Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Sit mihi Crux 7 page





– Сначала, – объявил он нетерпеливо, – давайте уясним, кого вы представляете? Короля Ягеллу?

– Мы представляем… – Шафранец кашлянул. – Мы представляем Польшу.

– Ага, – Прокоп проницательно посмотрел на них. – Значит, представляете себя.

Шафранца это немного возмутило, возможно, он чтото сказал бы, но его опередил Владислав из Опорова, коронный подканцелярий, ректор краковского университета.

– Мы представляем партию, – сказал он с нажимом, – которой небезразлично будущее Польши. А поскольку будущее Польши, в нашем понимании, тесно связано с будущим Чехии, мы хотели бы наши связи укреплять. Мы хотели бы видеть Чешское Королевство в мире, в единстве, а не в смуте и пожаре войны. Мы желаем, чтобы воцарилось согласие и pax sancta. Поэтому и предлагаем наше посредничество в переговорах между Чехией и Апостольской Столицей. Потому что…

– Потому что Ягелло одной ногой в могиле, – перебил его спокойным голосом Прокоп. – Потому что он дряхл и немощен. Он хотел бы оставить после себя ягеллонскую династию, обеспечить сыновьям потомственный трон на Вавеле. А шляхта вставляет палки в колеса. Не по вкусу ей такие планы. К тому же союз с Литвой под угрозой, Витольду захотелось короны, которую ему Люксембуржец обещает и аж руки потирает от удовольствия, как он красиво всё устроил. Поощренный примером, может совершить какуюто невероятную глупость Свидригайло. Папа тем временем призывает, чтобы, наконец, пойти крестовым походом на гуситов. А крестоносцы только этого и ждут. Есть ли чтото еще, что я забыл назвать, князь коронный подканцелярий?

– Скорее нет, – на этот раз с ответом подканцелярия опередил Шафранец. – Вы назвали всё, гейтман. В особенности тот Луцк и ту несуразную идею с короной для Витольда.

– Идея, – подхватил его Миколай Сестшенец, – которая для вас, чехов, может оказаться весьма полезной. Король Ягелло, мало того, что не послушается папу и не выступит с оружием против чехов крестовым походом, он подумывает о союзе с вами. Его рассердил Луцк, ему не терпится насолить Люксембуржцу, отплатить той же монетой. Я знаю, что он задумал вместе с вами, гуситами, ударить по крестоносцам. Эх, черт возьми! В единстве и союзе лях и чех, братья славяне, плечом к плечу в бой, на вражье племя тевтонцев. Не хотелось бы вам с телегами на Поморье, гейтман? На Балтику? В Гданьск?

– Да хоть сегодня, – засмеялся Добко Пухала, а Ян Пардус потер ладони и осклабился.

Прокоп успокоил их взглядом.

– Балтика далеко, – сказал он сухо. – Телегой долго ехать. К тому же через недружественную страну, находящуюся под властью святош. Кто нас в Польше накормит, кто даст кусок хлеба, коням воды, корма? Если за это отлучение от церкви, лишение чести либо костер? Я благодарен вам, бургграф, что вы мне рассказываете о замыслах польского короля. Да вот я думаю: хватит ли Ягелле сил, чтобы вопреки святошам оные замыслы осуществить? Хватит ли ему на это времени? Прежде, чем его Бог к себе призовет? Оставьте Балтику и Гданьск, панове поляки. Давайте поговорим о более близкой географии.

– Верно, – кивнул головой Пётр Шафранец. – А что бы вы сказали об очень близкой? Прямо за границей? Ведь правда, что союз с Литвой под угрозой, не станет Ягеллы, может быть конец и союзу. Может, стоит в таком случае, пока есть время, о новом союзе подумать? Мы же слвянские народы, с одного корня выросли.

– Я хорошо слышу? Вы предлагаете союз Польши и Чехии?

– А что вас так удивляет? Вы сами предлагали королю Ягелле чешскую корону. Несколько раз.

– И каждый раз он отказывался. Причины, ясное дело, мы понимали. Но чехи не примут короля, который не поклянется четырьмя пражскими статьями и не гарантирует свободу вероисповедания.

Шафранец выпрямился.

– Объединенное союзом Польское Королевство и Великое Княжество Литовское, – гордо промолвил он, – это сила, простирающаяся от Балтики до Крыма. Это сила, которая под Грюнвальдом в пух и прах разбила кичливый Орден крестоносцев. Это сила, которая держит в страхе диких Тамерланов, Махметов и других сыновей Велиала.[181]Вместе с тем, это могущественное образование является объединением двух церквей, латинской и греческой, внутри такого могущественного образования существуют различия в догматах веры: вопрос filioque,[182]хлеб причастия, таинства, безбрачие священников и другие различия. Польская корона верно придерживается римской веры, но Литва и Русь имеют полное право исповедовать свою религию, оба обряда полностью равны. Равными являются права для всех земель королевства, нет разницы между русской шляхтой и польской…

– Кому вы, – Прокоп поднял Глову, покрутил ус, – глаза мылите, пан Пётр? Мне или самому себе? Может, вы бы хотели, чтобы так было, но это не так. Великие слова о равенстве и терпимости красиво звучат в краковских аудиториях из уст докторов. Но наружу эти слова както не доходят, глушатся стенами Академии. За университетскими стенами заканчивается теория, начинается практика. Польская практика, то есть Римская Церковь. А для Римской Церкви кем являются православные? Языческой сектой, схизматиками и еретиками, которые оставили истинную овчарню, зараженные постыдными прегрешениями и пороками. Люди такого пошиба, как ваш Олесницкий, во весь голос заявляют об инкорпорации Литвы и Руси в Королевство, хоть бы и насильственное, как раз по причине неполноценности русинов и их веры. Вот такой, значит, союз? Куда силой затягивают? Где гарантия, что в союзе с Польшей, к нам, чехам, принимающих Таинства из Чаши, вы не будете относиться так же? Что не захотите силой обращать нас в вашу веру, перекрещивать, давлением и насильем возвращать в лоно церкви? Где гарантия, что вы не захотите переделывать чехов по русскому образцу, деля их на плохих схизматиков и хороших униатов? На верных, которым уважение, должности и привилегии, и на отступников, которым неуважение, дискриминация, притеснения и преследования? А? Пан подкоморий? Отвечайте!

– Не всё, – молчащего Шафранца с ответом выручил Спитек, – у нас идеально, это вы верно заметили, пан Прокоп. Мы это тоже видим. И изменения предполагаем. Ручаюсь вам, что предполагаем.

– Конечно, предполагаете, – повел усами Прокоп. – Сейчас, когда Свидригайло голову поднял, и поддерживает его, кроме крестоносцев, также русское православье. Может быть, православный русин и получит горсточку привилегий, лишь бы за Свидригайлой не пошел. Пока он нужен, замылят ему глаза толерантностью. А потом сделают с ним то, что Рим прикажет.

Roma est caput et magistra [183]всех верующих в Бога христиан, – сказал Владислав из Опорова. – Святой Отец в Риме является наместником Петра. Нравится это комуто или нет. Нельзя идти на открытый конфликт…

– Можно, – прервал его Прокоп. – Еще как можно. Бросьте это, ксендз. Если б я хотел это слушать, то поехал бы в Краков. Там вы бы меня обращали в веру, а Олесницкий тем временем запретил бы в городе богослужения и всех пугал бы интердиктом.[184]Но мы не в Кракове, мы в Одрах. То есть, я дома, а вы тут с посольством. Содержания которого я так и не понял, хотя проканителились мы уже долго.

На какоето время наступила тишина. Ее прервал, предварительно пару раз кашлянув, Пётр Шафранец.

– Тогда не будем забирать ваше время, многоуважаемый Прокоп. Мы не приехали сюда, чтобы обращать вас в веру. И не приехали, чтобы склонять чехов к союзу с Польшей. Хотя такой союз кажется мне хорошим делом, наверное, еще слишком рано о нем говорить. Потому что Польша не может позволить себе конфликт с Римом, тут же крестоносцы обозвали бы нас язычниками. Как поляки и верноподданные короля Владислава Ягелллы, мы должны думать о благе Польши.

– Переходите к делу.

– Укрепление связей со славянской Чехией – это хорошее для Польши дело. Что препятствует этому укреплению? Что препятствует взаимопониманию, что стоит на пути, что, словно вбитый железный клин, разделяет наши страны? Это Верхняя Силезия. Давайте устраним это препятствие, гейтман Прокоп. Устраним раз и навсегда.

 

– Понимаешь, Рейнмар? – Урбан Гор макнул палец в пиво и быстро нарисовал на крышке стола схематическую карту верховья Одры. – Верхняя Силезия, объединенная с Малопольшей, – это Польское Королевство, объединенное с Чешским. Верхняя Силезия в руках Табора и Польши, занятая гуситами, под формальной властью Корыбутовича, Болька Волошека и других склоняющихся к Польше герцогов. Цешин, Пшчина, Рыбник, Затор, Освенцим, Гливице, Бытом, Севеж, Ополе, Ключборк, Волчин, Бычина, Намыслов. С Польским Королевством более шестидесяти миль общей границы. Гуситские посты в какихто сорока милях от земель Ордена, для Табора с боевыми колесницами это не более шести дней перехода, а Табор и Сиротки аж сгорают от нетерпения, чтобы засыпать соли за шкуру крестоносцам. И кто воспротивится аннексии, кто будет протестовать? Люксембуржец? Верхняя Силезия – это законные чешские земли, а чехи Люксембуржца не признают королем. Папа? Ягелло заявит, что Силезию захватил баламут Корыбутович без его ведома и согласия, sine sciencia et voluntate, а польские войска заняли приграничные силезские крепости с единственной целью создать преграду на пути распространения ереси.

– Кто поверит в такую чепуху? В такой вздор?

– Это политика, Рейнмар. В политике есть две альтернативные цели: первая – соглашение, вторая – конфликт. Соглашение достигается, когда одна из сторон верит в чепуху, которую говорит другая.

– Понимаю.

– Пора нам покинуть Одры. Я еду на Совинец, потом дальше. Побег Шиллинга усложнил мои планы, теперь дополнительно Прокоп шлет с миссией, в дальний и долгий путь. Ты же, Ланселот, наверняка спешишь к своей попавшей в затруднения Гиневре. Разве что чтото изменилось?

– Ничего не изменилось, попрежнему спешу. Но езжай сам. Мне надо еще здесь остаться.

 

На Поясной улице, прижавшись к городской стене, стоял мрачный каменный дом, в котором размещались тюрьма, городской застенок и дом палача. Место источало враждебную ауру на все ближайшие окрестности, кто мог, избегал его, убрались оттуда торговля и ремесло. Остался один пивовар, которому, если варил хорошее пиво, никакое месторасположение не могло помешать. Также остался, что удивительно, пивной погребок, к которому вели крутые ступени. Погребок, не опасаясь ассоциаций, хозяин назвал «У палача».

Ступени вели глубоко, к сводчатым подземельям. Только в одном из них, в самом дальнем, было застолье. Рейневан приблизился к участникам застолья. На него не сразу обратили внимание. И встретили глухой тишиной.

– Это Рейневан, – огласил наконец Адам Вейднар герба Равич. – Медик из Праги. Собственной персоной. Бог в помощь, эскулап! Входи, пожалуйста! Ты ведь всех знаешь, не правда ли?

Рейневан знал почти всех. Ян Куропатва из Ланьцухова герба Шренява и Якуб Надобный из Рогова герба Дзялоша, с которым совсем недавно ему пришлось делить заключение, приветствовал его поднятием рук, подобным образом поступил Ежи Скирмунт герба Одровонж, которого он знал еще с пражской поры. Сидящий возле Скирмунта Блажей Порай Якубовский знал Рейневана, но както не торопился это открывать. Остальные, выедавшие кашу из мисок и внешне занятые только кашей, были ему незнакомы.

Зато ему был знаком вожак всей comitivy, седоватый мужчина с загорелым лицом на котором были видны следы перенесенной оспы. Запомнившийся ему со времени прошлогоднего силезского рейда Федор из Острога, луцкий старостич, русский князь и атаман, наемник на службе у гуситов. Он не спускал с Рейневана черных глазок, враждебное проникновение которых не был в состоянии ни скрыть, ни ослабить полумрак комнаты и нависший дым.

– Те двое за кашей, – представлял дальше Вейднар, – это пан Ян Тлучимост герба Боньча. И Данило Дрозд из путных бояр.[185]Присаживайся, Рейневан.

– Я постою. – Рейневан решил поддерживать официальный тон. – Да и времени у меня немного. Князь Корыбутович, на службе которого вы, милостивые государи, находитесь, просил меня установить с вами контакт. Я, чтобы вы знали, оказал князю некоторые услуги, за это он обещал мне auxilium [186]в некоторых импедиментах,[187]которые появились на моем пути. Как я понимаю, это вы должны быть этой auxilium? Это вы должны будете мне помочь?

Наступила долгая и скорее гнетущая тишина.

– Ну вот, пожалуйста, – промолвил наконец Федор из Острога. – Вот попался нам чертов немец, черти его б маму мучили. Слушай, ты… Забыл, как тебя звать?

– Рейневан, – посказал Куропатва.

– Слушай, ты, Рейневан, черт с твоим ксилиум или консилиум, оставь их для педиментов или других содомитов, мы нормальные хлопцы и чувствуем отвращение к этим французским модам. Не хочешь садиться, так стой, мне один хрен, стоишь ты или сидишь. Ты нам говори, что тебе говорить приказали.

– Что именно?

Herrgott! Нам Корыбутович говорил, что ты знаешь, когда сюда на Одры деньгу повезут, большую деньгу. Нам князь говорил, что ты нам дорогу скажешь, которой ту деньгу будут везти.

– Князь Сигизмунд, – медленно ответил Рейневан, – и словом не обмолвился ни о каких везенных деньгах. А если б даже об этом обронил словцо, я бы его вам точно не повторил. Сдается мне, что произошло недоразумение. Я повторяю, князь обещал мне ваши услуги…

– Услуги? – перебил Федор. – Служить? Черту в жопу! Я князь, я хозяин Острога! Тьфу! Baszom az anyát! [188]Корыбутович мне приказывать не будет! Большая шишка, Корыбутович, князь чешской милостью нарисованный!

– Понимаю… – Рейневан поднял голову и посмотрел свысока. – Поскольку понятно было сказано. В связи с этим прощаюсь с уважаемой компанией.

– Подожди, – Ян Куропатва поднялся изза стола. – Подожди, Рейневан, зачем эта горячность? Давай обсудим. Ты говорил, что тебе нужна помощь. Дак мы не прочь от того, чтоб тебе помочь, ежели и ты нам помощь окажешь, в нашем мероприятии…

– В каком? В грабеже?

– И откуда в тебе столько гонору? – спросил Надобный. – А? Нос задираешь? А что тебе дала уже эта борьба? Эта революция? Раны, шишки, анафему и инфамию,[189]как и нам. Не пора ли о себе подумать, медик, о собственном благе, здоровье и счастье?

– Нам будет польза, – убедительно заявил Куропатва, – то и тебе будет польза. Поможешь нам в мероприятии, будешь допущен к дележу, собственные карманы хорошо наполнишь. Я правильно говорю, ваша милость Острожский?

– Прощайте, – Рейневан не стал дожидать, пока его милость подтвердит. – Бог с вами.

– А ты куды? – холодно спросил Федька из Острога. – Чего удумал? Донести Прокопу? Нет, браток, не выйдет. Хватай его, Куропатва!

Рейневан увернулся, толкнул Куропатву на Надобного. Вейднар вскочил со скамьи, Рейневан приемом Шарлея дал ему пинка по колену, потом падающему заехал в нос. Тлучимост герба Боньча бросился на него и обхватил, к нему на помощь поспешил через стол путный боярин Данило, сметая и разбивая посуду. Острожский, Скирмунт и Якубовский не тронулись с мест.

В руке боярина блеснул нож, Рейневан вырвался с объятий Тлучимоста и потянулся за собственным кинжалом, но Вейднар повис ему на локте, а Куропатва захватом обездвижил левое предплечье. Боярин Данило пихнул ножом.

А Рейневану припомнился Бруно Шиллинг, ренегат из роты смерти.

Он отклонил корпус, чувствуя на груди локоть вооруженной руки, согнул резким движением тела, выкрутил, перевернул, толкнул плечом что есть силы. О чудо, получилось, хотя и не совсем. Вместо того, чтобы войти в горло, перевернутое лезвие только распороло щеку. Боярин завыл, как зверь, залил кровью себя и всё вокруг. Федор из Острога заревел.

Заревел и упал ударенный рукоятью палаша Тлучимост, закричал Надобный, которому рубанули ладонь. Получивший удар кулаком и пинок Куропатва полетел на стол, в глиняные черепки и разлитое пиво.

– Ноги, Рейневан! – Урбан Горн махнул палашом и пинком повалил пытающегося встать Вейднара. – Ноги! На лестницу! За мной!

Ему не пришлось повторять дважды. Снизу их настигало завывание путного боярина. И бешенный рев князя Федьки из Острога.

Baszom az anyát! Baszom a világot![190]Ёб твою мать, zkurvena kurva![191]

 

– Твою мать, – Урбан Гор сгорбился в седле. – Кровоточит. От этих эксцессов у меня швы разошлись.

– У меня тоже разошлись, – Рейневан пощупал бедро, оглянулся за спину. – Я займусь этим, у меня есть при себе инструменты и лекарства. Сначала, всётаки, давай отъедем.

– Давай, – согласился Горн. – Отъедем, как можно дальше. Прощай, город Одры. Ну, что будем делать, дружище? Поедешь со мной в Совинец?

– Нет. Я возвращаюсь в Силезию. Ты забыл? Гиневра в беде.

– Тогда спасай Гиневру, Ланселот. А злой похититель Мелеагант должен свое получить. Вперед.

– Вперед, Горн.

Они пустили коней в галоп.

 

Глава двенадцатая,

 

в которой женщина, пахнущая розмарином, предлагает Рейневану сотрудничество и помощь, в результате чего дела принимают плохой оборот. Ситуацию спасает легенда, которая словно Deus ex machina вдруг вылазит из стены.

Недалеко от школы, напротив дома командории иоаннитов, на карнизе, чтобы возвыситься над собравшейся толпой, стоял человек в черной епанче, с длинными, редкими, спадающими на плечи волосами.

– Братья! – кричал он, оживленно жестикулируя. – Антихрист объявился! Среди знамений и лживых чудес! Предсказанный убийца святых, сидящий как тиран в городе семи холмов! В Риме, проституируя престол Петра, правит наместник сатаны и главарь сатанинских слуг! Правдиво говорю вам, папа римский – это Антихрист! Мерзость, посланная адом.[192]

Толпа слушателей увеличивалась. Лица слушающих были мрачными, мрачным было их молчание, злое, тяжелое, поистине гробовое. Было это скорее необыденно, поскольку обычно выступления такого типа, в последнее время очень частые, сопровождались смехом, криками «браво» и возгласами одобрения, перемешанными со свистом и руганью.

– Что такое сегодня, – возбужденно кричал длинноволосый, – Римская Церковь и весь клир? Это шайка отщепенцев и мошенников, движимые только похотью. Это погрязшая в грязи и разврате банда злодеев, пресытившаяся богатством, властью, почестями, одевшая видимость святости и маску религии, делающая со святого Божьего имени злодейское орудие, принадлежности для своего распутства. Это одетая в пурпур вавилонская курва, пьяная от крови мучеников!

– Смотрите, смотрите, – сказал за спиною Рейневана мягкий, как атлас, альт. – Банда злодеев, пьяная курва. Кто б предположил, что дела зайдут так далеко. Воистину, настало время больших перемен.

Он обернулся. И сразу же узнал ее. Не только по голосу. Тонкий шелк, которым она маскировалась тогда, во Вроцлаве, не скрыл того, что он видел и сейчас. Желтозеленых глаз с нахальным выражением. Глаз, которые он запомнил.

– Еще год тому… – Она придвинулась к нему, достаточно бесцеремонно взяла под руку. – Еще год тому чернь была бы разогнана, а крикун – под замком. А тут, пожалуйста: болтает и болтает, причем в людном месте города. Неужели чтото закончилось? А может, начинается?

– Кто ты?

– Не сейчас.

Он чувствовал рядом тепло, которое она излучала сквозь плащ и мужской ватированный вамс. Ее тепло он также запомнил. Тогда, во Вроцлаве, когда искал на ее теле симптомы заразы. Ее волосы покрывал капюшон, но они выделяли тот едва уловимый запах розмарина, который он помнил с Ратибора.

– Истинно говорю вам! – Всё больше и больше распалялся и возбуждал свой голос человечек в епанче. – Римская Церковь – это не Церковь Христа, но епархия дьявола, пещера разбойников. Там выставляют на торг священные законы, тайны Божественности, воплощение Слова! Делят на куски неделимую Троицу. Ловкие мошенники, фальшивые пророки, жульнические священники, лживые учителя, неверные пастыри. Они нам напророчены! Сказано: ими дорога правды будет завалена кощунствами; для удовлетворения своей похоти обманными словами вас продадут. И вот, поглядите на римскую курию, на ее буллы, на лживые мессы, на индульгенции. Разве, скажите, не продают они нас? Не выдают наши души на муки? Братья! Мы должны отмежеваться от насланных дьяволом нечестивцев и мерзавцев, мы не можем иметь с ними ничего общего, не можем быть соучастниками творимой ими мерзости. Ибо в мире существует только добро и зло, свет и тьма, верующие и неверующие, те, которые с Богом, и те, которые вопреки Богу стоят на стороне Велиала!

– Не будем искушать судьбу, – сказала одетая в мужской вамс, пахнущая розмарином обладательница зеленых глаз. – Перемены переменами, но до идеала этому миру еще далеко. Есть свет, есть тьма и есть такие, которые доносят. Через минуту здесь будут солдаты из ратуши и сыщики Инквизиции. Пойдем отсюда.

– Куда?

– Пойдем, говорю.

– Нет. Сначала ты объяснишь мне…

– Ты хочешь отыскать Ютту или нет?

– Дрожите пред гневом Господа! – слышали они, отходя. – Вы, поверившие обману, но закрывшие уши перед правдою. Полюбившие неправедность и идущие за распутством. Вы, на которых приговор проклятия давно в силе! Дрожите и кайтесь! Ибо приближается день гнева, день горя, день слез. Приближается День Суда!

Dies irae, dies illa, – ворковала, прижимаясь к его плечу, таинственная зеленоглазка. – Et lux perpetua.

– Куда мы идем?

– В синагогу. Но ты не бойся, я не буду обращать тебя в иную веру. Будь себе гоем хоть до Судного Дня. Но в синагогах не бывает шпиков. Они туда не заглядывают. Боятся еврейских чар.

Однако в синагогу, находящуюся в северовосточной части города, недалеко от Новых ворот, они не вошли.

 

Они сидели на карнизе, скрытые за ступенями, ведущими в Эзрат Нашим, то есть в девичью. Рейневан чувствовал себя неуверенно и скованно под пронзительными взглядами странной женщины, взглядами глаз зеленых, как у кошки, и таких же непостижимых. Он переломил себя. Ему надоела неопределенность. Надоели тайны. И надоело, что им манипулируют.

– Сначала о главном, – перебил он ее, едва она начала говорить. – С него начнем. Кто ты? Почему ты помогла мне во Вроцлаве, зачем вмешалась, когда меня арестовали? Почему ты сейчас здесь, чтоб, как утверждаешь, помочь мне освободить Ютту? По чьему приказу действуешь? Ведь очевидно, что ты не делаешь это по собственной инициативе, самостоятельно, тронутая человеческим горем…

– А почему, собственно, – она наклонила голову, – это так очевидно? Неужели я не похожа на того, кого может тронуть горе? Сначала о главном, говоришь. Хорошо, лишь уточним, что является главным. Касательно того, чтобы я представилась, пожалуй, могу согласиться. Подумав. Впрочем, ты меня уже об этом расспрашивал, в Ратиборе, весной. Имеешь право знать мои анкетные данные. И не только.

Она сорвала с головы капюшон, резким движением разметала волосы, черные и блестящие, как вороньи перья.

– Меня зовут Рикса Картафила де Фонсека. Можешь говорить Рикса. Что ты вылупился?

– Я не вылупился.

– Вылупился. Высматриваешь, где у меня нашит Judenfleck? [193]Тебе было бы легче, если б меня звали Рахиль? Или Сара?

– Перестань, пожалуйста! – К нему вернулось самообладание. – Ты представилась, спасибо, премного благодарен, для меня большая честь, мне очень приятно.

– Ты полностью уверен, что приятно?

– Полнейше. Не будем поднимать уже этот вопрос. Перейдем к другим.

– Я не могу тебе сказать, по чьему приказанию я действую. Не могу и всё, на этом закончим, больше никаких вопросов. Должно хватить того, что знаешь.

– Не хватит. Твои собственные тайны – это твое дело. Когда они касаются только твоей личности, пускай себе будут секретами. Но не тогда, когда они касаются меня. Ты чегото от меня хочешь. Я хочу знать…

– Хорошо, – тут же перебила она. – Самое время, чтобы ты это узнал. Дальше скрывать это невозможно. Я хочу от тебя точно того же, что Лукаш Божичко и Инквизиция: сотрудничества и информации. Божичко вынуждает тебя к сотрудничеству шантажом и угрозами. Я же хочу убедить тебя сотрудничать, доказывая общность интересов. В принципе, я уже это доказала. Я заботилась, чтобы с тобой не случилось ничего плохого, работала за твоего ангелахранителя. А теперь помогу тебе отыскать Ютту. Я заявляю о помощи, причем, помощи неотложной, мы отправляемся уже сегодня. Разве это мало?

– Это много. Договаривай, пожалуйста.

– Ты близок к Прокопу. – Она сощурила глаза. – Находишься возле Прокоупека, Пухалы, Бедржиха из Стражницы, Корыбутовича, Краловца, знаком с Колдой из Жампаха, Пётром Поляком и Яном Чапеком. Тебя везде допускают к конфиденции. И к секретам. Я тоже хочу знать эти секреты. Мы понимаем друг друга?

– Нет.

– Ты будешь меня информировать о том, чего добиваются гуситы. Только конкретно, Рейневан, конкретно. Никаких пророчеств Малахии, никаких дат смертей и тому подобных колдовских откровений.

– Ты нас подслушала в Ратиборе. Меня и Божичка.

– Разумеется, подслушала. Ты мне тогда понравился, знаешь? Ты предоставил ему информацию, но при этом не изменил своим убеждениям, никого не предал, никому не навредил. Ясное дело, если бы не мое вмешательство тогда, Божичко заставил бы тебя открыть вещи более конкретные. А поскольку это я ему в том воспрепятствовала, будет справедливо, если эту конкретику получу теперь именно я.

– Интересное понятие о справедливости, – он встал. – Послушай, Рикса Фонсека. Я не буду твоим доносчиком. Ты не узнаешь от меня ничего. Если это было условием нашего сотрудничества, то сотрудничества не будет.

– Я на твоей стороне, – Рикса тоже встала. – Я доказала это. Я не склоняю тебя к отступничеству. Не неволю к предательству. Я хочу сотрудничества. Обоюдовыгодной кооперации.

– Обоюдовыгодной. Неимоверно.

– Повторяю, я на твоей стороне. Я также на стороне идеалов, которым верен ты.

– Ясно, – фыркнул он. – Ты всем сердцем поддерживаешь Чашу и любишь гуситское движение, это из любви ты хочешь проникнуть в Табор и шпионить за Прокопом. Это, как я вижу, политика высокого уровня. Я немного разбираюсь в политике, знаю, что у нее есть две альтернативные цели: одна – это соглашение, вторая – конфликт. Соглашение достигается тогда, когда одна из сторон изображает, что верит в чепуху, которую говорит вторая. Мы вдвоем, к сожалению, конфликтуем. Я не верю в чепуху, которую ты говоришь. И не думаю изображать, что верю.

Она просверлила его глазами.

– Я не заставляю тебя верить. Я хочу сотрудничества, а не веры.

– Я не буду твоим информатором. И точка. Благодарю за помощь. Благодарю за предыдущие усилия, мой ангелхранитель.

– А ты ни о чем не забыл? А Ютта?

– Шантажом ты ничего не добьешься. Прощай. Бог с тобой.

– Тише, – улыбнулась она. – А то еще раввин услышит. Рейневан, я всего лишь дразнила тебя.

– Повтори, пожалуйста.

– Я дразнила тебя. Мне было интересно, как ты среагируешь. Я на твоей стороне. Не нужно мне от тебя никакой информации. Я не буду тебя склонять выдавать секреты. Ютту я помогу тебе отыскать и освободить без какихлибо дополнительных условий и обязательств. Ты хочешь найти Ютту?

– Хочу.

– Трогаемся уже сегодня.

– У меня к тебе просьба.

– Слушаю.

– Больше не дразни меня. Никогда больше.

 

Когда они оставили город, Рейневан несколько раз оглянулся назад, погруженный в раздумья. «Третий раз судьба забрасывает меня сюда, – думал он. – Третий раз на протяжении последних четырех лет. Под Стшегомом я встретил Шарлея, в Стшегоме увидел его в действии, когда он задал трёпку трем пижонам. Из Стшегома оба бежали от погони, которую за нами выслали. Это было летом 1425 года. Во второй раз я был под Сшегомом четыре месяца тому, в феврале, в Пепельную среду, когда бомбарды и блиды Сироток метали на город ядра и зажигательные снаряды. Следы этого обстрела видны до сих пор. Из Стшегома я уехал, чтобы искать Ютту во Вроцлаве…»

– Я искал Ютту, – обратился он к едущей рядом с ним Риксе, – во Вроцлаве. Я искал ее в Зембицах, в Белой Церкви, в Немчи, в Олаве. Я пробовал магию, безуспешно. Пробовал запугивать и шантажировать. Что теперь? Куда направляемся? Какие у нас планы?

– Подобно тебе, – Рикса Картафила де Фонсека обернулась в седле, – я тоже начала с Зембиц. Я знала обычаи князя Яна. Он привык заключать панночек, чтобы с ними давать себе волю, но не любил для этого далеко ездить. Очертив вокруг Зембиц круг радиусом в милю, можно было бы найти Ютту Апольдовну максимум за два дня, в какомнибудь замочке или монастырьке, словно Рапунцель, выглядывающую из окна своего сказочного принца. Но принца опередила Инквизиция. Рапунцель похитили, и теперь ищи ветра в поле…

Он посмотрел на нее, а взгляд, наверное, был очень выразительным, потому что она тут же посерьезнела.

– Магия ничего не даст, – сказала она, – когда применены защитные чары. Шантаж и подкуп – хорошие методы, но в отношении такого труса и прохвоста, как ксендз Фелициан. Но ты не волнуйся. Есть другие методы. Мы едем, как ты заметил, Яворским трактом. В Яворе мы навестим одну особу, которая обычно бывает хорошо проинформированной, попробуем сделать так, чтобы она захотела поделиться информацией. Но это уже завтра. Главное, чтобы мы прибыли на место утром, а я не хочу ночевать в Яворе, там слишком шпики шарят по постоялым дворам. Остановимся на ночлег в Рогожнице, «Под аистом», там безопасно, а блохи представлены в разумном и приемлемом количестве. Попридержи коня. Я должна тебя предупредить. И предостеречь.

– Слушаю.

– Мы притворяемся двумя путешествующими семинаристами, такие не вызывают ни подозрений, ни даже заинтересованности. Если ведут себя нормально. Как пристало семинаристам.

– То есть?

Date: 2015-08-22; view: 352; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию