничества. В рамках АСЕАН действует Базовое соглашение по схеме промышленного сотрудничества 1996 г., в котором содержатся условия и стимулы технического и технологического объединения предприятий различных государств, нацеленных на развитие прежде всего обрабатывающих отраслей промышленности.

В Западной Азии и на Арабском Востоке возрос потенциал научно-исследовательских объектов и конструкторских работ, создано более 150 исследовательских центров, образован региональный информационный центр в области науки и техники, связанный с национальными и международными банками данных. Государства региона предприняли ряд инициатив по разработке региональной программы развития науки и техники для обоснования совместной политики и содействия коллективному самообеспечению в социальном и экономическом развитии.

В данном регионе значительную роль в осуществлении международного научно-технического сотрудничества играет Лига арабских государств (ЛАГ). Рабочими органами являются комитеты, среди которых правовой, экономический, информационный и др. Наряду с указанными органами рассмотрение вопросов в области науки и техники осуществляет Совет по экономическим вопросам.

В рамках латиноамериканского и карибского экономического интеграционного процесса государства региона создали на национальном и региональном уровнях механизмы правового регулирования деятельности в области науки и техники. В основополагающем документе - Декларации Антигуа 1990 г. сформулирован экономический план действий по Центральной Америке, в котором определяются региональная политика и программа в данной области развития. Необходимо подчеркнуть роль Карибского сообщества (КАРИКОМ) в осуществлении научно-технического сотрудничества. В рамках организации функционируют различные научно-технические проекты, например Карибский институт сельскохозяйственных исследований. С 2000 г. в рамках КАРИКОМ применяется общий внешний тариф на различные наукоемкие товары. Развивается также и межрегиональное научно-техническое сотрудничество, в частности с Европейским союзом <1>.

--------------------------------

<1> См.: Пиджаков А.Ю., Жамкочьян С.С. Правовое регулирование экономической интеграции в Америках // Международное публичное и частное право. 2004. N 4. С. 47 - 52.

 

На европейском континенте действуют различные международные экономические организации, осуществляющие научно-техническое сотрудничество. Вызвано это разными причинами, но прежде всего следует отметить более высокий уровень развития научно-технического потенциала европейских государств. Наиболее эффективно международное научно-техническое сотрудничество осуществляется в рамках Европейского союза. Целью этой организации является последовательное развитие интеграционных процессов для образования политического, таможенного, экономического союза. Государствам ЕС удалось достичь тесного взаимодействия в области научно-технического развития, в выработке единой политики в данной сфере.

Исходным пунктом для рассмотрения проблемы научно-технического сотрудничества, интеграции научных исследований в рамках ЕС является создание Европейского сообщества по атомной энергии, задачей которого была координация ядерных исследований, а также Европейского объединения угля и стали.

Долгое время в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС) - предшественника ЕС - не ставился вопрос о распространении интеграции на другие сферы исследования. Только в 1974 г. Совет министров ЕЭС принял решение о необходимости координации национальной политики в области научных исследований, создал Комитет научно-технических исследований. С этого времени следует вести отчет скоординированной научно-технической деятельности государств, входящих в состав указанной организации.

В настоящее время в рамках ЕС принимаются и реализуются межгосударственные научно-технические программы в различных областях, например программы исследований в области энергетики, здравоохранения и др.

В середине 80-х годов XX в. государства - участники ЕС предприняли шаги по выработке единой научно-исследовательской политики, определению приоритетных направлений и критериев совместной исследовательской деятельности. В 1985 г. в ЕС была принята программа технологического возрождения Европы "Эврика", которая со временем будет олицетворять Европейское технологическое сообщество. Основные направления деятельности программы, такие как информационная техника, технология, биотехнология, откроют перед человечеством новые возможности. В 90-х гг. XX в. были заключены соглашения с рядом восточноевропейских стран о научно-техническом сотрудничестве в рамках программы "Эврика". Российская Федерация является участницей Программы с 1994 г.

Следует указать Европейскую рамочную программу по НИОКР <1>. Основная цель программы - повышение конкурентоспособности европейских исследований, технологий, информационных ресурсов. Внимание в рамках Программы сфокусировано на исследовании процессов бизнеса, средств информационной технологии, технологического и организационного менеджмента. Одним из основных перспективных направлений в распространении информационных технологий является использование сети Интернет, а также и других инновационных электронных средств.

--------------------------------

<1> Европейская рамочная программа по НИОКР // www.extach.ru/ innov/ index.htm.

 

Сложившаяся ранее высокая степень интеграции республик СССР, их хозяйственная взаимозависимость, схожесть правовых систем, постоянные связи в жизненно важных сферах предопределили формирование научно-технического сотрудничества государств в рамках вновь образованного Содружества Независимых Государств.

Процесс развития научно-технического сотрудничества государств - участников СНГ протекает поэтапно. Первый этап начинается с 13 марта 1992 г., т.е. с подписания первых соглашений о международном научно-техническом сотрудничестве в рамках СНГ. Второй этап - с 1995 г., с принятия решения Советом глав государств СНГ о согласованных мерах по воссозданию и сохранению общего научного пространства СНГ от 10 февраля и Концепции создания общего научно-технологического пространства СНГ от 22 сентября <1>. С 2000 г. по настоящее время сотрудничество государств СНГ направлено на инновационное развитие научно-технического потенциала.

--------------------------------

<1> Ряд соглашений 1992 г. утратил силу, тем не менее указанные акты имеют особое значение. Во-первых, они способствовали сохранению научно-технических связей, во-вторых, заложили основу для дальнейшего сотрудничества.

 

В сфере научно-технического сотрудничества в СНГ создана разветвленная организационная структура. Органы СНГ, образованные для обеспечения научно-технического сотрудничества, можно подразделить на две группы: органы общей и специальной компетенции. Органами общей компетенции являются Исполнительный комитет СНГ и Экономический совет.

Среди органов специальной компетенции по сотрудничеству в области науки, техники и технологии в первую очередь следует назвать Межгосударственный комитет по научно-технологическому развитию (МК НТР).

МК НТР является постоянно действующим координирующим органом <1>. При его участии происходит формирование многосторонних межгосударственных программ и проектов, создание международных научных организаций и международных научных центров, создается эффективная инфраструктура сотрудничества научно-исследовательских организаций, ученых и специалистов государств - участников СНГ. Для разрешения существенных вопросов создаются рабочие группы. МК НТР в целях выполнения поставленных задач действует в тесном контакте с другими межгосударственными и межправительственными органами СНГ. Наряду с ним важную роль играют Межгосударственный научно-технический совет, Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации, Межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной собственности, Секция межбиблиотечного абонемента, Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, органы Евразийской патентной организации.

--------------------------------

<1> См.: Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств - участников Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1995. N 3. С. 33.

 

В настоящее время в рамках СНГ действуют более десятка соглашений, направленных на реализацию научно-технического сотрудничества.

Основное направление современного международного научно-технического сотрудничества в рамках СНГ определяет Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств - участников СНГ от 3 ноября 1995 г. Ключевым условием реализации Соглашения является признание приоритета научно-технологической сферы всеми государствами-участниками, выражающееся в необходимости ускорения формирования нормативно-правовой базы, ее поддержки и развития, а также соответствующего этому приоритету гарантированного уровня государственного финансирования данной сферы.

В современных условиях для научно-технического развития государств значительную роль играют информационные ресурсы. Еще в 1992 г. государства - участники СНГ подписали в Минске Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией, определившее основные направления совместной работы в данной сфере <1>. Вскоре был организован Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации, в рамках Соглашения реализовывались различные проекты <2>. Позднее возникла необходимость в дополнительном регулировании вопросов, касающихся использования научной информации. Следует отметить, что по данному направлению сотрудничества в 1996 г. была утверждена Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств <3>. А в 1998 г. принято Соглашение о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-технической информацией государств - участников СНГ, которое в настоящее время формирует правовую основу сотрудничества государств в данной сфере <4>.

--------------------------------

<1> Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26 июня 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. N 6. С. 33.

<2> Решение об утверждении Положения о Межгосударственном координационном совете по научно-технической информации и Положения о Фонде развития межгосударственного обмена научно-технической информацией от 13 ноября 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. N 6. С. 33.

<3> Утверждена решением Совета глав правительств СНГ о Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 г.

<4> Соглашение о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-технической информацией государств - участников СНГ от 11 сентября 1998 г.

 

Существенным развитием отношений в области регулирования правового обмена научно-технической информацией явилось подписанное 13 января 1999 г. Соглашение о создании системы межбиблиотечного абонемента государств-участников СНГ. Данное Соглашение представляет собой важнейшее средство обеспечения функционирования общего информационного и научно-технологического пространства.

Также в целях развития научно-технического сотрудничества государств - участников СНГ были приняты ряд соглашений: Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации <1>; Соглашение о формировании и статусе межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере; Конвенция о формировании и статусе межгосударственных научно-технических программ; Соглашение о порядке привлечения научно-исследовательских организаций и специалистов государств - участников СНГ к выполнению национальных научно-технических программ; Конвенция о транснациональных корпорациях; Евразийская патентная конвенция.

--------------------------------

<1> Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. N 4. С. 21.

 

Межгосударственное научно-техническое сотрудничество в рамках СНГ осуществляется как на рассмотренной выше многосторонней, так и на двусторонней основе <1>. Заключаются соглашения о научно-техническом сотрудничестве и в конкретных областях жизнедеятельности государств: например, подписано межправительственное Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Соглашение о научно-техническом сотрудничестве Российской Федерации и Республики Азербайджан 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. N 3. С. 47.

<2> Бюллетень международных договоров. 1994. N 9. С. 42.

 

Современное состояние научно-технического потенциала государств подтверждает вывод о том, что для реализации положений договоров, принятых в рамках СНГ, недостаточно лишь межгосударственных договоренностей, необходимы реальные действия по их выполнению. К сожалению, до настоящего времени государства-участники недостаточно действенно реализуют положения, касающиеся внутригосударственных мер, что, безусловно, негативно сказывается на сотрудничестве.

Изучение деятельности региональных организаций приводит к выводу о том, что для современных условий характерны процессы активизации международного регионального научно-технического сотрудничества. Наблюдается рост числа международных межправительственных и неправительственных региональных организаций. В их структуре формируются специальные органы по вопросам научно-технического сотрудничества.

 

Контрольные вопросы

 

1. Раскройте содержание понятия "право международного научно-технического сотрудничества".

2. Назовите специальные (отраслевые) принципы правового регулирования научно-технического сотрудничества.

3. Что представляют собой программы научно-технического сотрудничества? Являются ли они источником правового регулирования научно-технических отношений?

4. Какие виды и формы научно-технического сотрудничества вы знаете?

5. Перечислите органы ООН, координирующие международные научно-технические отношения. Раскройте их компетенцию.

6. Какие этапы развития международного научно-технического сотрудничества в рамках региональных организаций вы знаете? Раскройте содержание основных актов.

 

Литература

 

1. Борисов К.Г. Механизм правового регулирования процесса интернационализации многосторонних научно-технических связей в современной всеобщей системе государств. М., 1988.

2. Гумеров Л.А. Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества государств - участников СНГ. М.: РАП, 2005.

3. Ломакина О.Б. Организация международных научно-технических связей: Учебное пособие / МГИМО. М.: МГИМО, 1986.

4. Маркушина В.И. ООН и международное научно-техническое сотрудничество. М.: Наука, 1983.

 

 

 







Date: 2015-08-24; view: 527; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию