Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава III. Право международной безопасности
§ 1. Право международной безопасности на современном этапе
Вся история человечества - это в значительной степени история войн. Долгие столетия война была основным средством разрешения международных конфликтов, способом создания, укрепления одних и уничтожения других государств. Миллионы невинных страдали от агрессивной политики своих правителей. Тем не менее мир, терпимость друг к другу, сотрудничество и взаимопомощь были нравственной основой всех традиционных конфессий, которые и сегодня призывают многих одуматься и всерьез озаботиться проблемой мира. Человечеству нужно было пройти долгие тысячелетия исторического развития для осознания того, что война должна быть объявлена вне закона. Принято считать, что на рубеже XIX - XX вв. возник некий водораздел между правом войны и правом мира. Большая заслуга в этом принадлежит российским юристам, в первую очередь профессору Санкт-Петербургского университета Ф.Ф. Мартенсу, который был одним из организаторов Гаагских конференций мира 1899 г. и 1907 г. Серьезным шагом на пути создания условий для всеобщего мира был Пакт Бриана-Келлога 1928 г., запретивший войну как средство национальной политики. Значительный вклад в развитие идей мира принадлежит Лиге Наций. Однако международное право и универсальные институты международного сотрудничества на том этапе развития не смогли противостоять нацизму, в результате человеческая история получила одну из самых жестоких и кровопролитных войн. С появлением ООН впервые международное право стало иметь в своем арсенале не только запрет на ведение агрессивной войны, но и действенный механизм принуждения возможного агрессора к миру и многие другие средства мирного разрешения международных споров. Именно этим созданный после Второй мировой войны миропорядок отличается от довоенного. Всю мировую историю государства обеспечивали свою безопасность самостоятельно либо в рамках оборонительных союзов. Организация Объединенных Наций была создана с принципиально другой задачей - обеспечить мир и безопасность на коллективной универсальной основе. Устав ООН определил пяти великим державам особый статус - постоянных членов Совета Безопасности ООН с возложением на них главной ответственности за международный мир и безопасность. Объединенные Нации признали, что безопасность неделима, механизмы, ее обеспечивающие, должны иметь универсальный характер и должны быть созданы на равной основе как для больших, так и для малых государств. До сегодняшнего дня эти подходы находят свое отражение не только на универсальном уровне, но и в национальной правовой системе. Так, в Концепции внешней политики РФ от 12 июля 2008 г. провозглашено в качестве ключевой цели "воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем" <1>. В Докладе группы высокого уровня по вызовам, угрозам и переменам был сделан следующий вывод: "Ни одно государство не может опираться только на свои силы. Коллективные стратегии, коллективные учреждения и чувство коллективной ответственности совершенно необходимы" <2>. Данный тезис был неоднократно подтвержден в документах ООН, в частности в Докладе Генерального секретаря ООН "При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека", в котором записано: "...в сегодняшнем мире ни одно государство, каким бы могущественным ни было, не может защитить себя самостоятельно. Мы можем и должны действовать сообща" <3>. В соответствии с этим подходом обеспечение безопасности нашего государства, равно как и любого другого, возможно только в рамках коллективной стратегии глобального масштаба. -------------------------------- <1> Концепция внешней политики РФ от 12 июня 2008 г. <2> Доклад Группы высокого уровня по вызовам, угрозам и переменам "Более безопасный мир: наша общая ответственность". А/59/565. С. 12. См.: www.un.org/secureworld. <3> Доклад Генерального секретаря ООН "При большой свободе: к развитию, безопасности и правам человека". 2005. См.: http:// www.un.org/ russian/ largefreedom/ a59_2005.pdf.
§ 2. Понятие и принципы права международной безопасности
В классическом представлении под безопасностью принято понимать состояние защищенности от опасностей внутреннего и внешнего характера. В Концепции национальной безопасности РФ защищенность рассмотрена в динамике позитивных изменений, при которых обеспечивается устойчивое позитивное развитие общества и государства: "Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России... в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества". Рядом исследователей безопасность рассматривается и как "определенная система гарантий территориальной целостности, суверенитета и всех других национальных интересов - гарантий, основывающихся на силовых средствах политики" <1>. Подобный подход, как представляется, существенно сужает инструментарий регулирования. Обеспечить безопасность в современном мире исключительно силовыми средствами невозможно, и это крайне неэффективная стратегия. Кроме военной безопасности необходимо обеспечивать безопасность экономическую, социальную, экологическую и др. При этом состояние безопасности обеспечивается не только защитой от угроз, но их нейтрализацией за счет механизмов мирного сотрудничества и взаимодействия в самых разных сферах государственной деятельности, жизни гражданского общества. -------------------------------- <1> Золотарев В.А. Военная безопасность государства Российского. М.: Кучково поле, 2001. С. 193.
Что касается соотношения понятий национальной и международной безопасности, то в доктрине принято их рассматривать в диалектической взаимосвязи. Так, профессор С.А. Егоров считает, что "в современных условиях под национальной безопасностью уже недостаточно понимать лишь физическую и морально-политическую способность государства защищать себя от внешних источников угрозы своему существованию, поскольку обеспечение национальной безопасности оказалось в диалектической взаимосвязи с международной безопасностью, с поддержанием и упрочением всеобщего мира" <1>. -------------------------------- <1> Международное право: Учебник / Отв. ред. А.А. Ковалев, С.В. Черниченко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. С. 752.
На сегодняшний день наиболее корректным, емким и обоснованным является следующий подход к определению понятия международной безопасности: международная безопасность - это состояние международных отношений, при которых отсутствует опасность для существования, функционирования и развития как каждого государства в отдельности, так и всех государств, всего международного сообщества в целом. Date: 2015-08-24; view: 492; Нарушение авторских прав |