Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стемма тетрадей с 30‑й по 44‑ю и распределение филигранейв Рогожском летописце
– Лемех – Голова быка – Рожок в щите, под лилией Но это, насколько я понимаю, не все следы калечения рукописи. Дело в том, что для основного текста использовались разные листы XV в. Это можно определить по филиграням. При первом описании Лихачев отметил шесть основных типов: олень, охотничий рожок, голова быка, женская фигура, фляга пилигрима и неизвестный изогнутый предмет. Клосс называет уже восемь, добавив еще колесницу и литеру В. Изогнутый предмет он называет полуподковой. Анисимова с ним согласна. Только полуподкова у нее превратилась в лемех. Так вот, в основной своей массе (где удалось разобрать) подряд идут листы с одной и той же филигранью. Это естественно: писец, скорее всего, получал пачку листов, купленных у одного производителя. Вот у другого вполне могли оказаться и другие листы. Но надо отметить: в некоторых случаях в тетради смешаны листы двух разных типов. К примеру, в тетради № 12 первый и последний лист – «олень», а третий и шестой – «лемех». Или в двадцать седьмой тетради все листы – «лемех», а третий и шестой – «женщина». Но самое примечательное: тетради 38 и 39. С 32‑го по 45‑ю тетрадь везде используются листы с филигранью «лемех». Но 38‑я – «бык». И в 39‑й листы 1–2 и 7–8 – «быки». А внутри нее – опять «лемех». Совершенно очевидно, что эти тетради – «не родные». То есть на этом месте были другие, но их потом заменили. Клосс считает, ссылаясь на следы пятна на 37‑й и 40‑й тетрадях, что тетради 38 и 39 пострадали от воды, а поэтому их пришлось переписывать. В этом месте даже и чернила другие. Правда, почерк, по Клоссу, тот же, что и в предыдущих и последующих тетрадях. Получается, один и тот же человек писал, а потом правил свою работу? Причем второй раз взял другую бумагу? Правда, поверить в это можно, поскольку филиграни обоих типов датируются примерно одним и тем же временем – 1447–1448 гг. [15] Что касается почерка, то, по тому же Б.М. Клоссу, основная часть сборника написана полууставом второй четверти XV в. Но тут граница еще более неопределенная. Попов считал, к примеру, что подобным почерком писали еще в начале XVI в. Так что конец XV в. представляется вполне разумной датой. Работало пять человек, хотя лишь двух из них можно считать основными писцами. Остальные три почерка фиксируются лишь на отдельных листах (и даже страницах), что заставляет подозревать наличие вставок. Правда, нужно отметить: относительно того, кто какие страницы писал, у различных исследователей единства нет. Так, Клосс приписывает первому писцу авторство листов 11–48, 68‑272, 403–428. Второму – несколько кусков на листах первого. Третьему – 272–285 об., 289–365 об., а также киноварные заголовки. Четвертый‑де заполнял листы внутри массива третьего, а пятый писал л. 366–400 [16]. А Анисимова отдает одному писцу весь кусок с 11‑го по 285‑й лист, с 17‑й строки с 289 по 365‑й и 403–428. Хотя и отмечает, что с 272 по 365‑й листы почерк у него становится более мелким. То есть «третьего писца» Клосса она не считает отдельным человеком. Зато она считает почерк на листах, подклеенных к залитым чернилами листам 348–349, относящимся к тому же XV в., хотя и Лихачев, и Клосс относят его к веку XVI [17].
Date: 2015-08-24; view: 383; Нарушение авторских прав |