Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Хронологический провал длиною в три года
Так вот, Рогожский летописец отличается от многих других летописей (по крайней мере в том, что касается интересующего нас периода) тем, что в нем много дат с указанием дней недели, пасхальных праздников и астрономических явлений. За десять лет с Тверской войны (6883) до бегства из Орды Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского (6893), в летописце приведено 18 дат с указанием дней недели. При этом среди них два солнечных и лунное затмения и две даты, связанные с Пасхой. Есть еще одно указание на Пасхалии без дня недели, но с точной датой, так как написано, что в 6887 г. Благовещение Богородицы (25 марта) пришлось на Великий день (Пасху). И одно упоминание о комете – «той же зимой и весной». То есть в общей сложности у нас есть 20 возможностей проверить, какой датой и каким стилем пользовался летописец. Для примера: в Симеоновской летописи, которая, как считается, имеет своей основой ту же Троицкую, дат с указанием дней недели только 13. В Новгородской IV – 9. И так далее. То есть по подробности Рогожский летописец превосходит иные летописи. Что же, проверим нашего летописца. 6883 г.: «Въ 29 день того же месяца ( июля. – Примеч. авт.) на память святаго мученика Калиннiка въ неделю ( воскресенье. – Примеч. авт.) по рану солнце погыбло» [26]. Если считаем, что это 1375 г. (‑5508), то по формуле получается остаток 1, то есть воскресенье. Соответствует. Заглядываем в книгу Д.О. Святского «Астрономия Древней Руси» [27]. Там есть таблица солнечных затмений, подкорректированная по современным данным М.Л. Городецким [28]. И находим в ней затмение 29 июля 1375 г. Видно оно на всей территории Руси, от Новгорода до Киева, очень неплохо. Причем, по приведенной там же более точной таблице [29]видим, что затмение было на самом деле утренним, где‑то с четырех до половины шестого утра. Так что тут у нас есть даже двойное подтверждение даты, хронологическое и астрономическое. «А въ 5 день того же месяца ( августа. – Примеч. авт. ) по рану въ неделю въ канун Спасову дня сталъ около города Тфери» [30].
Date: 2015-08-24; view: 347; Нарушение авторских прав |