Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дорийцы
В XII в. до н.э. в Элладу вторглись дорийцы, принадлежавшие к протоиллирийским и протомакедонским племенам. Они были кочевниками и стояли на крайне низкой ступени общественного и культурного развития. Они отличались исключительной воинственностью и жестокостью. Возглавляли дорийское завоевание Гераклиды, потомки Геракла. Дорийцы захватили и разрушили Микены, Афины, Тиринф, Пилос и другие эллинские протополисы. Городская жизнь оказалась прерванной, городское население исчезло; ученые, художники и ремесленники эмигрировали. Достижения прежней культуры были утрачены: перестали функционировать верфи, поддерживаться морские сообщения, разрушились дороги и мосты, водопроводы и каналы, не стало каменных построек, величественных гробниц; исчезли фрески и расписные полы; была предана забвению письменность; грамотность стала преследоваться как занятие черной магией. Дома стали делаться из дерева и необожженного кирпича, глиняная посуда упростилась, искусную вазопись вытеснил геометрический орнамент, вместо захоронений в земле (ингумация), стала практиковаться кремация. Замерла жизнь в святилищах – Дельфах, Делосе и др. Не стало ни царской власти, ни жречества, ни письменности. В цивилизационном отношении Эллада была отброшена на несколько столетий назад. В то же время дорийцы явно превосходили эллинов в военном отношении и в военизированных технологиях. Дорийцы умели обрабатывать железо, изготовляли железное вооружение, применяли линейное построение тяжелой пехоты, позднее получившее название фаланги, использовали конницу. Наступила героическая эпоха, в которой место письменности заняла изустная эпическая традиция. Историки называют эту эпоху гомеровской (XI – IX вв. до н.э.), по имени легендарного поэта-певца Гомера. Он, вероятнее всего, был уроженцем о. Хиоса и жил на рубеже IX – VIII вв. до н.э., еще до 776 г. до н.э., года Первой Олимпиады, не известной поэту. Ему принадлежала финальная переработка «Троянского» поэтического цикла и создание «Илиады» и «Одиссеи». Современные лингвистические исследования подтверждают языковое и стилистическое единство поэм, являющееся результатом индивидуального авторства. Гомер использовал опыт предшествовавших певцов-аэдов нескольких столетий, в частности, Фамириса, Демодока, Фемия. Исследователи справедливо выделяют в поэмах напластования различных эпох – догомеровской, гомеровской и даже постгомеровской, поскольку после Гомера «Илиада» и «Одиссея» еще более 200 лет существовали и передавались в изустной традиции и были записаны по повелению Писистрата в VI в. до н.э. Гомеру неизвестны достижения прежних высокоразвитых культур Крита и Микен. Гомер ничего не знал о водопроводе, канализации, дворцах, акрополях; он не упоминал о фресках, мозаиках, изысканной керамике; он располагал достаточно смутными представлениями о странах, граничивших с Элладой, сведения об Италии у него были откровенно фантастическими. Гомер порицал образованных людей, все его герои сплошь безграмотны. Только столетия спустя нравы дорийцев смягчились, они восприняли обычаи, моду и язык эллинов. Только к IX – VIII вв. до н.э. стала восстанавливаться городская жизнь и общая культура Эллады. В VIII в. до н.э. восстанавливается и письменность, и она приобретает характер фонетического письма. Это было самым значительным открытием греков – возник греческий алфавит, первый в истории. Появление греческой письменности зачастую рассматривают как результат заимствования у финикийцев. Действительно, большая часть букв греческого алфавита, как и само слово «алфавит», производное от первых двух букв, совпадает со знаками финикийско-семитского письма: достаточно сравнить греческие α (альфа), β (бета), γ (гамма), δ (дельта) и финикийские (алеф), (бет), (гимель), (далет), обозначающие соответствующие понятия – «бык», «дом», «верблюд», «дверь». Но это суждение не позволяет оценить по заслугам новаторство греков, а именно: введение знаков для записи гласных звуков, отсутствующих в финикийской письменности. Оказалось, что для записи всего многообразия слов достаточно 24 знака, а не нескольких сотен, как в силлабическом или слоговом письме, и не нескольких тысяч, как в иероглифическом письме. Алфавит дал возможность точнее фиксировать и передавать социальную и культурную информацию, стал фактором стремительного развития литературы и поэзии. Изобретение алфавита, без преувеличения, положило начало эллинской цивилизации. Открытие эллинами знаков для записи гласных впоследствии будет воспринято и самими финикийцами, у которых эллины многому научились, и другими семито-хамитскими и европейскими народами. Date: 2015-08-24; view: 300; Нарушение авторских прав |