Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обществе
/289/ Положение женщин из крестьянской среды, все еще составлявших большую часть женского населения, с переходом к индустриальному обществу изменилось относительно мало. Круг их повседневной деятельности составляли работа в поле, домоводство и воспитание детей. Еще хуже было положение сельских наемных работниц и женской прислуги в городе. На протяжении большей части XIX в. им запрещалось вступление в брак, они были полностью бесправны (иногда их называли «белыми рабынями») и беззащитны перед придирками и посягательствами со стороны господ. В случае рождения внебрачного ребенка, отцом которого нередко бывал хозяин дома, их с позором изгоняли из дома, лишь в редких случаях обеспечивая дальнейшее существование. Доля женщин среди прислуги составляла около 90 %, каждая четвертая служанка в Вене происходила из Нижней Австрии, многие – из Чехии. Всего в этой сфере была занята треть трудящихся женщин. Их не защищали профсоюзы, и они подвергались еще более сильной эксплуатации, чем фабричные работницы. Только в 1893 г. состоялось первое большое собрание служанок под руководством Адельхайд Попп, положившее начало самоорганизации этой группы. Совершенно иным было положение женщин из высших слоев. Буржуазные дамы, и тем более дворянки, не работали, у них было достаточно прислуги (большей частью из женщин), на которую они могли взвалить домашнюю работу, посвящая свой досуг благотворительности, воспитанию детей и развлечениям. Некоторые из этих женщин уделяли внимание наукам, занимались живопи‑ /290/ сью, литературой или музыкой, часто держали открытым свой дом, становившийся местом встреч деятелей искусства и науки. Унификация правовой системы в XVIII в. не принесла преимуществ женщинам, дискриминация по половому признаку сохранялась. Некоторые группы женщин, например, дворянки, скорее, утратили часть своих привилегий. Равноправия не принесло и принятие в 1811 г. Общего гражданского кодекса. Неправоспособность и исключение из всякой политической деятельности противоречили постоянно возраставшей и все более заметной для общественности роли женщин в процессе труда. Женщины традиционно работали в сельском хозяйстве, но работница, зарабатывающая вне дома, представляла собой явление, возникшее только в ходе индустриализации. В XIX в. многие женщины были заняты в мелком производстве, численность женщин, занятых в текстильной промышленности, также возросла – с 20 до 50 %. По мере того как становились общедоступными швейные машины, росли и масштабы надомного труда. В прочих сферах промышленности доля женщин колебалась между 4 и 20 %, растущая потребность в женском труде наблюдалась, прежде всего, в электротехнической промышленности, где женщины составляли до четверти персонала, занятого на конвейере. Со времени школьных реформ, проведенных при Марии Терезии, стал возможен более широкий доступ женщин к образованию, которое, однако, ограничивалось элементарными знаниями. Образование более высокого уровня для большинства оставалось закрытым. Хотя и существовали частные школы, главным образом, католической ориентации («английские девы»,[128]урсулинки и др.), а также институты для дворянок и офицерских дочерей, они оставались доступными только элите. В соответствии с имперским законом 1869 г. о народных школах для большинства девочек было введено обязательное обучение, и отныне знания, приобретенные в школе, позволили женщинам открыть для себя первую сферу интеллектуального труда – профессию учительницы. Число женщин, занятых в общественной сфере, было невелико. На государственной службе в девяностых годах XIX в. было занято около 3 % /291/ женщин, а среди служащих венского магистрата женщины составляли около 10 %. Женщины работали преимущественно воспитательницами в детских садах, медицинскими сестрами и учительницами. Они не имели права выходить замуж и в случае заключения брака должны были оставлять государственную службу. Это положение было отменено только после первой мировой войны. В шестидесятых годах XIX в. был основан ряд школ для обучения «специфически женским профессиям», таких как, например, школа служанок Венского союза домашних хозяек или курсы шитья Женского ремесленного союза Вены. С 1916 г. община Вены готовила женщин к работе в социальной сфере. Уже в 1848 г. имели место первые попытки организации женского движения: один из демократических женских союзов протестовал против сокращения заработной платы женщинам. После революции женское движение развивалось только в «неполитической» форме, так как женщинам запрещалось состоять в политических организациях. Конституционно‑монархический женский союз благотворительной направленности пока не ставил перед собой никаких политических целей. Формировались и другие подобные союзы. Наследником революции был только демократический Женский союз. Около 1868 г., после того как в конституции было закреплено право на создание общественных объединений, появились союзы учительниц, а в 1875 г. был основан Венский союз домашних хозяек. Все эти объединения ставили перед собой задачи образовательного характера. Женщинам запрещалось создавать политические союзы, участвовать в них и посещать политические собрания. При анализе движения за эмансипацию женщин необходима социальная дифференциация. Буржуазное движение за эмансипацию началось около 1870 г. Его целью было обеспечение женщинам доступа к образованию более высокого уровня. Символом этого отряда женского движения стала Марианна Хайниш.{43} Хотя уже в 1878 г. женщинам было разрешено сдавать экзамен на аттестат зрелости, в их свидетельствах отсутствовала пометка «Подготовлена к поступлению в университет». Этого удалось добиться лишь в конце восьмидесятых годов XIX в. В 1890 г. в Праге, а в 1892 г. в Вене были впервые открыты гимназические классы для девочек, а в 1901 г. у женщин появились аттестаты зрелости, дававшие право на обучение в университете. С 1900 г. учреждались женские лицеи, а в 1911 г. была открыта первая женская гимназия. /292/ К образованию высшего уровня женщин допускали лишь постепенно – к изучению философии «уже» в 1897 г., фармацевтики и медицины – с 1900 г. Первой женщиной, получившей диплом доктора медицины, стала в 1897 г. Габриела Позаннер фон Эренталь. Она училась в Цюрихе и Женеве, в 1894 г. получила степень доктора, но в Вене ей пришлось заново сдавать все устные экзамены (двадцать один). Несколько позже женщина впервые стала специалистом по теории государства и права. В 1907 г. филолог‑романист Элиза Рихтер была «из милости» допущена к преподаванию, став первой женщиной – приват‑доцентом (университетское начальство исходило из того, что женщина не может и не должна преподавать мужчинам). В январе 1900 г. степень почетного доктора университета была присуждена Марии фон Эбнер‑Эшенбах, мемориальная доска в честь которой на Аркадном дворе Венского университета является единственной, увековечивающей женщину. В 1914 г. в Венском университете насчитывалось всего 708 студенток (при общей численности учащихся 9 тысяч). Полное право на обучение в высших учебных заведениях, как и другие права, было предоставлено женщинам только в 1919 г., с установлением республики. Стоит, может быть, в качестве курьеза упомянуть еще один символический успех: в 1915 г. первая женщина выдержала экзамен по вождению грузовика, причем она не входила в квалифицированную «элиту», будучи всего лишь подсобной работницей. Несмотря на запрет членства женщин в союзах политической направленности, в 1902 г. был основан буржуазный женский со‑ /293/ юз – Объединение австрийских женских союзов, которое несколько позже присоединилось к Международному совету женщин (International Council of Women). В австрийской организации имелись комиссии по образованию, профессиональной деятельности, печати, вопросам мира и борьбе с алкоголизмом. Наряду с Марианной Хайниш, в этой организации активно работала выдающаяся деятельница пацифистского движения Берта фон Зуттнер. Журнал, издававшийся Августой Фиккерт и Розой Майредер, назывался «Документы женщин» (Dokumente der Frauen); на его страницах публиковались и работы деятельниц социал‑демократии. Цели социал‑демократического женского движения были совершенно иными. Оно обращалось не к дочерям буржуа, стремившимся к более высокому образованию, а к работницам и домашней прислуге, отчасти представленным католическим женским движением, с их насущными нуждами и заботами. Ведущей фигурой социал‑демократического женского движения стала Адельхайд Попп.{44} Важнейшими организациями пролетарского женского движения были Просветительский союз работниц, основанный в 1890 г., и клуб чтения «Либертас», существовавший с 1891 года. Упор на просве‑ щение был избран потому, что женщины не имели права создавать политические союзы. Со временем наряду с промышленными работницами свои организации появились у портних и домашней прислуги; позднее они влились в Социал‑демократическую партию. Последняя единственной из трех массовых пар‑ /294/‑/295/ тий включила в свою программу требования женских организаций. Центральными темами обсуждения были избирательное право для женщин, развод и аборт. Значение профессиональной деятельности женщин особенно возросло во время первой мировой войны. Так как многие мужчины находились в действующей армии, женщинам в тылу приходилось брать на себя их функции. На почте и железной дороге, а также в военной промышленности трудилось все больше женщин. Уровень женской занятости в это время достиг своего первого пика, однако довольно скоро мужчинам вновь удалось, что, не в последнюю очередь, было обусловлено высокой безработицей после 1918 г., вытеснить женщин из сферы труда и вернуть их к тем видам деятельности, которые консерваторы рассматривали как «естественные» для слабого пола. Определяющим для формирования образа жизни женщины оставался лозунг «трех К» (церковь, дети, кухня).[129] Отсутствие у женщин избирательных прав (если не принимать во внимание такого курьеза, как избирательные права помещиц, – привилегия, которой они были лишены с введением всеобщего и равного избирательного права для мужчин) и запрет посещать политические собрания затрудняли достижение их целей. Как и в других странах, прежде всего, в Англии, где появился сам термин «суфражизм», в Австрии оформилось движение за предоставление женщинам избирательных прав, чему упорно противилось государство. Основание союза, ставившего целью борьбу за избирательные права для женщин, было запрещено, поэтому соответствующие комитеты удалось создать лишь в нескольких городах. Чтобы решить этот вопрос в соответствии с женскими требованиями, понадобилась кардинальное изменение формы государственного устройства – избирательное право для женщин стало реальностью только в условиях республики. /296/‑/297/
Date: 2015-08-24; view: 295; Нарушение авторских прав |